Цель: формирование элементарных математических представлений и основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о том, что деньги - результат труда;
- закрепить прямой и обратный счёт в пределах 5;
- формировать умение сопоставлять графическое изображение цифры с количеством предметов;
- закрепить умение сравнивать предметы по количеству, по величине;
- закрепить представления о геометрических фигурах;
Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать мелкую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к труду;
- способствовать сплочению коллектива.
Педагогические технологии:
- ИКТ
- Игровые
Оборудование: колокольчик, раскраски, пеналы, записка, вывески «БАНК» и «МАГАЗИН», изображения монет, карточки с цифрами и монетами, коробочки с карандашами (по 6 и по 12 цветов), смайлики для рефлексии.
Ход занятия
Воспитатель звенит колокольчиком и собирает детей вокруг себя.
В: Ребята, с добрым утром! Мне кажется, вы подросли за ночь? Поднимите ваши ручки вверх! Определённо, подросли! Давайте порадуемся новому дню и широко улыбнёмся ему и друг другу!
(после ритуала приветствия воспитатель приглашает детей за столы, на которых лежат раскраски с изображением геометрических фигур)
В: Ребята, посмотрите, какие раскраски я для вас приготовила! Открывайте свои пеналы. Что? У тебя нет карандашей, (имя ребёнка)? И у тебя, (имя ребёнка)? У кого ещё нет карандашей, ребята? У всех? (Имя ребёнка), ты нашёл записку? Давайте прочитаем её!
Карандаши я ваши сгрыз,
Таков мой утренний каприз.
Прошу, простите Таракана,
Уж очень вкусная была награда.
В: Вот так сюрприз… Что же делать, ребята? Где можно взять карандаши? (в магазине) Готовы отправиться в магазин за новыми карандашами, ребята? (дети соглашаются)
Ребята, что нам понадобится для того, чтобы купить новые карандаши? (деньги) У вас есть деньги? (нет) Что же делать? Где нам их взять? (предположения детей) Ребята, деньги не появляются просто так, их нужно заработать! Но как…
(включается голосовое оповещение: «Внимание! Внимание! Требуются сотрудники в кассу сберегательного банка! Важно уметь хорошо считать!)
В: Ребята! Вы умеете считать? (да) Тогда это отличный шанс заработать деньги на новые карандаши! Банк совсем недалеко от нас!
(дети и воспитатель проходят к обозначенному вывеской «Банк» месту, на доске висят изображения монет, дети выполняют задания, получают за это деньги)
- 1 задание: прямой и обратный счёт в пределах 5.
- 2 задание: сравнение и уравнивание монет в 2 соседних рядах.
- 3 задание: сравнение монет по величине.
- 4 задание: «Кому сколько?» (воспитатель раздаёт детям карточки с изображением цифр (одним) и количества монет (другим), задача детей - найти пару (соотнести цифры с количеством монет).
В: Ребята! Вы справились со всеми заданиями, теперь у каждого из нас есть деньги, которые мы заработали совместными усилиями. У меня 1 р. А что написано у тебя на монете, (имя ребёнка)? А у тебя, (имя ребёнка)?
(спросить несколько детей и сделать вывод, что у всех оказалась одинаковая сумма, то есть деньги все заработали поровну)
В:
Пора отправляться в магазин.
Идём мы группой дружной,
шагаем, не спеша.
А вот и вывеска цветная
Подходите-ка сюда!
(дети шагают с воспитателем, подходят к вывеске с названием «Магазин»; перед детьми расположена «витрина» с карандашами и ценами)
В: Обратите внимание, ребята, карандаши здесь разные, и у них есть своя цена. Давайте посмотрим, сколько стоит большая пачка карандашей? (2 рубля). А сколько стоит маленькая пачка карандашей? (1 рубль) Ребята, сколько у каждого из вас есть рублей? (по 1 р) Какую пачку мы сможем купить? (маленькую)
(дети покупают по маленькой пачке карандашей)
В: Ребята, теперь у нас есть карандаши, давайте вернёмся в детский сад и раскрасим свои раскраски!
В детский сад возвращаться пора.
Идёт дружно детвора,
Раз - два - три - четыре - пять,
Вот мы и в садике опять!
(дети рассаживаются за столы и раскрашивают фигуры по заданию воспитателя: треугольник - красным, круг - синим, квадрат - зелёным)
В: Ребята, понравилось вам рисовать новыми карандашами? Давайте вспомним, где мы их взяли? (купили в магазине) А где взяли деньги? Правильно, мы заработали деньги собственным трудом!
Понравилось ли вам наше путешествие?
Мне тоже очень понравилось! Спасибо за работу, ребята! Вы все большие молодцы! А теперь оцените и вы себя! На доску настроения прикрепите смайлик, соответствующим вашему впечатлению от занятия:
- зелёный - все очень понравилось
- жёлтый - понравилось, но было сложно
- красный - было очень сложно.
(занятие окончено)