Класс: 4.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель урока: учить изображать ветку ели, передавать в рисунке форму, строение, пропорцию и цвет.
Задачи:
- совершенствовать умение анализировать объекты изображения (определять форму, цвет), устанавливать последовательность выполнения рисунка,
- развивать творческую активность, устойчивое внимание, зрительное восприятие, наблюдательность, мелкую моторику, ориентировку в малом пространстве (на столе);
- воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы, любовь к народным традициям, воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе, понимание прекрасного в ней.
Планируемые результаты:
- предметные: научатся находить и использовать линию симметрии, научатся украшать веточку ели;
-
личностные:
- формирование навыков работы красками, умение использовать линию симметрии для достижения своего замысла;
- повышение культуры речевого общения;
- развитие способностей к творческому самовыражению.
Универсальные учебные действия:
- регулятивные: самостоятельно продумывают замысел и создают рисунок, используя линию симметрии, узор и выразительные свойства художественного материала (гуаши); оценивают результат своего труда;
-
познавательные:
- общеучебные - отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике;
- логические - понимают назначение линии симметрии в изобразительном искусстве и в природе; знакомство с узорами, которые встречаются в природе;
- коммуникативные умеют обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждают индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- схема последовательности рисования ветки ели, образец педагогического рисунка.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: выявить знания.
- Ребята, отгадайте загадку:
У неё одёжки колки
Всё иголки, да иголки.
Звери шутят:
«Дядя ёж на неё слегка похож». (ёлка)
- Правильно!
- Посмотрите на ёлочку, какая она красивая! (слайд)
С малых лет мы знаем ёлочку, которая приходит в наши дома на Новый год нарядная, пушистая, душистая. (СЛАЙД)
3. Постановка учебной задачи
Цель: развивать умение самостоятельно определять цели и задачи урока.
- А как называется веточка ели? (лапа)
- А почему она так называется? (похожа на лапу зверя)
- Так, кто догадался, что мы будем сегодня рисовать? Кто догадался?
- Сегодня будем рисовать ветку ели.
- Вы будете учиться правильно передавать основную форму, строение и цвет еловой ветки.
4. Изучение нового материала
Цель: учить слушать учителя, включаться в беседу.
Беседа по картине.
- Давайте рассмотрим картину И.И.Шишкина «Зима».
Рассматривание картины (СЛАЙД)
- Скажите, что нарисовано на этой картине? (Непроходимый и мрачный лес).
- Что нарисовано на переднем плане?
На поляне лежат сломанные стволы и ветви деревьев. Возможно, они обрушились, не выдержав тяжести снега или природных стихий. Мы видим просвет - просеку, наполненную светом.
- Какие деревья вы видите?
- Какие деревья по возрасту? (старые и молодые)
Зимний лес как-будто бы окаменел, застыл в оцепенении до наступления тепла и весны. И только мощные стволы деревьев темнеют на белоснежном фоне.
- Чем покрыты деревья?
Видно, что прошёл снегопад, поэтому ветви под грузом снега свисают вниз. Молоденькие ёлочки притаились под снежным покрывалом, спрятавшись от мороза.
И только маленький луч солнца еле, еле проникает сквозь эту чащу, в царство небольшой поляны притаившейся на переднем плане картины и окрашивает её золотистым светом солнечных лучей
- Какие краски использовал художник? (Сероватые и желтые цвета)
- Кого нарисовал художник, чтобы показать, что лес не пустынен?
Лес совсем не пустынен. Вот на одной из веточек притаилась птичка.
- Какое время года нарисовано на этой картине?
А в каком жанре нарисована картина? (ПЕЙЗАЖ)
Понравилась вам картина?
- Давайте ещё раз посмотрим на ель. Какая она красивая, стройная.
Листья ели - хвоинки, они короткие, заострённые на конце, колючие, тёмно-зелёные, расположены поодиночке. Хвоя густо покрывает побеги. В какую сторону направлены иголочки?
5. Практическая работа
Цель: умение усваивать практические приёмы работы.
Показ учителем этапов рисования ветки ели.
1) - С помощью простого карандаша начнём выполнять набросок.
- Проведите произвольную довольно длинную линию. Это будет основная ветка. Очень хорошо, если она получится немного неровной, у живых деревьев абсолютно прямых линий нет. Набросок делайте тонким карандашом.
2) - От нее проведите насколько коротеньких веточек разной длины.
3) - Прорисуйте аккуратно иголки на веточке. Начинаем отдельными линиями рисовать иголки сначала с одной стороны веточки. Затем рисуем иголки с другой стороны веточки. Смотрите направление иголок елки, они расположены под определенным углом к ветке, а если ветка имеет еще и сама наклон, то направление иголок тоже следовательно будет другим, не таким как, например, у основной ветки. Каждую иголочку изображайте отдельно.
4) Потом, чтоб ветка выглядела более реалистично, наносим дополнительные линии, придавая ей пушистость.
- Можно дополнить наш рисунок шишкой!
6. Самооценивание, оценивание. Выставка рисунков
7. Домашнее задание
Украсить веточку игрушками.