Мастер-класс: "Проект: что, как, зачем?.."

Разделы: Биология, Мастер-класс


Ход мастер-класса

1. Организационный момент

Слайд 1

- Добрый день уважаемые коллеги! Меня зовут Иванова Римма Петровна, работаю учитель биологии на протяжение 28 лет, из них 18 лет в СОШ №8. Я рада встрече с Вами и надеюсь на взаимное сотрудничество на мероприятие «Мастер-класс».

Слайд 2

Сделав хлопок и протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если вы принимаете мое приглашение, то прошу повторить за мной, а если нет - сложите руки на колени (прием обратной связи «Ладошки»).

- Спасибо за поддержку.

Слайд 3

Начинаем наш мастер-класс.

Энергизатор - с целью сближения коллектива проводится игра «Фуршетный стол»:

Как ваше настроение? Хорошо или не очень?..

Сейчас я попробую создать вам отличное настроение, пригласив вас всех к фуршетному столу.

Слайд 4.

Из предложенного набора продуктов прошу приготовить себе канапе, отдавая предпочтение вашим вкусовым качествам и желаниям.

Не забудьте продемонстрировать свои произведения искусства. Приятного вам аппетита. Переход к эпитету

2. Теоретическая часть - методическая

Слайд 5 Эпиграф:

«Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»
Анна Роговина

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Спасибо.

Думаю, вы со мною согласитесь - только что, вы получили проектное изделие, которое является одним из главных составляющих этапов любого проекта.

Попробуйте определить тему моего мастер-класса.

Слайд 6

ПРОЕКТ: ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ?....

В современном мире все более актуально встает вопрос о воспитании личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы, нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Исходя из этого, современное школьное образование ориентирует нас, педагогов, на применение в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые состоят из различных методов и приемов.

Слайд 6-7

Работая над методической темой «Проекты на уроках биологии как средство формирование ключевых компетенций школьников» я столкнулась с некоторыми препятствиями, а решения проблемы нашла в технологии проектной деятельности.

В первую очередь необходимо разобраться что же такое ПРОЕКТ?

Слайд 8

Я предлагаю поработать вместе и ответить на некоторые вопросы, применяя прием «Корзина идей».

У меня в руках корзина, куда будем складывать ваши идеи, используя фрукты.

Слайд 9

1. Что же такое проект? Жду ваши высказывания

(ответы: это замысел, идея, проблема, продукт, деятельность)

2. Проверяем

Слайд 10

3. Как создается проект? Алгоритм 5 П (кладут фрукты)

Слайд 11

4. Зачем нужен проект?

Слайд 12

Таким образом, прием «Корзина идей» позволяет активизировать самостоятельную деятельность учеников, направить их на создание нового продукта, развить познавательные навыки учащихся.

Слайд 13

Вывод: Проект - это индивидуальная или коллективная творческая работа с социально-значимым результатом. В основе проекта лежит проблема. Чтобы ее решить, нужно провести исследование в различных направлениях.

Слайд 14

При создании проектов с детьми я использую алгоритм «пять П»

  • Проблема (наличие социально значимой задачи),
  • Планирование действий по разрешению проблемы,
  • Поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
  • Получение "продукта", представляющего результаты этой деятельности,
  • Презентация "продукта" и его социальной значимости.

3. Практическая работа

- Уважаемые коллеги, я предлагаю вам попробовать создать проект по данному алгоритму «Пять П» на тему «Пищевая пирамида здорового питания».

Чтобы выявить проблему данной темы, поработаем с приемом «Креативные вопросы». Вам предлагаются вопросы, которые нужно продолжить, а потом и ответить. Это первое «П» в нашем проекте.

Работаем в паре, где каждая пара получает один вопрос.

ОТВЕТЫ фокус группы.

ВЫВОД: Итак, есть известная пословица: «Скажи мне кто твой друг, я скажу кто ты». Как учитель биологии я предлагаю версию великого врача Гиппократа: «Скажи мне что ты ешь, и я скажу, чем ты болеешь». Что это значит? Это проблемный вопрос нашего проекта.

Всем известно, что в организм человека питательные вещества попадают с продуктами питания, которые должны приносить только пользу. Нам предстоит создать схематическое пособие «Пищевая пирамида здорового питания».

Создание проекта требует много времени, поэтому мы с вами поработаем над этапом получения продукта. Этапы планирования и поиска информации будем считать мы уже прошли. Перед вами на столах лежит конверт с готовой информацией, материалами и заданием для создания продукта проекта. Работа групповая.

Оборудование: листы формата А3, раздаточные карточки, конверты с дополнительной информацией и магнитики, цветные бумаги А4, маркеры, клей-карандаши, ножницы, набор продуктов, шпажки.

Инструкционная карта «Пищевая пирамида здорового питания»

Выполняемые действия

теоретики

практики

1

Ознакомиться с дополнительной информацией о пищевой пирамиде здорового питания и ее ступенями

+

2

Выбрать карточки с изображением продуктов питания, составляющие «этажи» пирамиды здорового питания

+

+

3

Наклеить карточки на ватман, согласно правилам выстраивания пищевой пирамиды (снизу вверх)

+

4

Собрать канапе по правилам пищевой пирамиды

+

+

5

Сделать выводы

+

+

6

Презентовать проект

+

+

4. Обмен опытом

Демонстрация схематического пособия «Пищевая пирамида здорового питания»

Слайд

За время применения проектов на уроке и внеурочной деятельности, я не могу сказать о резком повышении качества знаний учащихся, но то, что повысилась познавательная мотивация учащихся, вырос интерес к урокам и уровень проведения внеклассных мероприятий, это да. Мои ученики приобрели опыт участия и показали хорошие результаты в муниципальных, республиканских и Всероссийских конкурсах, и их успехи стимулируют познавательную активность других учеников - всё это для меня крайне важно.

5. Рефлексия

Уважаемые коллеги, назовите пожалуйста пять фактов или моментов, которые вам сегодня запомнились на моем мастер классе по теме «Проект: что, как, зачем?».

Спасибо большое.

Уважаемые жюри, вам хочу сказать спасибо и тоже предлагаю поучаствовать в рефлексии, выбрав из нашей корзины те фрукты, которые по окраске дают возможность подвести итог:

  • красный цвет фруктов - Очень понравилось и было интересно;
  • желтый или оранжевый цвет - Понравилось, но остались вопросы;
  • зеленый цвет - Я бы хотел (а) посоветовать.

Я искренне благодарю вас за нашу совместную работу.

Успехов вам и творчества! До свидания!

Краткое описание пирамиды здорового питания

Пищевая пирамида или диетическая - это треугольная диаграмма, демонстрирующая, какое количество каких продуктов необходимо есть каждый день. Она наглядно показывает принципы здорового питания.

Ступени пирамиды

Диаграмма состоит из ступеней (этажей). Вершина не означает, что к ней следует стремиться, она схематично показывает количество и пропорции. Пища, рекомендуемая в больших количествах расположена у основания. Чем выше расположены продукты, тем меньше их употребляют. Фундаментом пищевой пирамиды правильного питания физическая активность, занятия спортом. Изображение весов подразумевает контроль массы тела.

Вода - основа питания. В день выпивают 1,5-2 л жидкости: негазированная вода, зеленый и травяной чай, фруктовые (без добавления сахара), овощные соки.

Пирамида правильного питания

Основание (низ пирамиды)

В основании пирамиды «топливо; для организма - углеводы. Злаки - источник сложных углеводов, витаминов, минералов. Особо важны для здорового питания цельные зерна. В них высокое содержание клетчатки, помогающее сохранять форму. Потребление злаков снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, некоторых видов рака. На «этаже» указаны каши, макаронные и хлебобулочные изделия.

Витаминно-минеральная ступень

Овощи и фрукты низкокалорийные, содержат все необходимые для людей витамины и минералы. Рекомендуется употреблять плоды по сезону. Ягоды, фрукты лучше есть свежие. Листовые зеленые овощи содержат фолиевую кислоту, калий магний. Огурцы, цукини богаты витамином А, калием, медью, омега-3 кислотами. Картофель содержат витамин В5, В6.

Яблоки - источник антиоксидантов, флаваноидов. Съедая одно яблоко в день, человек снижает риск развития рака поджелудочной железы. Апельсины, грейпфруты, лайм защищают организм от свободных радикалов, повреждающих клетки. У манго низкий гликемический индекс, можно есть в больших количествах. Бананы содержат 25% суточной нормы витамина В6, 16% суточной нормы марганца. Правильный рацион подразумевает потребление сырых плодов, приготовление свежевыжатых соков, смузи.

Протеиновая ступень

Белковая ступень схемы питания включает разные продукты богатые протеином. Молоко и молочная продукция - источник кальция, витамина D, укрепляющих кости, ретинола - необходимого для иммунной системы. Кисломолочные продукты: натуральный йогурт, нежирный сорта сыров улучшают работу органов пищеварения, способствуют снижению веса.

Мясо на белковой ступени только белое с низким содержанием жира: птица, телятина, свиная корейка. Рыба: тунец, лосось содержат незаменимые и омега-3 кислоты.

Орехи и семена богаты растительными белками, магнием, цинком, фосфором. Протеиновый блок также включает куриные и перепелиные яйца, сою, спаржу.

Вершина

Самая маленькая часть пищевой пирамиды - ее вершина. Продукты, размещенные на данной ступени, употребляю с осторожностью. Верхушку занимают жиры, масла и сладости. Человек может обойтись и без данных продуктов. Регулярное потребление сахара, красного и жирного мяса, кондитерских изделий нарушает баланс БЖУ. Организм не в состоянии переработать большое количество сложных липидных соединений, они откладываются в виде «плохого» холестерина, жировых отложений.

Выводы проекта: Пищевая пирамида - схематическое пособие, разъясняющее, что должно входить в рацион человека для поддержания красоты и здоровья. Она представлена в виде пяти ступеней и шести пищевых групп. В каждой группе прописано количество порций, которые человек потребляет ежедневно.