Использование учителем-логопедом мультимедийных презентаций в работе с родителями детей с нарушением речи

Разделы: Работа с родителями

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


Связь между образовательным учреждением и родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс является необходимой составляющей эффективного воспитания и обучения ребенка. Особенно важна эта взаимосвязь в работе логопедических групп.

Современные информационно-коммуникативные технологии, используемые в системе образования, создают потребность в новых формах взаимодействия между педагогами и родителями, предполагающих уважение к работе и нагрузкам родителей, к их личным особенностям. Дистанционная организация сотрудничества способствует поддержанию открытости и привлекательности для детей и родителей. Такое сотрудничество способствует выполнению задачи по обеспечению психологической и образовательной поддержки семьям, повышению уровня родительской заботы и быстрой обратной связи между родителями и педагогами как участниками одного образовательного пространства. Более того, родители могут пользоваться услугами удаленной консультации для связи с педагогами. Такие контакты возможны в любой момент, особенно в случае заболевания ребенка или его неспособности регулярно посещать дошкольное учреждение.

Одной из форм использования информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе является мультимедийная презентация.

Все мы уже привыкли к использованию презентаций в виде наглядного дополнения к своему устному сообщению, выступлению на родительском собрании. Очень удобно, когда сказанное педагогом, возникает на экране в виде тезисов, схем, картинок и фотографий.

Без мультимедийной презентации нам уже сложно представить групповую консультацию с родителями детей логопедической группы, так как с её помощью можно легко объяснить и показать, как правильно делать артикуляционную гимнастику, как заниматься самомассажем, развитием мелкой моторики пальцев рук и графомоторных навыков, и тому подобное.

В конце года все родители с удовольствием знакомятся с презентацией с фотографиями детей в разных видах деятельности, проводимой учителем-логопедом.

Еще один вариант использования мультимедийных презентаций - это создание учителем-логопедом презентаций по лексическим темам, по автоматизации и дифференциации звуков, по обучению грамоте для родителей дошкольников с нарушением речи.

На информационном портале нашей организации есть вход на личные сайты всех педагогов, в том числе учителя-логопеда. Там в рубрике «материалы для занятий» родителю легко найти нужную презентацию по теме для закрепления с ребенком в домашних условиях пройденного материала. Если же все-таки возникают затруднения в поиске, родитель в любой момент может связаться с педагогом посредством сообщения в родительской группе и получить нужную ссылку.

Все созданные учителем-логопедом презентации учитывают требования к использованию компьютера в детском возрасте. Так, максимальное время, затраченное на работу с презентацией, не будет более 10 минут, даже если темп деятельности ребенка низкий. Все презентации красочные, игровые, снабженные анимацией. Таким образом, родитель может легко заменить домашнее задание, выданное учителем-логопедом, на просмотр и работу с мультимедийной презентацией, что значительно повышает интерес ребенка.

Кроме того, мультимедийные презентации значительно упрощают для родителей процесс вовлечения ребенка в данную деятельность.

Какие же виды презентаций могут быть направлены на помощь родителям в занятии с ребенком, в закреплении с ним полученных знаний и навыков на занятиях учителя-логопеда?

1. Презентации по лексическим темам.

Здесь идет отработка лексики по теме, упражнение в правильном словоизменении, словообразовании, правильном употреблении предлогов.

2. Презентации по автоматизации и дифференциации звуков.

Направлены на побуждение ребенка использовать автоматизируемый звук именно на том этапе, на котором ведет работу учитель-логопед с данным ребенком. То есть, есть презентации на автоматизацию конкретного звука в словах, во фразах и предложениях, в стихах, в самостоятельной речи.

По такому же принципу построены презентации на дифференциацию звуков.

3. Презентации по обучению грамоте.

В данном разделе презентации на побуждение ребенка узнавать буквы, читать слоги и слова, простые предложения. Здесь тоже прослеживается принцип от простого к сложному и, конечно же, игровой подход.

Практика показывает, что данный вид работы нравится родителям, он очень удобен в использовании. Если ребенок пропускает детский сад долгое время, то у родителей есть возможность изучить пройденные за это время лексические темы с ребенком дома, используя правильные материалы, подготовленные специалистом.

Конечно, от учителя-логопеда требуется дополнительная трудоемкая работа по созданию анимированных мультимедийных презентаций с учетом всех особенностей коррекционно-развивающего процесса, тщательный отбор речевого и наглядного материала, активизации творческих способностей и прочее. Но, опираясь на свой опыт, могу с уверенностью сказать, это того стоит!

Используемая литература

  1. Губина Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения / Т.Н.Губина. // Молодой ученый. - 2012. - № 3 (38). - С. 345-347.
  2. Калаш И., Семенов А. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. - 177 с.