Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мир профессий" для 5-го класса

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5

Ключевые слова: профессии


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.

Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.

Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий на уровне начального общего образования, обеспечивает условия для исследования способностей обучающихся применительно к рассматриваемой профессии, расширяет представления учащихся о социо-культурных особенностях и значении для общества профессий человека.

Направление программы внеурочной деятельности: социальное-педагогичекое.

Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.

Общая характеристика

Цель программы - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи программы:

  • познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
  • развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
  • содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;
  • формировать положительное отношение к труду и людям труда.

При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с людьми разных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке, на предприятиях и организациях города, поселка и т.д. Используются ЦОР для проведения видеоуроков, интерактивных экскурсий, получения новой информации.

Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Мероприятия позволят расширить знания младших школьников о профессиях , которые актуальны в городе Барнауле, в Алтайском крае в связи с особенностями региона. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.

Новизна рабочей программы состоит в том, что уже на уровне начальной школы дети знакомятся с профессиями взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпофильное и профильное обучение.

Особенности реализации программы:

  • Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  • В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
  • Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  • Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.

Основные принципы реализации программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип практической направленности;
  • принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся.

Межпредметные связи на занятиях:

  • ИЗО - оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
  • Окружающий мир - исследование, связь региональных особенностей климата с социальной жизнью, особенности и традиции общества, природные особенности и их влияние на занятия человека и т.д.
  • Технология - изготовление различных элементов по темам проектов;
  • Литературное чтение - функциональная грамотность, особенности работы с текстом и поиск инфрмации.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение включает в себя:

  • Учебный кабинет для группы учащихся, оснащенный компьютером, необходимой мебелью для учащихся и педагога, МФУ, проектор, выход в интернет.
  • Раздаточный материал
  • Энциклопедии и дополнительная литература, словари.

Методы и технологии

Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки.

Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи иллюстративный материал из газет и журналов по теме; выполнить фотоколлаж; составить выступление по плану; написать стихотворение; создать презентацию, составить коллаж; записать интервью (по плану, по вопросам заранее подготовленным), подготовить вопросы для интервью составить рассказ по плану, подготовить устное выступление, подготовить иллюстрации на тему.

Формы проведения занятий:

  • экскурсии
  • беседа
  • практическая работа
  • наблюдение
  • встреча с представителями профессии
  • коллективные и индивидуальные исследования
  • подготовка (обучение) к проекту, представление проекта
  • самостоятельная работа
  • защита исследовательских работ
  • консультация
  • круглый стол
  • дискуссия
  • выставка

Технологии, методики: поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, исследование, проблемно-поисковые.

Описание места программы «Мир профессий» в учебном плане

Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Мир профессий» предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, всего в 58 классе - 34 ч. в год.

Форма организации детского коллектива - классная.

Всего программа содержит 34 часа.

Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предусматривает развитие образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы, при планировании и реализации социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов.

Планируемые результаты:

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.

К ним относятся:

  • когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
  • мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
  • поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.

Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Критерии успешности прохождения программы

  • Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
  • Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
  • Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.

Формы контроля

  • Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
  • По итогам курса обучающиеся выполняют проектную работу - по теме по выбору: «Кем и каким я хочу стать». «Какие бывают профессии», «Профессии, без которых не обойтись», «Служить Родине - професиия», «От увлечения к професии».

Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников

В процессе обучения применяются следующие виды контроля:

  • вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических занятий;
  • текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на закрепление знаний изучаемой темы;
  • тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ;
  • итоговый контроль по окончании изучения всей темы.

Реализация программы внеурочной деятельности подразумевает социальное партнёрство:

  • проведение совместных мероприятий профориентационной направленности с детской библиотекой.
  • взаимодействие с организациями города и поселка с целью проведения экскурсий;
  • профориентационные акции и встречи с работниками, служащими, ветеранами труда, студентами. волонтерами.

Содержание учебного курса

Тематическое планирование


урока в/д

Название темы

Формы организации
занятия внеурочной деятельности

Раздел 1. Введение в курс

1

Введение в мир профессий

Урок-дискуссия.
Проблемно-поисковая ситуация.

2

Введение в мир профессий

Урок-игра.

3

Из истории профессий

Проблемно-познавательный урок.

4

Из истории профессий

Урок-викторина. Обучение проектной деятельности

Раздел 2. Разнообразие мира профессий

5

Медицинские профессии

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

6

Медицинские профессии

Урок-экскурсия

7

Медицинские профессии

Урок-игра

8

Медицинские профессии

Урок-викторина. Обучение проектной деятельности

9

Профессии сельской местности

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

10

Профессии сельской местности

Урок-экскурсия

11

Профессии сельской местности

КТД (коллективно-творческое дело)

12

Профессии сельской местности

Урок-викторина. Обучение проектной деятельности

13

Профессии, связанные с природой

Проблемно-ценностная дискуссия

14

Профессии, связанные с природой

Урок-викторина. Обучение проектной деятельности

15

Мир юридических профессий

Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

16

Мир юридических профессий

Урок-экскурсия

17

Мир юридических профессий

Сюжетноролевая продуктивная игра

18

Мир юридических профессий

Урок-викторина. Обучение проектной деятельности

19

Социальные профессии

Проблемно-познавательный урок

20

Социальные профессии

Урок-викторина. Обучение проектной деятельности

21

Социальные профессии

Урок-викторина. Обучение проектной деятельности

22

Социальные профессии

Урок-экскурсия

23

Творческие профессии

Проблемно-познавательный урок

24

Творческие профессии

Урок-экскурсия

25

Творческие профессии

Урок-игра

26

Кто находится на службе

Проблемно-познавательный урок

27

Кто находится на службе

Урок-викторина. Обучение проектной деятельности

28

Кто находится на службе

Урок-экскурсия

29

Профессии, связанные с техникой

Проблемно-познавательный урок

30

Профессии, связанные с техникой

Урок-экскурсия

Раздел 3. Итоговые занятия

31

Проектные выступления

Урок-конференция

32

Проектные выступления

Урок-конференция

33

Проектные выступления

Урок-конференция

34

Урок-викторина

Интеллектуальный марафон
Командная работа.
Подведение итогов

Всего 34 ч.

Методическая литература

  1. Журкова А.Я., Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: учеб, пособие / А.Я.Журкова, С.Н.Чистякова. - М.: ВАКО, 2015. - 105с.
  2. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение». 2014. - 211с.
  3. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 2010.
  4. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: «Знание», 2001.
  5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: «Инноватор», 1997.
  6. Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
  7. Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.
  8. Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
  9. Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. - М.: «Амрита - Русь», 2011.
  10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
  11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.