Конспект занятия "Гжельская роспись" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа, гжельская роспись


Цель:

  • Познакомить детей с искусством гжельской росписи;
  • Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров;
  • Формировать эстетическое восприятие народного творчества.

Задачи:

  • Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме; Формировать умение передавать элементы росписи.
  • Воспитывать интерес к народному декоративному искусству;
  • Вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное;
  • Учить рисовать концом кисти цветок трилистника, ветки, травка, завитки.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты), альбомные листы, краски акварель, кисти, банка с водой, салфетка.

Предварительная работа: дети знакомятся через рассказ с историей возникновения этой росписи о мастерах. Знакомство с иллюстрациями, просмотр диафильма «Русские мастера».

Ход занятия

Как называется наша родина? Ответы детей. Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

  • "С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся".

Я приглашаю вас на необыкновенную выставку изделий русских мастеров, русских умельцев. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Вы согласны? Полюбуйтесь красивыми изделиями и можете их даже потрогать.

Воспитатель: Они вам нравятся? Чем нравятся?

Ответы детей.

Все эти изделия называют: "Гжель, гжельскими".

И сегодня наше занятие посвящено «Гжельской росписи».

Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль - это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке - курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. А два века назад была открыта фабрика по производству посуды. А мы с вами живем недалеко от этого города и называется он «Гжель». Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Гжельские узоры приятно рассматривать. Чем отличается гжель? Да, прежде всего своим цветом. Синий на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

Физминутка

Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Завтра утром все цветки
Вновь распустят лепестки.

Воспитатель: Ребята, я покажу вам, как можно передать элементы узора на бумаге с помощью кисти и красок. Рисую концом кисти - получаются тонкие линии. А как сделать, чтобы получилась широкая полоса? Широкие полосы получаются, когда рисую боковой стороной ворса. Если нажимаю сильнее на кисть, получается темный цвет. Если слабее, то светлый оттенок. Кисть прикладываю плашмя, получается мазок. А из них получаютсяцветы, листья. Давайте вместе в воздухе нарисуем элементы гжельской росписи. Давайте почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами и потренируемся в росписи. Будьте внимательны и аккуратны. А чтобы работа ладилась, да спорилась, я включу вам музыку.

Рефлексия

Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры!

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край - Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.

Вам понравилось?

Ответы детей.

Спасибо вам!