Выступление (мастер-класс) на ГМО учителей математики.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.
«Математическая грамотность - это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Она включает использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину».
Для формирования и развития МГ следует погружать учащихся в реальные ситуации, при решении задач процесс математического моделирования проводить осознанно, а не формально, решать задачи разными способами, формировать метапредметные результаты, используя проблемно-поисковые методы, развивать навыки проектно-исследовательской деятельности, формировать учебную самостоятельность учащихся.
Как переориентировать учебный процесс на эффективное овладение математической грамотностью? Возможны разные подходы к обучению учащихся решению контекстных задач, задач непосредственно направленных на формирование МГ. Сначала, конечно, необходимо самому учителю разобраться, что это такое; осмыслить, затем найти место в уроке, курсе, программе, где возможно рассматривать подобные задания и как работать с ними.
У нас в лицее в этом году в учебный план восьмых классов введён курс «Математическая грамотность», за счёт части, формируемой ОУ. 1 час в неделю, всего 34 часа, составлена рабочая программа курса. Получен первый опыт.
Сегодня я предлагаю вам побывать в роли учеников на занятии по теме «Решение текстовых задач».
Целевая группа (класс) |
8 класс |
Тема/ раздел школьного курса математики |
Решение текстовых задач |
Цель, с которой задание, направленное на формирование математической грамотности, включено в урок |
Создать условия для отработки умений решать контекстные задачи на покупку, выделяя этапы работы над текстовой задачей и приемы их выполнения |
Планируемые результаты, которые достигаются благодаря включению задания в урок |
Предметные: уметь выполнять расчёты стоимости покупки лекарства по заданным условиям, выбирать стоимость наиболее экономной покупки; выделять этапы решения текстовых задач. Метапредметные: Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
Тип урока (по ФГОС) |
Урок решения частных задач |
Начинаем: Внимательно рассмотрите на экране табличку «Этапы решения текстовых задач».
Этапы
|
Действия |
1 этап. Анализ текста задачи |
все смыслы уточнены;
|
2 этап. Интерпретация условия задачи |
составление по условию задачи краткой записи, схемы, чертежа, рисунка и т.д. |
3 этап. Поиск способа решения задачи |
рассуждения |
4 этап. Составление плана решения задачи |
по действиям что делаем |
5 этап. Запись решения задачи |
решение задачи |
6 этап. Получение ответа на вопрос задачи |
ответ |
7 этап. Проверка правильности решения |
установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения |
Что вы видите в этой таблице? О чём идёт речь? Что будем делать на каждом этапе?
Как мы её можем использовать? Зачем?
Я предлагаю сегодня решить с вами текстовую задачу, обсуждая её и выделяя все этапы решения.
Как будем работать? Предлагаю работать в парах, используя лист поэтапного контроля. Он есть у Вас на столе. Рассмотрите его (показать).
Лист поэтапного контроля работы над задачей
Этапы решения текстовой задачи |
Работа над задачей |
Рефлексия |
1 этап. Анализ текста задачи |
||
2 этап. Интерпретация условия задачи |
||
3 этап. Поиск способа решения задачи |
||
4 этап. Составление плана решения задачи |
||
5 этап. Запись решения задачи |
||
6 этап. Получение ответа на вопрос задачи |
||
7 этап. Проверка правильности решения |
Выполняли _______________________
- Первая колонка - в ней перечислены этапы работы над задачей.
- Во второй колонке вы записываете свою работу, то, что обсуждаете и делаете.
- Третья колонка - рефлексия, осознание пройденного пути.
Посмотрите по этапам, что мы будем делать…. анализировать, интерпретировать, искать способ решения, составлять план решения, записывать решение, получать ответ, делать проверку.
Этим умениям, после решения задачи, вы сможете дать самооценку? Как? По каким критериям?
- + всё понятно, разобрались, положительные эмоции
- ? интересно, есть вопросы, хотелось бы узнать подробнее
- - непонятно, не умею
Повторите, как мы будем работать?
Решать текстовую задачу, обсуждая её и выделяя все этапы решения, заполняя таблицу. Итак, начинаем, 1 этап с прочтения условия задачи.
Деятельность педагога |
Действия обучающихся |
|||||||||||||||||
1 этап.
|
Учитель просит прочитать условие задачи. Задача: Семья состоит из четырёх человек (мама, папа, двое детей, дочь и сын). Папа заболел гриппом. Надо купить лекарство, чтобы вылечить папу и чтобы не заболели остальные члены семьи, им тоже надо пропить лекарство в профилактических целях. Курс лечения составляет 5 дней. Прежде чем купить выписанное врачом лекарство, надо прочитать инструкцию. Если противопоказания не принесут вред здоровью членам семьи, то нужно просчитать, сколько упаковок данного лекарства нужно купить в аптеке. Для этого нужно знать возраст членов семьи. Маме 38 лет, папе 40 лет, дочь 18 лет, а сыну 3 года. Какую наименьшую сумму можно потратить на покупку лекарства?
- О какой ситуации рассказано в задаче?
|
Учащиеся читают задачу.
|
||||||||||||||||
- Сколько в этой семье человек? | - Четверо, мама, папа, дочь и сын. | |||||||||||||||||
- Сколько дней составляет курс лечения? | - 5 дней. | |||||||||||||||||
- Какие ещё данные известны в задаче? | - Возраст членов семьи. Маме 38 лет, папе 40 лет, дочь 18 лет, а сыну 3 года. | |||||||||||||||||
- Какие данные указаны в инструкции? | - Есть инструкция. | |||||||||||||||||
- Что надо узнать в задаче? |
- Указано, в какой дозе, при каком заболевании, кому и как, сколько надо принимать лекарство.
- Какую наименьшую сумму можно потратить на покупку лекарства. |
|||||||||||||||||
2 этап.
Интерпретация условия задачи |
- Какие данные возьмём для краткой записи условий задачи? Назовите их; | - Количество членов семьи; их возраст; | ||||||||||||||||
- Зачем эти данные нам нужны. | - Чтобы выбрать необходимую дозировку из инструкции; | |||||||||||||||||
- Откуда узнаем? |
- Из инструкции.
- Курс лечения 5 дней, профилактический приём надо узнать, сколько дней необходим; - Цена лекарства. |
|||||||||||||||||
- Итак, что мы знаем про папу? | - Заболел, назначено лечение 5 дней, папе 40 лет. | |||||||||||||||||
- Сколько папе необходимо лекарства? Где взять информацию? | - В приложении 1. | |||||||||||||||||
На доске записываем: Папа, 40 лет, 5 дней по 200 мг 4 раза/сут. - Учитель просит расшифровать (объяснить) данную запись. Что означает данная запись? Все ли данные понятны? |
Ученики ищут, озвучивают свои варианты, зачитывают текст из приложения Режим дозирования (Лечение гриппа и других ОРВИ: Детям от 6 до 12 лет - 100 мг, детям старше 12 лет и взрослым - 200 мг 4 раза/сут (каждые 6 ч) в течение 5 суток) в доказательство своей правоты. | |||||||||||||||||
- Что известно из условия задачи про маму?
- При затруднениях учеников в ответе на вопрос, учитель обращает внимание ребят на текст Приложения 1 (При непосредственном контакте с больными гриппом и другими ОРВИ - от 3 до 6 лет назначают по 50 мг, детям 6 до 12 лет - 100 мг, детям старше 12 лет и взрослым - 200 мг 1 раз/сут в течение 5-10-14 дней.) |
- Мама, 38 лет, для профилактики надо принимать лекарство 5 дней, в дозировке 200 мг 1 раз/сут в течение 5-10-14 дней; | |||||||||||||||||
- Что запишем на доску кратко про маму?
|
Мама, 38 лет, 5 дней по 200 мг 1 раз/сут.
|
|||||||||||||||||
- А какую информацию можем узнать из Приложения 2.
- Зачем нам нужна эта информация? Учитель просит рассказать условие задачи по краткой записи (можно, в парах друг другу). |
- Название препарата, его цену, количество капсул, таблеток в упаковке, сколько млг содержится в одной капсуле, таблетке.
- Чтобы выполнить рекомендации врача, купить необходимое количество лекарства и выбрать наиболее экономный вариант покупки. |
|||||||||||||||||
3 этап.
|
Что нужно найти в задаче?
|
Какую наименьшую сумму можно потратить на покупку лекарства.
|
||||||||||||||||
4 этап.
|
- Какой будет первый шаг для решения задачи
|
- Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол максимум и Арбидол для детей с 3-х лет (таблетки).
|
||||||||||||||||
5 этап.
|
Решение:
1) Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол максимум и Арбидол для детей с 3-х лет (таблетки):
2) Рассчитаем стоимость необходимого количества лекарства для препарата Арбидол и Арбидол для детей с 3х лет (таблетки).
3) Сравним полученные суммы
|
|||||||||||||||||
6 этап.
|
Ответ: 1902 руб. наименьшая сумма, которую возможно потратить. |
|||||||||||||||||
7 этап.
|
Чтобы удостовериться в правильности решения задачи, учитель предлагает учащимся сделать прикидку.
Сделаем прикидку:
3х570+210=1910
Даже если рассматривать другие варианты покупки (папе Арбидол максимум, маме и дочери Арбидол или наоборот) имеем
2х570+640+210=1990,
Задача решена, верно. |
Рефлексия (осознание пройденного пути)
- Что вы делали?
- Как вы это делали?
- Почему делали именно так?
Оценить свою работу по критериям:
- + всё понятно, разобрались, положительные эмоции
- ? интересно, есть вопросы, хотелось бы узнать подробнее
- - непонятно, не умею
Литература