«Читайте детям стихи, пусть ухо их
Приучится к гармонии русского слова,
Сердце преисполнится чувством изящного.
Пусть поэзия действует на них,
Также как и музыка."
(В.Г.БЕЛИНСКИЙ)
Наименование проекта: «Конкурс чтецов»
Актуальность проекта
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Заучивание стихотворений - одно из средств не только речевого развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Дошкольники запоминают стихотворения, однако не всегда умеют его передавать эмоционально, выразительно. Каждый ребенок индивидуален, неповторим и каждый нуждается в признании.
Постановка проблемы. Дети мало знают стихов, нет интереса к их заучиванию, монотонное чтение стихов детьми.
Причины существования проблемы
Для родителей
|
Для детей |
- Родители уделяют мало внимания, как заучиванию стихов, так и семейному чтению. - Недостаточность знаний родителей о структуре и методах заучивания стихов, способах подачи их детям. |
- Не умеют самостоятельно читать. - Имеют маленький жизненный опыт (по прослушиванию стихотворений, их выразительному чтению) - Нет возможности прочесть выученные стихи. |
Цель проекта: Совершенствование художественно-речевых, исполнительских навыков детей при чтении стихотворений.
Задачи:
Для родителей:
- Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
- Познакомить родителей со структурой и методами заучивания стихотворений, способах подачи их детям.
- Заинтересовать в обмене информацией, поделиться своим опытом.
Для детей:
- Развивать и тренировать память через заучивание стихов наизусть.
- Формирование умения детей "слушать и слышать".
- Воспитывать интерес к русской литературе, знакомство с творчеством разных авторов.
- Развитие мелкой моторики и ОВД; певческих навыков и сценического мастерства.
- Развитие артикуляционной моторики губ и языка через выполнение речевых упражнений. Продолжить работу над звукопроизношением.
- Отработка просодической стороны речи (звуковая сторона, сложное сочетание таких ее составляющих как ритм, сила, тембр, мелодика, темп, логическое ударение, дикция).
- Закреплять способность чувствовать через стихотворную форму, речь и движение ритмическую выразительность речи.
- Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать исполнительское мастерство.
- Вызывать радостный эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.
- Формировать эстетические чувства посредством поэзии.
- Выявление лучших чтецов, предоставление каждому ребенку возможности для самовыражения.
Условия: Подготовка к конкурсу предусматривает предварительную работу, в которую входят организация конкурса и подготовка конкурсантов. Стихотворения к конкурсу подбираются педагогами и родителями, по рекомендации воспитателей. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.
Конкурс чтецов, направлен на создание у детей стойкого читательского интереса.
Основные формы реализации проекта:
- Выбор поэтического произведения
- Чтение и заучивание художественной литературы
- Практические упражнения для отработки артистических навыков
- Оснащение предметно-развивающей среды.
- Работа с родителями.
- Пальчиковые гимнастики.
- Артикуляционные гимнастики.
- Физкультминутки.
Работа по организации конкурса предусматривает репетиции по сценарию, оформление зала, подготовка костюмов и призов.
Календарный план /сроки реализации проекта
Сентябрь |
01.09-03.09 |
День знаний |
|
06.09-10.09 |
ПДД. Транспорт |
|
|
13.09-17.09 |
Осень в природе |
|
|
20.09-24.09 |
Овощи и фрукты |
|
|
27.09-01.10 |
От зёрнышка до булочки |
|
|
Октябрь |
04.10-08.10 |
Крылатые соседи. Охрана птиц |
|
11.10-15.10 |
Народные промыслы. Городецкие узоры |
|
|
18.10-22.10 |
Зачем человеку одежда |
|
|
25.10-29.10 |
Россия - родина моя. Наш город Архангельск |
|
|
Ноябрь |
01.11-03.11 |
Домашние животные и птицы |
|
08.11-12.11 |
Дикие животные (Север, Архангельская область) |
|
|
15.11-19.11 |
Животные жарких стран |
|
|
22.11-26.11 |
Обитатели уголка природы |
|
|
29.11-03.12 |
Народные промыслы. Хохлома |
|
|
Декабрь |
06.12-10.12 |
Зима в природе. Зимние развлечения |
|
13.12-17.12 |
Зимние виды спорта |
|
|
20.12-31.12 |
Новый год |
|
|
Январь |
10.01-14.01 |
Народные праздники Севера (Колядки и Рождество) |
|
17.01-21.01 |
Мой дом. Мебель. Архитектура Северного дома |
|
|
24.01-28.01 |
Народные промыслы. Сине-голубая гжель |
|
|
Февраль |
31.01- 04.02 |
Зимующие птицы |
|
07.02 - 11.02 |
Человек. Моя семья |
|
|
14.02 - 18.02 |
Мой дом. Посуда. Утварь северного дома |
|
|
21.02 - 25.02 |
День защитника Отечества |
|
|
Март |
28.02 - 04.03 |
8 марта. О любимых мамах |
|
05.03 - 11.03 |
Народные промыслы. Мезенская роспись |
|
|
14.03 -18.03 |
Опасности вокруг нас. Бытовая техника и ОБЖ |
|
|
21.03 - 25.03 |
Все работы хороши - выбирай на вкус. |
|
|
28.03-01.04 |
Неделя сказок |
|
|
Апрель |
04.04 - 08.04 |
Весна (сезонные изменения) |
|
11.04 -15.04 |
Космос |
|
|
18.04 - 22.04 |
В мире игрушек. Русская матрешка |
|
|
25.04 - 29.04 |
Подводный мир Беломорья (обитатели рек, озер) |
|
|
Май |
04.05 - 06.05 |
9 мая. День Победы |
|
11.05 - 13.05 |
Цветы. Первоцветы |
|
|
16.05 - 20.05 |
Насекомые |
|
Даты выполнения работ |
Действия по разработке и реализации проекта |
Ответственные |
Сентябрь |
Познакомить родителей с проектом.
|
Воспитатели |
Еженедельно, пн |
Беседа «Что мы можем узнать из стихов?» |
Воспитатели |
Еженедельно, пн-ср |
Разучивание ребенком стихотворения по теме недели. |
Родители |
Еженедельно, чт |
Театрализация стихотворения |
Воспитатели |
Еженедельно, пт |
Знакомство с художественным чтением - презентация |
Воспитатели |
Сентябрь - май |
Создание картотеки выученных стихов по темам недели |
Родители, воспитатели |
20 мая |
Итоговое мероприятие. Награждение победителей конкурса чтецов |
Воспитатели |
Ресурсы
Кадры (специалисты): Участники проекта.
Участник (должность, категория)
|
Функции, выполняемые в проекте |
Дети |
Выступающие |
Родители |
Помощники при подборе, заучивании стихотворения |
Воспитатели |
Корректировка и закрепление изученного стихотворения. Организаторы выступлений, жюри в подведении итогов. |
Оборудование, материалы: мультимедийный проектор, компьютер, экран, благодарности, медали, магнитная доска, бумага, картинки для мнемотехники.
Информационное обеспечение: дидактические игры, видеоролики, конспекты НОД, посещение «Кукольного театра», библиотеки.
Предполагаемые риски:
Предполагаемые риски
|
Варианты преодоления рисков |
Отсутствие детей по причине болезни |
Запись выступления, переход на дистанционный формат обучения с данными детьми |
Закрытие детского сада (группы) на карантин |
Переход на дистанционный вариант обучения |
Выучили дети одинаковые стихотворения |
Прослушать все варианты, оценить индивидуальность каждого выступающего |
Продукт/ результаты: картотека стихотворений для детей старшего возраста по темам недели; методические разработки занятий, консультаций для родителей.
Предполагаемый результат:
- Обогащается словарный запас у детей.
- Дети различают простое литературное чтение от художественного, умеют не просто заучить стихотворение, а преподнести слушающим весь его смысл.
- Поднимается уровень индивидуальных достижений у детей.
- Формируются основы словесного творчества.
- Сближение детей, родителей и воспитателей друг с другом, принимая участие в конкурсе.
- Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.
Диагностический инструментарий: соответствие выбранного произведения тематике конкурса, выразительность, грамотность, громкость прочтения, знание текста произведения, интонационная выразительность речи, использование мимики, жестов, поз, движений. Обеспечение психологической поддержки ребёнка на любом уровне успешности, даже при минимальном успехе; обязательное поощрение детей за их старения и желание в выполнении заданий через дарение - медалей, значков, аплодисментов.
Критерии эффективности проекта:
- количественный показатель (увеличения числа детей, принявших участие в проекте)
- качественный показатель (развитие звуковой стороны речи, ритма, силы, тембра, темпа, дикции, эмоционального отклика детей на стихотворение).
Перечень рабочей и отчетной документации по проекту:
- Консультации для родителей;
- Памятка для родителей;
- Методические разработки (картотека выученных стихотворений по теме недели, сценарий мероприятия);
- Фото- и видеоотчеты по итоговому мероприятию.
Литература
- под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой. М.А.Васильевой «От рождения до школы. Программа и краткие методические рекомендации: для работы с детьми 6-7 лет». - М.: Москва - Синтез, 2018. - 216 с.
- В.В.Гербова «Рзвитие реи в деском саду. Подготовительная к школегруппа». - М.: Москва - Синтез, 2018. - 112 с.
- Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2004.