Конспект урока изобразительного искусства «Рисование еловой ветки»

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4

Ключевые слова: рисование


Класс: 4.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель урока: учить изображать ветку ели, передавать в рисунке форму, строение, пропорцию и цвет.

Задачи:

  • совершенствовать умение анализировать объекты изображения (определять форму, цвет), устанавливать последовательность выполнения рисунка,
  • развивать творческую активность, устойчивое внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику, ориентировку в малом пространстве (на столе);
  • воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, любовь к народным традициям, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе, понимание прекрасного в ней.

Планируемые результаты:

  • предметные: научатся находить и использовать линию симметрии, научатся украшать веточку ели;
  • личностные:
    • формирование навыков работы красками, умение использовать линию симметрии для достижения своего замысла;
    • повышение культуры речевого общения;
    • развитие способностей к творческому самовыражению.

Универсальные учебные действия:

  • регулятивные: самостоятельно продумывают замысел и создают рисунок, используя линию симметрии, узор и выразительные свойства художественного материала (гуаши); оценивают результат своего труда;
  • познавательные:
    • общеучебные - отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике;
    • логические - понимают назначение линии симметрии в изобразительном искусстве и в природе; знакомство с узорами, которые встречаются в природе;
  • коммуникативные умеют обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждают индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • схема последовательности рисования ветки ели, образец педагогического рисунка.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: выявить знания.

- Ребята, отгадайте загадку:

У неё одёжки колки
Всё иголки, да иголки.
Звери шутят:
«Дядя ёж на неё слегка похож». (ёлка)

- Правильно!

- Посмотрите на ёлочку, какая она красивая! (слайд)

С малых лет мы знаем ёлочку, которая приходит в наши дома на Новый год нарядная, пушистая, душистая. (СЛАЙД)

3. Постановка учебной задачи

Цель: развивать умение самостоятельно определять цели и задачи урока.

- А как называется веточка ели? (лапа)

- А почему она так называется? (похожа на лапу зверя)

- Так, кто догадался, что мы будем сегодня рисовать? Кто догадался?

- Сегодня будем рисовать ветку ели.

- Вы будете учиться правильно передавать основную форму, строение и цвет еловой ветки.

4. Изучение нового материала

Цель: учить слушать учителя, включаться в беседу.

Беседа по картине.

- Давайте рассмотрим картину И.И.Шишкина «Зима».

Рассматривание картины (СЛАЙД)

- Скажите, что нарисовано на этой картине? (Непроходимый и мрачный лес).

- Что нарисовано на переднем плане?

На поляне лежат сломанные стволы и ветви деревьев. Возможно, они обрушились, не выдержав тяжести снега или природных стихий. Мы видим просвет - просеку, наполненную светом.

- Какие деревья вы видите?

- Какие деревья по возрасту? (старые и молодые)

Зимний лес как-будто бы окаменел, застыл в оцепенении до наступления тепла и весны. И только мощные стволы деревьев темнеют на белоснежном фоне.

- Чем покрыты деревья?

Видно, что прошёл снегопад, поэтому ветви под грузом снега свисают вниз. Молоденькие ёлочки притаились под снежным покрывалом, спрятавшись от мороза.

И только маленький луч солнца еле, еле проникает сквозь эту чащу, в царство небольшой поляны притаившейся на переднем плане картины и окрашивает её золотистым светом солнечных лучей

- Какие краски использовал художник? (Сероватые и желтые цвета)

- Кого нарисовал художник, чтобы показать, что лес не пустынен?

Лес совсем не пустынен. Вот на одной из веточек притаилась птичка.

- Какое время года нарисовано на этой картине?

А в каком жанре нарисована картина? (ПЕЙЗАЖ)

Понравилась вам картина?

- Давайте ещё раз посмотрим на ель. Какая она красивая, стройная.

Листья ели - хвоинки, они короткие, заострённые на конце, колючие, тёмно-зелёные, расположены поодиночке. Хвоя густо покрывает побеги. В какую сторону направлены иголочки?

5. Практическая работа

Цель: умение усваивать практические приёмы работы.

Показ учителем этапов рисования ветки ели.

1) - С помощью простого карандаша начнём выполнять набросок.

- Проведите произвольную довольно длинную линию. Это будет основная ветка. Очень хорошо, если она получится немного неровной, у живых деревьев абсолютно прямых линий нет. Набросок делайте тонким карандашом.

2) - От нее проведите насколько коротеньких веточек разной длины.

3) - Прорисуйте аккуратно иголки на веточке. Начинаем отдельными линиями рисовать иголки сначала с одной стороны веточки. Затем рисуем иголки с другой стороны веточки. Смотрите направление иголок елки, они расположены под определенным углом к ветке, а если ветка имеет еще и сама наклон, то направление иголок тоже следовательно будет другим, не таким как, например, у основной ветки. Каждую иголочку изображайте отдельно.

4) Потом, чтоб ветка выглядела более реалистично, наносим дополнительные линии, придавая ей пушистость.

- Можно дополнить наш рисунок шишкой!

6. Самооценивание, оценивание. Выставка рисунков

7. Домашнее задание

Украсить веточку игрушками.