Здоровье детей - одна из главных задач государства. В настоящее время понимание здоровья как категории, значимой для жизни общества, находит все более широкое распространение. Нарушений в состоянии здоровья учащихся столь много, что это вызывает серьезную обеспокоенность медиков и педагогов.
Так, на основе данных полного медицинского обследования учащихся Набережночелнинской школы № 68 (216 детей) в 2018 году выявлено, что:
- в консультации кардиолога нуждаются 4 учащихся;
- в ЭКГ имеют отклонения - 58 учащихся;
- в консультации эндокринолога нуждаются 9 учащихся;
- повышен сахар - у 49 учащихся;
- высокий холестерин - у 36 учащихся;
- слабая функция внешнего дыхания- у 20 учащихся;
- необходимость наблюдения у психоневролога есть у 3 учащихся.
Таким образом, у более половины учащихся школы были выявлены нарушения здоровья.
Обсуждая результаты исследований, коллектив школы пришел к выводу, что при такой картине «здоровья» учащихся страдает качество образовательного процесса, а значит необходимо направить усилия педагогов, родителей и самих детей на оздоровление и укрепление здоровья.
Среди различных способов сохранения и укрепления здоровья ценны те способы, которые доступны, физиологичны, интересны, не требуют специального дорогостоящего оборудования. И такой способ нашелся. Это спиральная гимнастика, которую разработал корейский профессор Сеульского национального университета Пак Чже Ву. Среди большого количества различных методик лечебной гимнастики спиральная гимнастика занимает особое место благодаря ряду своих уникальных свойств. Она способна восстанавливать физическое здоровье и даже гармонизировать психическое состояние.
Главное ее преимущество - физиологичность выполнения. Все движения выполняются плавно и только в границах нормальной анатомической подвижности суставов, без форсирования, стресса для органов и тканей. Второй важный момент - эффективное расслабление мышц за счет последовательной комбинации противоположных скручивающих движений, при этом улучшается координация движений тела, укрепляется позвоночник, восстанавливается кровообращение, улучшаются обменные процессы.
Благодаря этим эффектам удается не только снять болевые проявления, но и общий статус тела так же меняется - балансируется состояние нервной системы, повышаются адаптационные возможности организма. Кроме того, выполнение спиральной гимнастики просто, комфортно и не требует чрезмерных физических усилий.
Спиральная гимнастика состоит из 64 движений. Скручивая тело, можно быть абсолютно здоровым. «Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным, подбирая правильные физические упражнения» - говорил Гален.
Гимнастика абсолютно не имеет противопоказаний и делать ее могут все - и здоровые, и люди, имеющие заболевания, и дети.
Комплекс состоит из четырех стадий (по 16 движений в каждом):
- Базисные движения (руки скручиваются в том же направлении, что и тело).
- Диагональные движения (руки скручиваются противоположную сторону по отношению к той, в которою скручивается тело).
- Вращательные движения.
- Быстрые движения. Они выполняются естественно и непринужденно в состоянии расслабления.
Школой было принято решение организовать кружок «Здоровые дети», целью которого было ознакомить детей со спиральной гимнастикой, практиковать ее. Занятие делилось на 2 части: в первой половине занятия дети разучивали и выполняли комплекс гимнастики под музыку, созданную профессором П.Ч. Ву, во второй части занятия шло знакомство с играми народов мира и дети удовлетворяли свою потребность в играх. Кружок посещали дети основной, подготовительной и даже специальной медицинской группы. Это стало возможно благодаря физиологичности упражнений гимнастики.
Каждое занятие начиналось с твист-ходьбы, т.е. ходьбы со скручиванием стоп, плеч и рук. Для придания интереса этому упражнению, оно было названо «Гномики». При скручивании стоп внутрь, плечи сводились вперед и это движение называлось «сердитые гномики», при разведении стоп в стороны, раскрытии плеч, звучала команда: «веселые гномики».
Комплекс гимнастики разучивался по стадиям (всего 4 стадии). Несколько занятий уделялось разучиванию I стадии, ее отработке. Затем разучивались упражнения II стадии и совместное выполнение упражнений первых двух стадий. Таким образом, подключались упражнения всего комплекса. Такое последовательное изучение доступно детям, развивает память, пространственные понятия лево-право, верх - низ, левый нижний угол, правый верхний угол… Для детей, слабо ориентирующихся в пространстве, и с детьми 2-х классов термины упрощались. Так, вместо инструкции «тянемся в левый верхний угол» следовала упрощенная инструкция: «тянемся влево к солнышку», вместо инструкции «развернуть руки в правую сторону» следовала: «угощаем всех конфетами справа», вместо «тянем руки вправо вниз» следовала инструкция «собираем ягодки справа» и т.д. Эту гимнастику мы с детьми называли «самая лучшая гимнастика». В это словосочетание детям было вложено понятие «самая ценная». В дополнение к комплексу гимнастики с учащимися 4-х классов разучивались спиральные движения для рук, стоп, пальцев, глаз. Кроме занятий на кружке учащимся было предложено выполнять гимнастику ежедневно дома и в школе на утренней зарядке.
Дети с удовольствием ходили на кружок, выполняли гимнастику.
Было замечено, что учащиеся стали активнее и собраннее на уроках, уменьшилось количество пропусков по болезни, повысился процент успеваемости и качество выполнения уроков на ГПД, спокойным стал микроклимат в коллективе. Ежедневно проделывая комплекс спиральной гимнастики, можно надолго сохранить свое здоровье и укрепить здоровье учеников.
Список использованной литературы
- Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учебное пособие. - М.: СпортАкадем Пресс, 2002.
- Пак Чже Ву. Твист гимнастика, Москва, Институт спиральных движений, 2003.
- Пак Чже Ву. Лечебные твист-движения кистей рук. Москва: Су-Джок Академия, 2004-184 с.: илл.