Цель: Создание ситуации развития музыкальных способностей и двигательных навыков с использованием элементов логоритмики.
Задачи:
- Развивать слуховое внимание, тембровый слух, динамический слух.
- Активизировать артикуляционный аппарат через упражнения для губ, фонопедические упражнения В.Емельянова.
- Развивать физиологическое и речевое дыхание, формировать правильную осанку.
- Учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их их в движениях, согласовывать движения с характером музыки.
Оборудование:
- Игрушка - паровоз с вагончиками;
- музыкальные инструменты: треугольник, бубен, ложки, дудочка;
- погремушки, сказочный домик, иллюстрации поездов.
Ход занятия
Музык. руководитель: Ребята, сегодня к нам пришло необычное письмо - звуковое.
Давайте его послушаем. (Звуковое письмо)
«Дорогие ребята! Мы жители волшебной страны «Домисолька». Приглашаем вас совершить путешествие в нашу страну. Найти дорогу к нам вам помогут весёлые нотки из музыкального (прерывается запись шумовыми помехами)
Музык. руководитель: Ребята! Что нам сообщили жители волшебной страны? (Ответы детей)
Только шум, шорох, шелест заглушили голоса сказочных жителей. Что же нам теперь делать? Как найти нам дорогу в волшебную страну? А на какой звук начинаются все эти слова: шорох, шум, шелест? (ответы детей). Я знаю одну шараду. Может в её разгадке мы и найдём ответ на наш вопрос?
Шарада «Поезд»
Музык. руководитель: А вот и музыкальный паровозик. Посмотрите, на каждом вагончике весёлые нотки. Давайте узнаем, что в первой ноте?
Игра для развития силы голоса
1. Перед вами три поезда, которые едут и гудят:
Угадай и покажи, какой поезд гудит вот так: «Ту,ту,ту!» (Взрослый гудит очень громко)
Покажи, какой поезд гудит вот так: «Ту,ту,ту!» (Взрослый гудит голосом средней силы)
А какой поезд гудит вот так «ту,ту,ту!» (Взрослый гудит очень тихо)
2. А теперь вы погудите:
- как поезд, который едет рядом с нами;
- как поезд, который удаляется от нас;
- как поезд, который находится очень далеко от нас.
Упражнение для губ, артикуляционная гимнастика
Музык. руководитель: Что же нас ждёт во второй нотке?
Загадки:
1)
Он любит, когда его бьют,
Покоя ему не дают -
Он пляшет в руках и звенит
И добрых людей веселит. (бубен)
2)
Деревянные подружки
Звонко бьются друг об дружку,
Расписные, как матрёшки
Угадали? Это…(ложки)
3)
Уходил пастушок -
Клал в заплечный мешок
Хлеба краюшку,
Да сердца подружку. (дудочка)
Оркестровка пьесы композитора Е. Попляновой «Паровозик заводной».
Два такта вступления на фортепиано.
Такты 3-12. Ритмическое остинато четвертными длительностями на ложках.
Такты 13-18. К предыдущему остинато добавляется удар по треугольнику на сильную долю.
Такты19-34. Песня паровозика:
Я - веселый паровозик,
Я скорей домой хочу. Чу!
Я - веселый паровозик,
И поэтому пыхчу, пыхчу!
Такты 35-39. Ритмическое остинато четвертными длительностями на ложках, удар по треугольнику на сильную долю, тремоло на бубне, имитация гудка паровоза на дудочке.
Музык. руководитель: Открываем третью нотку.
Подвижная игра «Оркестр»
Дети с погремушками встают в круг, в центре - ребенок-дирижер. Под громкую музыку «дирижер» управляет оркестром, дети играют на погремушках. Под тихую музыку ребята кладут их на пол, «дирижер» встает в общий круг, и все бегут друг за другом на носочках. С окончанием музыки дети поднимают с пола погремушку. Не успевший сделать это, становится новым «дирижером».
Хореограф:
Едет, едет паровоз
Деток в гости он повез.
Музык. руководитель: Открываем четвёртую нотку.
Массаж спины "Паровоз"
Дети встают друг за другом паровозиком."
Хореограф:
Паровоз кричит: " Ду - ду! Поколачивание кулачками.
Я иду, иду, иду!"
А вагоны стучат, а вагоны говорят: Похлопывание ладошками.
"Так - так - так! Так - так - так!"
"Так - так - так! Так - так - так!"
Дети садятся на стулья.
Хореограф:
Что за шум? Что за гам?
Кто приплясывает там?
Ребятишки, топ ногой,
Да притопывай другой.
Пятая нотка
Танцевально-ритмическая гимнастика. «Танцуем сидя»
Описание.
А.
1 - 2 - хлопки ладошками по коленям.
3 - 4 - хлопки в ладоши перед собой.
5 - 6 - «ножницы» (скрестные движения прямыми руками) справа.
7 - 8 - «ножницы» слева.
Б.
1 - 2 - «погремушки» (имитация игры на погремушках) справа.
3 - 4 - «погремушки» слева.
5 - 6 - «зайчики» (разгибание двух пальцев - «ушки» - на правой руке, поднятой над головой).
7 - 8 - «зайчики» левой рукой.
В.
1 - 2 - «пианино» (имитация игры на пианино) справа.
3 - 4 - «пианино» слева.
5 - 6 - поклоны головой вправо.
7 - 8 - поклоны головой влево.
Г.
1 - 2 - топнули правой ногой.
3 - 4 - топнули левой ногой.
5 - 6 - все встают.
7 - 8 - все садятся.
Затем повторяется все сначала.
Хореограф:
Кукла и Мишка полечку пляшут
И всем ребятишкам ручками машут.
Полечку эту мы слышим сейчас
И сами, наверное, пустимся в пляс.
Шестая нотка
Танцевальные шаги: Хороводный шаг, переменный шаг, шаг с точкой, шаг с ударом каблука, топающий шаг.
Игроритмика
И.П. - ноги по шестой позиции
А.
1 - хлопок в ладоши.
2 - пауза.
3 - притоп правой ногой.
4 - пауза.
5 - 8 - повторить движения счета 1 - 4..
Б.
1 - 2 - два хлопка в ладоши.
3 - 4 - два притопа правой ногой.
5 - 8 - повторить движения счета 1 - 4.
В.
1 - 2 - три хлопка в ладоши.
3 - 4 - два притопа правой ногой.
5 - 8 - повторить движения счета 1 - 4.
Г.
1 - 2 - два хлопка в ладоши.
3 - 4 - три притопа правой ногой.
5 - 8 - повторить движения счета 1 - 4.
Седьмая нотка
Звучит фрагмент «Пряничной песенки», появляются весёлые человечки из страны «Домисолька», которые дарят детям сувениры.