Коррекционно-развивающее занятие «Я и мои "колючки"». 5-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: создание у обучающихся мотивацию на самопознание; способствовать развитию рефлексии у обучающихся.

Задачи: формировать позитивное отношение к своим и чужим возможностям и потребностям. Выработка на основе собственного опыта норм поведения и общения.

Оборудование: листочки с ситуациями, текст сказки «Шиповник» (автор Е.Голованова).

Ход занятия

I часть. Разминка

Упражнение: «На что похоже моё настроение»

Цель: снятие внутреннего напряжения, настрой на взаимодействие в группе. Осознание своего эмоционального состояния «здесь и сейчас».

Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?»

Упражнение выполняется в кругу с мячиком. Варианты: «На какую погоду, (музыку, цветок, животное, фрукт, киногероя и т.д.) похоже ваше настроение?»

Упражнение: «Пересядьте все те, кто….»

Цель: поднять настроение, создать позитивный эмоциональный настрой, больше узнать друг друга.

Инструкция: «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает, каким то одним общим признаком. Этот признак он называет.

Например: «Пересядь те, кто любит мороженное», - и все, кто любит меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен успеть занять освободившееся место.

II часть. Основная работа по теме

Объявить тему занятия.

Упражнение: «Покажи ситуацию»

Цель: взаимодействие в группе, отработка умения договариваться, уступать, друг другу.

Группа делится на подгруппы (4-5 человек), каждая из которых получает карточку с описанием ситуации (мать сердится на ребёнка за то, что он плохо ест; учитель сердится на ученика за то, что он списывает; мама не разрешает гулять, так как получил двойку; мальчик заступился за маленького мальчика, которого обижали старшие дети).

Подгруппы невербально (с помощью мимики и жестов) показывают свои ситуации, остальные пробуют определить их содержание.

«Мои колючки»

Цель: знакомство с отрицательными качествами, мешающими конструктивному общению.

- У каждого есть какие-то качества, мешающие ему общаться. Их можно назвать «колючками» по аналогии с кактусом, о колючки которого можно уколоться, если его потрогать. Так же и люди, общаясь, могут «уколоться» друг о друга.

Далее идет перечисление учащимися возможных человеческих «колючек», например: невыдержанность, болтливость, предательство, стремление быть всегда первым, лживость, драчливость, агрессивность, ворчливость, угрюмость, молчаливость и т.д.

Затем каждый анализирует свои собственные «колючки».

«Мои магнитики»

Цель: знакомство с положительными качествами, помогающими в общении.

- Качества - колючки отталкивают от нас людей, а качества - магнитики - притягивают.

Обсуждаются качества - магнитики, например: любознательность, доброжелательность, воспитанность, воля, терпеливость, приветливость, дружелюбие, верность.

Затем каждый анализирует свои собственные «магнитики».

Работа со сказкой «Шиповник»

(автор Е.Голованова)

Садитесь поудобней, закройте глаза и представьте себе тёплое лето, берёзовую рощу, а посреди рощи - большую солнечную поляну. На поляне растет множество самых разных цветов. И вот однажды на этой поляне вырос маленький зелёный кустик. Он не был похож на других: его стебель был покрыт жесткой корой, а веточки - маленькими шипами.

- Какой противный колючий куст вырос на нашей поляне! - говорили друг другу цветы.

- Ему бы расти в дремучей чаще, а не здесь, в солнечной берёзовой роще.

Бедный кустик огорчался, слыша такие слова. Ему хотелось поиграть с цветами, которые росли вокруг, и он протягивал к ним свои веточки, но цветы отворачивались от него.

- Он совсем на нас не похож, - пренебрежительно говорили они.

- Это же просто сорняк! Не стоит обращать на него внимание.

Кустику было очень обидно, и от огорчения его шипы становились всё длиннее. Пролетавшие мимо бабочки перестали садиться на его веточки, так как боялись пораниться об острые колючки. Над кустиком уже не смеялись, но и разговаривать с ним тоже перестали. Ему было грустно и одиноко. Однажды на поляну пришли мальчишки из деревни.

- Смотрите, какой противный колючий сорняк! - закричали они.

- Давайте его сорвем, от него всё равно нет никакой пользы.

Но мальчишки не смогли ухватиться за колючие ветки и только оборвали зелёные листочки. Никто на поляне не пожалел бедный кустик.

- Лучше бы они тебя вырвали с корнем! - злорадно говорили цветы.

«Почему все меня так не любят? - расстроенно думал кустик. - Я же никому не делал зла. Но мальчишки хотели меня погубить. Меня спасли только колючки». От этих мыслей он становился еще угрюмее, а его колючки ещё длиннее.

Пришла зима, цветы увяли, а земля покрылась снегом. Кустик остался совсем один посреди пустой поляны. Ему было страшно, холодно и одиноко. «У меня нет друзей, я никому не нужен, - грустно думал он. - Лучше бы мне замёрзнуть этой зимой».

Но он не замёрз… Весеннее солнышко растопило снег и согрело землю. На поляне снова стали появляться цветы. Но кустик оставался угрюмым и колючим… Однажды на поляну выбежал испуганный заяц, за которым гнался голодный зубастый волк. У бедного зайца уже не было сил бежать, и он упал рядом с кустом. И тогда куст прикрыл его своими колючими ветками. Волк ткнулся носом прямо в шипы и, воя от боли, убежал обратно в лес. Заяц горячо поблагодарил своего спасителя:

- Если бы не ты, если бы не твои острые колючки, волк наверняка поймал бы меня. Как здорово, что ты вырос на этой поляне! Я был бы очень рад, если бы у меня был такой друг, как ты.

Куст просто не верил своим ушам. Значит, и его колючки могут послужить доброму делу! «Оказывается, и я кому-то нужен, и со мной хотят дружить», - радостно думал он. И от этих мыслей на его колючих ветках стали распускаться прекрасные цветы.

«Какой красавец», - прощебетала пролетавшая мимо ласточка. «Настоящее украшение этой поляны», - прожужжала ей в ответ пчела. Цветы, появившиеся на поляне весной, гордились тем, что они растут рядом с таким отважным и красивым шиповником. А счастливый куст расцветал и становился всё прекраснее. «Как хороша жизнь! - с восторгом думал он теперь. - Как приятно знать, что ты нужен другим, и чувствовать, что тебя любят».

После прочтения сказки проходит её обсуждение с детьми.

Вопросы для обсуждения: Зачем кустику были нужны его колючки? Почему колючки кустика становились всё больше с каждым днём? Что сделало радостным кустик в конце сказки?

III. Заключительная часть

Релаксационное упражнение: «Вверх по радуге»

Цель: физическое и эмоциональное расслабление.

Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками своими собственными качествами - колючками), а на выдохе - съезжают с нее как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3-4 раза.

Обсудить, что чувствовали.

Упражнение: «Я желаю тебе…»

Цель: формирование позитивного отношения к своим одноклассникам.

Итог занятия

- Как изменилось ваше настроение в конце нашего занятия? Дайте оценку по 5-балльной системе.