Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной и перед своей семьей, воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки.
Задачи:
- помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества;
- убедить учащихся в том, что истинный патриот своего Отечества должен знать историю своего народа, испытывать чувство гордости за своих соотечественников, должен готовиться к защите Отечества;
- расширить кругозор учащихся;
- учить самостоятельности, коллективизму.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя, родителей;
- формирование навыков переработки информации, умения делать выводы в результате совместной работы над проектом;
- организовывать проектную деятельность и представлять ее результаты.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- уметь излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- уметь работать в группе;
- эффективно распределять обязанности.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, карточки, презентация.
Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята.
Вы готовы поработать? (Да!)
Вы готовы отвечать? (Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (Да!)
Ну а главное - готовы
Вы сегодня рассуждать? (Да!)
СКАЗАТЕЛЬНИЦА
Верьте, аль не верьте,
А жили на белом свете
Третиклашки, золочёные рубашки.
Были ребята не грибы -опята,
Не трава-помята,
Не полотенца махровые,
А девочки и мальчики клёвые.
Учёба у них шла замечательно.
То контрольную напишут, то устно,
В общем, жили ребята не грустно.
Пели, плясали,
Короче, ноги свои отбивали,
Да горло надрывали.
Как-то раз, в марте что ли,
На занятиях у школе
Не пойму кому в укор,
Завязался разговор.
Что такое «патриот»? Не поймёт чудной народ.
ДЕТИ:
Это дяденька в Госдуме?
Или всё наоборот?
Я считаю, это воин:
Богатырь или спецназ,
В общем сила та, что в поле
Защитить способна нас.
Ну, а как же я ребята?
Я же тоже патриот?!
Я люблю свою Отчизну,
Маму, папу, весь народ!
Ну, какой ты патриот?
Метр с кепкой, он всё врёт!
Вы не слушайте, ребята,
Парень сильно палку гнёт.
УЧИТЕЛЬ:
На серьёзную проблему
Потянуло детвору.
Да ещё с утра пораньше
Что-то детки не пойму?
«Патриот», «Отчизна», - мама, -
Очень странная программа.
Как тут быть, что делать дальше?
Споры шли, аж все в дыму.
Ну, ребята в чём проблема?
Как здоровье, аппетит?
ДЕТИ:
Мы с вопросом к вам серьёзным:
Кто такое «патриот»?
УЧИТЕЛЬ:
Что ж, давайте разберёмся
Вместе с этою бедой,
На примерах вам серьёзных,
Где ты, славный наш герой?!
Определение целей кл. часа.
Так какая же тема нашего классного часа. (Кто такое «патриот»?)
А также определим цели нашего занятия. А помогут вам в этом карточки-помощницы:
- узнать…. (узнать значение этого слова)
- понять… (понять кто такое патриот)
- Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: «Патриот, кто он?».
(На доске вопрос «Патриот, кто он?».)
Раскрытие понятия патриот.
Я предлагаю обратиться за помощью к нашему библиотекарю Ларисе Григорьевне.
К вам ребята я пришла,
Словари вам принесла.
У меня в руках их три
В них значение слова
Патриот надо найти.
Толковый словарь Ожегова.
Словарь иностранных слов.
Школьный словарь
Давайте узнаем значение слова патриот из словарей. Так как словарей три, давайте разделимся на три группы. Подойдите и возьмите каждый по одной звёздочке. Каждый смотрит на цвет и подходит к месту, где стоит по цвету его звезда.
Каждая группа зачитывает понятие ПАТРИОТ.
В каждом толковании есть какие слова? Родина, Отечество, матушка.
Наше отечество, наша родина-матушка Россия. (слайд)
- А что же такое Родина? Как вы можете объяснить значение этого слова? (ответы детей)
(Ро́дина - место, где родился человек, откуда произошли его предки.)
- Почему мы зовём нашу родину Отечеством? (потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.)
- Почему мы называем её матушкой? (потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов…)
А сейчас я предлагаю составить несколько слов из букв. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите, составив слово.
Составление слов из букв:
- Наша страна называется…. (Россия); РОССИЯНЕМКВАЛГХЙА
- Граждане России называются…. (россияне);
- Назовите главный город России? (Москва)
- Самая известная река в России - (Волга)
- Моя малая…(РОДИНА) (Покровка)
А что значит предложение Моя малая родина? (Высказывания детей)
МОЯ - потому что здесь моя… (семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…)
МАЛАЯ - потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. (Показать карту России и маленькую точку нашего края)
РОДИНА - потому что здесь живут… (родные моему сердцу люди.)
На уроке родного языка вы написали сочинение о своей малой Родине. Всех не можем прослушать, давайте по одному из группы. Если вы любите свою Родину, значит, сможете научить этому своих детей. И только патриоты сделают свою землю лучше, приложив к этому свои таланты, желание и труд.
Да, богата наша Россия всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может.
Защита отечества - долг каждого гражданина своей страны. Во все тяжёлые времена для России народ вставал на её защиту. Наша страна богата патриотами, только их героизм помог нам победить многих врагов, которые приходили на нашу землю. (слайд 2)
СКАЗАТЕЛЬНИЦА
Только во время Великой Отечественной войны (1941-1945). Из нашего района ушли на фронт 4779 человек. Не вернулись более 500 человек.
Мы всегда должны помнить прошлое. Без прошлого нет настоящего.
Истинный патриот любит своё Отечество не за то, что оно даёт ему какие-то блага и привилегии, а потому что это его Родина, и он верен ей в самые тяжёлые минуты.
Читают отрывок из былины мальчики.
«Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую.
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается
И века простоит - не шелохнется!
А сильные, могучие
Богатыри нашу славную Русь
Во все времена защищали и защищать будут!»
Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о Родине?
(работа в группах)
Задание: «Собери пословицу» (Раздать части пословиц)
На столах лежат конверты, в которых лежат части пословиц. Одна группа говорит начало пословицы, а у одной из групп есть её окончание. Вам нужно их собрать и прочитать.
- Родина-мать, УМЕЙ ЗА НЕЁ ПОСТОЯТЬ.
- Если дружба велика, БУДЕТ РОДИНА КРЕПКА.
- Человек без Родины… ЧТО СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ
- Нет в мире краше… РОДИНЫ НАШЕЙ
- Где родился … ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ
- За горами хорошо песни петь, … А ЖИТЬ ЛУЧШЕ ДОМА
- Тот герой, … КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ
- На чужой стороне РОДИНА МИЛЕЙ ВДВОЙНЕ.
- Для Родины своей ни сил, НИ ЖИЗНИ НЕ ЖАЛЕЙ.
- Жить - РОДИНЕ СЛУЖИТЬ.
- Главное в жизни - СЛУЖИТЬ ОТЧИЗНЕ.
- Всякому мила СВОЯ СТОРОНА.
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
СКАЗАТЕЛЬНИЦА: А сейчас я хочу вам рассказать сказку: послушайте
«В одном царстве в некотором государстве жил добрый сказочный народ. И была в этом царстве большая волшебная книга - Книга Законов, которая учила людей, как нужно правильно жить, как разрешать споры, поступать по справедливости.
Всё было хорошо, но Злой Колдунье не нравилось, что сказочный народ живёт спокойно и мирно. Она украла Книгу Законов и сказочная страна превратилась в Царство Беззакония…»
- Хотели бы вы жить в Царстве Беззакония? (Нет)
- Почему? …..
- В нашей стране тоже есть такая Книга Законов и называется она Конституция РФ. (показать книгу)
Конституция - это основной Закон государства. Она была принята 12 декабря 1993 года. (прикрепить на доску)
В ней записаны права и обязанности граждан. (слайд 3)
Перед вами различные права и обязанности, Ваша задача распределить права и обязанности граждан (как физминутка)
ПРАВА Хлопать - ОБЯЗАННОСТИ шагать
На труд и отдых.
Сохранять природу и окружающую среду
На охрану здоровья и медицинскую помощь.
На имя.
Защищать отечество.
Беречь памятники истории и культуры.
На образование. Уважать права других. На жизнь.
Родители должны заботиться о своих несовершеннолетних детях.
Сейчас мы попробуем построить модель Человека - Патриота. Патриот, кто он? Определим черты, которые свойственны патриоту.
Для этого каждая группа должна обсудить и дописать предложение.
- 1 группа получает слова любит… и знает…
- 2 группа уважает… и заботится…
- 3 группа гордится… помогает…
Обсуждаем и наклеиваем их.
Общая схема
- Действительно, вы правы, потому что гражданин, патриот своей Родины не должен быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.
«Быть патриотом…» Ковалёва Е.
Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью своего народа,
Которую не смог никто подмять.
Я приглашаю всем подойти ко мне и встать в круг. У меня в руках «волшебный клубок». Сейчас мы с вами протянем нити патриотизма.
Для этого каждый из вас, кто возьмет в руки клубок, должен подумать и сказать, что вы будете делать(или может быть уже делаете), чтобы быть истинным патриотом своей Родины. Затем вы передаете клубок другому. Разрешите мне начать: «Я буду трудиться во благо своей Родины».
Далее клубок переходит от одного к другому. Последним клубок снова берёт учитель:
Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу Патриотизма», которая защитит нашу страну в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу Патриотизма, которая никогда не прервется и приведёт к миру и благополучию в нашей стране. Ведь патриотами не рождаются. Ими становятся.
Спасибо вам, ребята, садитесь.
СКАЗАТЕЛЬНИЦА
Своё слово в заключенье
Скажу, прямо не тая,
Нашим, новым поколеньем
Славься, Русская земля!
Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Я думаю, что вы станете настоящими патриотами своего отечества.
Я хотела бы закончить наш классный час словами Василия Розанова: "Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать".
Спасибо всем за внимание, до новых встреч. Берегите себя. (СЛАЙД)