1. Введение
Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. На этапе раннего детства ознакомления со свойствами предметов играет огромную роль. Ученые называют ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П.Зинченко и многие другие.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольника.
Объект исследования - сенсорное развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования - влияние сенсорной игры на развитие детей раннего возраста.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние сенсорных игр на развитие детей раннего возраста.
Гипотеза - развитие детей раннего возраста проходит более эффективно, при использовании сенсорной игры.
Задачи исследования:
- Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.
- Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.
- Определить роль сенсорной игры в развитии детей раннего возраста.
- Реализовать экспериментальную работу по развитию детей раннего возраста посредством сенсорных игр.
Исследование проводилось в первой младшей группе №1 на базе МАДОУ «Детский сад № 64».
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
2. Теоретические проблемы влияния сенсорных игр на развитие детей раннего возраста
2.1 Сущность понятия сенсорное развитие ребёнка
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. (форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и т.д.)
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Таким образом, сенсорное развитие является одной из основных сторон в работе педагога - дошкольника.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира ребёнком - начинается познание. Все остальные формы познания строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки. Овладение знаниями, умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (цвету, форме, величине).
От сенсорного развития ребенка зависит его готовность к обучению в школе. Поэтому, большая часть трудностей связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате, возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении работ. Бывает, что ребенок даже не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны - образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета состоят из семи цветов спектра и их оттенков по светлоте и насыщенности. Сенсорные эталоны формы - это геометрические фигуры. Эталон величины - метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве "единиц измерения" при оценке свойств веществ.
Непосредственно, форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны, как средства восприятия. Данный процесс имеет свои этапы.
Первый этап - предэталонный (3-й год жизни). Малыш начинает называть треугольные формы крышами, а о круглых формах говорит, что они похожи на мячик. Таким образом, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам разные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
На втором этапе средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств. При этом, каждое средство имеет вполне определенное название. Малыши овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр.
Важное место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим объектом. Мы говорим детям, что арбуз большой, а яблоко - маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
Итак, третий этап - на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавать их оттенки. На уровне восприятия происходит знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - "короткими" и "длинными". От оценки величины предмета (большой - маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать ряд. Далее дидактические игры усложняются.
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного развития в детском саду. Главное направление сенсорного развития должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Понятие "сенсорная культура" в дошкольной педагогике известно благодаря работам М. Монтессори. Однако, она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребенка в различении формы, цвета, величины и других свойств предметов. Данная точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что воспитание ребенка коренным образом отличается от развития детенышей животных. Ребенок развивается путем "социального наследования", которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых и усвоение общественного опыта. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Малыш растёт и сталкивается с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. Его окружает природа со всеми ее сенсорными признаками - многоцветием, запахами, шумами. Каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, обязательно воспринимает все это. Если же усвоение происходит стихийно, без педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным и неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.
2.2 Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна - необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно, такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение. ("маленькое" - это то, что можно схватить одной рукой, "большое" - двумя руками, "круглое" - то, что охватывается всей ладошкой, "квадратное" - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.) Термин "сенсорные эталоны" был предложен А.В.Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.
Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.
Сенсорное воспитание в этот период - основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают "сенсорный голод", ведущий к значительным задержкам общего развития.
Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей раннего возраста от рождения до 6 лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у младших дошкольников формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить младших дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для младших дошкольников раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
2.3 Использование сенсорной игры в развитии детей раннего возраста
Основная особенность сенсорных игр - обучающая. Соединение в сенсорных играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей раннего возраста, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание - основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различении.
Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.
Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам.
Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).
В дошкольной педагогике сенсорные игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания.
Важная роль по прежнему должна принадлежать сенсорным играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. Специально организованные сенсорные игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей раннего возраста.
- 1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.
- 2-й уровень: целенаправленные пробы.
- 3-й уровень: безошибочно подбирает детали.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений.
Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр:
- Игры-забавы
- Настольно-печатные
- Словесные
- Музыкальные
Обязательным элементом сенсорных игр является:
- Отражение учебного материала
- Выделение игровых задач
- Наличие правил
- Действия играющих
- Подведение итогов игры
Классификация игр:
- Игры возникающие по инициативе младших дошкольников - самостоятельные: режиссерские.
- Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников - организованные игры.
- Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа - народные.
Методика организации дидактических сенсорных игр:
- Организация дидактических сенсорных игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.
Подготовка:
- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);
- Установление соответствий сенсорной игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы;
- Определение наиболее удобного времени проведения сенсорной игры;
- Выбор места;
- Определение количества играющих;
- Подготовка необходимого дидактического материала;
- Подготовка к игре самого воспитателя;
- Подготовка к игре младших дошкольников;
Проведение игры:
- Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;
- Объяснение хода и правил игры;
Правила игры:
- Основная цель правил игры - организовать действия, поведения младших дошкольников;
- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре.
- От детей требуется: умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Используя дидактическую сенсорную игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая сенсорная игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения - это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.
- Сочетание умственной задачи с активными действиями.
- Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).
Для младших дошкольников третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира.
Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.
Литература для использования
- Венгер Л.А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. - С.424.
- Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 - С.398.
- Выготский Л.С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева и др. - М., 2007. - С.391.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В.В.Давыдова. - М.:Педагогика-Пресс,1999. - С.536.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. - М.: Просвещение, 2008. - С. 315.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В.Бурменской. - М. ,1996. - С. 459.
- Игры - занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. - С.368.
- Истомина Э.М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г.А. - М. , 1997. - С. 412.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - С.302.
- Морозова О.Е., И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. - №5. - С. 87.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО "Учебная литература", 1996. - С. 258.
- Поддьяков Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. - С. 456.
- Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Сфера, 2002. - С.371.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.,1997. - С.418.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета, 2007. - С. 368.
- Урунтаева Г.А. Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. - М., 1997. - С. 452.