Формирование математической грамотности обучающихся на примере занятия «Решение текстовых задач». 8-й класс

Разделы: Математика, Мастер-класс

Класс: 8

Ключевые слова: решение текстовых задач


Выступление (мастер-класс) на ГМО учителей математики.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

«Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину».

Для формирования и развития МГ следует погружать учащихся в реальные ситуации, при решении задач процесс математического моделирования проводить осознанно, а не формально, решать задачи разными способами, формировать метапредметные результаты, используя проблемно-поисковые методы, развивать навыки проектно-исследовательской деятельности, формировать учебную самостоятельность учащихся.

Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение математической грамотностью? Возможны разные подходы к обучению учащихся решению контекстных задач, задач непосредственно направленных на формирование МГ. Сначала, конечно, необходимо самому учителю разобраться, что это такое; осмыслить, затем найти место в уроке, курсе, программе, где возможно рассматривать подобные задания и как работать с ними.

У нас в лицее в этом году в учебный план восьмых классов введён курс «Математическая грамотность», за счёт части, формируемой ОУ. 1 час в неделю, всего 34 часа, составлена рабочая программа курса. Получен первый опыт.

Сегодня я предлагаю вам побывать в роли учеников на занятии по теме «Решение текстовых задач».

Целевая группа (класс)

8 класс

Тема/ раздел школьного курса математики

Решение текстовых задач

Цель, с которой задание, направленное на формирование математической грамотности, включено в урок

Создать условия для отработки умений решать контекстные задачи на покупку, выделяя этапы работы над текстовой задачей и приемы их выполнения

Планируемые результаты, которые достигаются благодаря включению задания в урок

Предметные: уметь выполнять расчёты стоимости покупки лекарства по заданным условиям, выбирать стоимость наиболее экономной покупки; выделять этапы решения текстовых задач.

Метапредметные:

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе заданного критерия успешности выполнения задания;

Регулятивные:

  • понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • оценивать совместно с одноклассниками (в паре) результаты своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;
  • планировать ход решения задачи;

Познавательные:

  • анализировать условие задачи;
  • ориентироваться в этапах решения задач;
  • соотносить этапы решения задач с конкретной контекстной задачей;

Коммуникативные:

  • устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты;
  • выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках;
  • задавать вопросы с целью получения нужной информации;
  • организовывать взаимопроверку выполненной работы;

Тип урока (по ФГОС)

Урок решения частных задач

Начинаем: Внимательно рассмотрите на экране табличку «Этапы решения текстовых задач».

Этапы

Действия

1 этап. Анализ текста задачи

все смыслы уточнены;
сюжет понятен;
числовые характеристики известны

2 этап. Интерпретация условия задачи

составление по условию задачи краткой записи, схемы, чертежа, рисунка и т.д.

3 этап. Поиск способа решения задачи

рассуждения

4 этап. Составление плана решения задачи

по действиям что делаем

5 этап. Запись решения задачи

решение задачи

6 этап. Получение ответа на вопрос задачи

ответ

7 этап. Проверка правильности решения

установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения

Что вы видите в этой таблице? О чём идёт речь? Что будем делать на каждом этапе?

Как мы её можем использовать? Зачем?

Я предлагаю сегодня решить с вами текстовую задачу, обсуждая её и выделяя все этапы решения.

Как будем работать? Предлагаю работать в парах, используя лист поэтапного контроля. Он есть у Вас на столе. Рассмотрите его (показать).

Лист поэтапного контроля работы над задачей

Этапы решения текстовой задачи

Работа над задачей

Рефлексия

1 этап. Анализ текста задачи

2 этап. Интерпретация условия задачи

3 этап. Поиск способа решения задачи

4 этап. Составление плана решения задачи

5 этап. Запись решения задачи

6 этап. Получение ответа на вопрос задачи

7 этап. Проверка правильности решения

Выполняли _______________________

  • Первая колонка - в ней перечислены этапы работы над задачей.
  • Во второй колонке вы записываете свою работу, то, что обсуждаете и делаете.
  • Третья колонка - рефлексия, осознание пройденного пути.

Посмотрите по этапам, что мы будем делать…. анализировать, интерпретировать, искать способ решения, составлять план решения, записывать решение, получать ответ, делать проверку.

Этим умениям, после решения задачи, вы сможете дать самооценку? Как? По каким критериям?

  • + всё понятно, разобрались, положительные эмоции
  • ? интересно, есть вопросы, хотелось бы узнать подробнее
  • - непонятно, не умею

Повторите, как мы будем работать?

Решать текстовую задачу, обсуждая её и выделяя все этапы решения, заполняя таблицу. Итак, начинаем, 1 этап с прочтения условия задачи.

Деятельность педагога

Действия обучающихся

1 этап.
Анализ текста задачи

Учитель просит прочитать условие задачи.

Задача: Семья состоит из четырёх человек (мама, папа, двое детей, дочь и сын). Папа заболел гриппом. Надо купить лекарство, чтобы вылечить папу и чтобы не заболели остальные члены семьи, им тоже надо пропить лекарство в профилактических целях. Курс лечения составляет 5 дней. Прежде чем купить выписанное врачом лекарство, надо прочитать инструкцию. Если противопоказания не принесут вред здоровью членам семьи, то нужно просчитать, сколько упаковок данного лекарства нужно купить в аптеке. Для этого нужно знать возраст членов семьи. Маме 38 лет, папе 40 лет, дочь 18 лет, а сыну 3 года. Какую наименьшую сумму можно потратить на покупку лекарства?

- О какой ситуации рассказано в задаче?
- Какие непонятные слова встречаются в задаче
- Что они означают?
- Режим дозирования - это частота, с которой нужно пить лекарства, то есть количество приемов медикаментов в сутки.
- Лекарственная форма - придаваемое лекарственному средству или лекарственному растительному сырью удобное для применения состояние, при котором достигается необходимый лечебный эффект (таблетки, капсулы, настойки, эмульсия, суспензия).
- Суспе́нзия (от лат. suspensio, подвешивание) - взвесь, в которой твёрдое вещество равномерно распределено в виде мельчайших частиц в жидком веществе во взвешенном (не осевшем) состоянии.
- Миллигра́мм (мг) - дольная единица измерения массы в Международной системе единиц СИ, 1 тысячная часть грамма, и, соответственно, 1 миллионная доля килограмма. Таким образом, 1 мг = 10⁻³ г = 10⁻⁶ кг. Также именуется нанотонной (одна миллиардная часть тонны).
Миллилитр (мл) - это мера объема, равная 1/1000 литра.

Учащиеся читают задачу.
- В семье заболел папа. Надо купить лекарство, чтобы вылечить папу и не заболеть остальным членам семьи.
- Режим дозирования;
- Лекарственная форма;
- мг;
- Суспензия;

- Сколько в этой семье человек? - Четверо, мама, папа, дочь и сын.
- Сколько дней составляет курс лечения? - 5 дней.
- Какие ещё данные известны в задаче? - Возраст членов семьи. Маме 38 лет, папе 40 лет, дочь 18 лет, а сыну 3 года.
- Какие данные указаны в инструкции? - Есть инструкция.

- Что надо узнать в задаче?

- Указано, в какой дозе, при каком заболевании, кому и как, сколько надо принимать лекарство.
- Какую наименьшую сумму можно потратить на покупку лекарства.
2 этап.
Интерпретация условия задачи
- Какие данные возьмём для краткой записи условий задачи? Назовите их; - Количество членов семьи; их возраст;
- Зачем эти данные нам нужны. - Чтобы выбрать необходимую дозировку из инструкции;
- Откуда узнаем? - Из инструкции.
- Курс лечения 5 дней, профилактический приём надо узнать, сколько дней необходим;
- Цена лекарства.
- Итак, что мы знаем про папу? - Заболел, назначено лечение 5 дней, папе 40 лет.
- Сколько папе необходимо лекарства? Где взять информацию? - В приложении 1.

На доске записываем: Папа, 40 лет, 5 дней по 200 мг 4 раза/сут.

- Учитель просит расшифровать (объяснить) данную запись. Что означает данная запись? Все ли данные понятны?

Ученики ищут, озвучивают свои варианты, зачитывают текст из приложения Режим дозирования (Лечение гриппа и других ОРВИ: Детям от 6 до 12 лет - 100 мг, детям старше 12 лет и взрослым - 200 мг 4 раза/сут (каждые 6 ч) в течение 5 суток) в доказательство своей правоты.
- Что известно из условия задачи про маму?
- При затруднениях учеников в ответе на вопрос, учитель обращает внимание ребят на текст Приложения 1
(При непосредственном контакте с больными гриппом и другими ОРВИ - от 3 до 6 лет назначают по 50 мг, детям 6 до 12 лет - 100 мг, детям старше 12 лет и взрослым - 200 мг 1 раз/сут в течение 5-10-14 дней.)
- Мама, 38 лет, для профилактики надо принимать лекарство 5 дней, в дозировке 200 мг 1 раз/сут в течение 5-10-14 дней;

- Что запишем на доску кратко про маму?
Мама, 38 лет, 5 дней по 200 мг 1 раз/сут .
- Что ещё известно в задаче?
- Почему именно такую дозировку выбрали?
- На доске записано:
Папа, 40 лет, 5 дней по 200 мг 4 раза/сут.
Мама, 38 лет, 5 дней по 200 мг 1 раз/сут.
Дочь, 18 лет, 5 дней по 200 мг 1 раз/сут.
Сын, 3 года, 5 дней по 50 мг 1 раз/сут.

Мама, 38 лет, 5 дней по 200 мг 1 раз/сут.
- Есть дочь, 18 лет, 5 дней по 200 мг 1 раз/сут.
- 18 лет, взрослая, находится в контакте с больным гриппом.
- Есть сын, 3 года, 5 дней по 50 мг 1 раз/сут. Ребёнок, возраст от 3 до 6 лет, контактный.

- А какую информацию можем узнать из Приложения 2.
- Зачем нам нужна эта информация?
Учитель просит рассказать условие задачи по краткой записи (можно, в парах друг другу).
- Название препарата, его цену, количество капсул, таблеток в упаковке, сколько млг содержится в одной капсуле, таблетке.
- Чтобы выполнить рекомендации врача, купить необходимое количество лекарства и выбрать наиболее экономный вариант покупки.

3 этап.
Поиск способа решения задачи

Что нужно найти в задаче?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос данной задачи?
- Можно ли сразу найти наименьшую сумму покупки?
- Далее следует наметка плана решения.

Какую наименьшую сумму можно потратить на покупку лекарства.
- Стоимость лекарства и его необходимое количество.
- Нет, надо сначала рассчитать сумму возможных покупок лекарства и выбрать из них самую экономную покупку.

4 этап.
Составление плана решения задачи

- Какой будет первый шаг для решения задачи
- Второй шаг
- Что узнаем на третьем шаге решения задачи
- Что требовалось найти в задаче?
- Мы это нашли?

- Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол максимум и Арбидол для детей с 3-х лет (таблетки).
- Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол и Арбидол для детей с 3х лет (таблетки).
- Сравним рассчитанные суммы и выберем наименьшую.
- Да

5 этап.
Запись решения задачи

Решение:

1) Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол максимум и Арбидол для детей с 3-х лет (таблетки):
Папе для лечения надо 200 мг 4 раза в сутки 5 дней, то есть если берём капсулы максимум по 200 мг, то их понадобиться (4 умножить на 5) всего 20 штук, это 2 упаковки; 2 упаковки по 565 рублей, потратим 1130 руб.
Маме и дочери, для профилактики, надо принимать по 1 капсуле 200 мг в сутки, значит на 5 дней понадобиться 10 капсул, 1 упаковка.
Сыну надо для профилактики 50 мг в сутки, упаковки хватит.
3х565+207=1902 (руб.)

2) Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол и Арбидол для детей с 3х лет (таблетки).
Если берём капсулы по 100 мг, то их понадобиться для папы в два раза больше, 40 штук, тоже 2 упаковки, 2 упаковки по 639, видно, что выходит дороже.
Маме и дочери, для профилактики, надо будет принимать по 2 капсуле 100 мг в сутки, значит на 5 дней понадобиться 20 капсул, 1 упаковка.
Сыну надо для профилактики 50 мг в сутки, упаковки хватит.
3х639+207=2124 (руб.)

3) Сравним полученные суммы
1902<2124
Делаем вывод, необходимо купить 3 упаковки взрослого арбидола максимум и 1 детскую;
1902 руб. наименьшая сумма, которую возможно потратить;

6 этап.
Получение ответа на вопрос задачи

Ответ: 1902 руб. наименьшая сумма, которую возможно потратить.

7 этап.
Проверка правильности решения

Чтобы удостовериться в правильности решения задачи, учитель предлагает учащимся сделать прикидку.
- Выполним прикидку: Округлим цену до разряда десятков, тогда

Название препарата

Лекарственная форма

Кол-во в упаковке

Цена

Арбидол максимум

капсулы, 200 млг.

10 шт.

570 руб.

Арбидол

капсулы, 100 млг.

20 шт.

640 руб.

Арбидол для детей с 3х лет

таблетки, 50 млг.

10 шт.

210 руб.

Сделаем прикидку:

3х570+210=1910
3х640+210=2130

Даже если рассматривать другие варианты покупки (папе Арбидол максимум, маме и дочери Арбидол или наоборот) имеем

2х570+640+210=1990,
2х640+570+210=2060.

Задача решена, верно.

Рефлексия (осознание пройденного пути)

  • Что вы делали?
  • Как вы это делали?
  • Почему делали именно так?

Оценить свою работу по критериям:

  • + всё понятно, разобрались, положительные эмоции
  • ? интересно, есть вопросы, хотелось бы узнать подробнее
  • - непонятно, не умею

Литература

  1. https://infourok.ru/metodika-obucheniya-mladshih-shkolnikov-resheniyu-prostih-zadach-1712828.html
  2. https://www.vidal.ru/drugs/arbidol__3331
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лекарственная_форма
  4. https://pharmprom.ru/glossary/lekarstvennaya-forma/
  5. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/83089