Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий на уровне начального общего образования, обеспечивает условия для исследования способностей обучающихся применительно к рассматриваемой профессии, расширяет представления учащихся о социо-культурных особенностях и значении для общества профессий человека.
Направление программы внеурочной деятельности: социальное-педагогичекое.
Актуальность курса продиктована следующими открывающимися возможностями для учащихся: расширить свой кругозор, представления о мире профессий, исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии, тренировать различные виды своих способностей.
Общая характеристика
Цель программы - ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
- содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;
- формировать положительное отношение к труду и людям труда.
При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с людьми разных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в библиотеке, на предприятиях и организациях города, поселка и т.д. Используются ЦОР для проведения видеоуроков, интерактивных экскурсий, получения новой информации.
Тематика мероприятий направлена на то, чтобы научить ребёнка уважительно относиться к своему труду, знать об основных профессиях родного края и их особенностях. Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Работа построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. Игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Мероприятия позволят расширить знания младших школьников о профессиях , которые актуальны в городе Барнауле, в Алтайском крае в связи с особенностями региона. Каждое занятие имеет логическую взаимосвязь с другими темами программы.
Новизна рабочей программы состоит в том, что уже на уровне начальной школы дети знакомятся с профессиями взрослых людей, что обеспечивает пропедевтику предпрофильной подготовки. Таким образом, предлагаемый курс может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на предпофильное и профильное обучение.
Особенности реализации программы:
- Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
- В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
- Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
- Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, родителями, администрацией.
Основные принципы реализации программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
- принцип наглядности;
- принцип личностной ориентации;
- принцип практической направленности;
- принцип возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
Межпредметные связи на занятиях:
- ИЗО - оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- Окружающий мир - исследование, связь региональных особенностей климата с социальной жизнью, особенности и традиции общества, природные особенности и их влияние на занятия человека и т.д.
- Технология - изготовление различных элементов по темам проектов;
- Литературное чтение - функциональная грамотность, особенности работы с текстом и поиск инфрмации.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение включает в себя:
- Учебный кабинет для группы учащихся, оснащенный компьютером, необходимой мебелью для учащихся и педагога, МФУ, проектор, выход в интернет.
- Раздаточный материал
- Энциклопедии и дополнительная литература, словари.
Методы и технологии
Формы и методы работы: работа с материалом, с источниками массовой информации, с толковым словарем; изучение литературы; фотосъемки, видеосъемки.
Формы домашних заданий: нарисовать рисунок по теме; написать сочинение по плану; составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.; подобрать статьи иллюстративный материал из газет и журналов по теме; выполнить фотоколлаж; составить выступление по плану; написать стихотворение; создать презентацию, составить коллаж; записать интервью (по плану, по вопросам заранее подготовленным), подготовить вопросы для интервью составить рассказ по плану, подготовить устное выступление, подготовить иллюстрации на тему.
Формы проведения занятий:
- экскурсии
- беседа
- практическая работа
- наблюдение
- встреча с представителями профессии
- коллективные и индивидуальные исследования
- подготовка (обучение) к проекту, представление проекта
- самостоятельная работа
- защита исследовательских работ
- консультация
- круглый стол
- дискуссия
- выставка
Технологии, методики: поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, технология педагогических мастерских, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, исследование, проблемно-поисковые.
Описание места программы «Мир профессий» в учебном плане
Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Мир профессий» предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией детей.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, всего в 58 классе - 34 ч. в год.
Форма организации детского коллектива - классная.
Всего программа содержит 34 часа.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» предусматривает развитие образовательной среды школы. Программа может быть использована в образовательном учреждении в рамках проведения профориентационной работы, при планировании и реализации социально-значимых проектах классных коллективов, во внеурочной деятельности учителей начальных классов.
Планируемые результаты:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками.
К ним относятся:
- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Критерии успешности прохождения программы
- Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки этих способностей.
- Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.
- Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.
Формы контроля
- Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
- По итогам курса обучающиеся выполняют проектную работу - по теме по выбору: «Кем и каким я хочу стать». «Какие бывают профессии», «Профессии, без которых не обойтись», «Служить Родине - професиия», «От увлечения к професии».
Виды контроля и механизм оценки достижений воспитанников
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
- вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических занятий;
- текущий контроль в процессе проведения занятии, направленный на закрепление знаний изучаемой темы;
- тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ;
- итоговый контроль по окончании изучения всей темы.
Реализация программы внеурочной деятельности подразумевает социальное партнёрство:
- проведение совместных мероприятий профориентационной направленности с детской библиотекой.
- взаимодействие с организациями города и поселка с целью проведения экскурсий;
- профориентационные акции и встречи с работниками, служащими, ветеранами труда, студентами. волонтерами.
Содержание учебного курса
Тематическое планирование
№
урока в/д |
Название темы |
Формы организации
|
Раздел 1. Введение в курс |
||
1 |
Введение в мир профессий |
Урок-дискуссия.
|
2 |
Введение в мир профессий |
Урок-игра. |
3 |
Из истории профессий |
Проблемно-познавательный урок. |
4 |
Из истории профессий |
Урок-викторина. Обучение проектной деятельности |
Раздел 2. Разнообразие мира профессий |
||
5 |
Медицинские профессии |
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
6 |
Медицинские профессии |
Урок-экскурсия |
7 |
Медицинские профессии |
Урок-игра |
8 |
Медицинские профессии |
Урок-викторина. Обучение проектной деятельности |
9 |
Профессии сельской местности |
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
10 |
Профессии сельской местности |
Урок-экскурсия |
11 |
Профессии сельской местности |
КТД (коллективно-творческое дело) |
12 |
Профессии сельской местности |
Урок-викторина. Обучение проектной деятельности |
13 |
Профессии, связанные с природой |
Проблемно-ценностная дискуссия |
14 |
Профессии, связанные с природой |
Урок-викторина. Обучение проектной деятельности |
15 |
Мир юридических профессий |
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов |
16 |
Мир юридических профессий |
Урок-экскурсия |
17 |
Мир юридических профессий |
Сюжетноролевая продуктивная игра |
18 |
Мир юридических профессий |
Урок-викторина. Обучение проектной деятельности |
19 |
Социальные профессии |
Проблемно-познавательный урок |
20 |
Социальные профессии |
Урок-викторина. Обучение проектной деятельности |
21 |
Социальные профессии |
Урок-викторина. Обучение проектной деятельности |
22 |
Социальные профессии |
Урок-экскурсия |
23 |
Творческие профессии |
Проблемно-познавательный урок |
24 |
Творческие профессии |
Урок-экскурсия |
25 |
Творческие профессии |
Урок-игра |
26 |
Кто находится на службе |
Проблемно-познавательный урок |
27 |
Кто находится на службе |
Урок-викторина. Обучение проектной деятельности |
28 |
Кто находится на службе |
Урок-экскурсия |
29 |
Профессии, связанные с техникой |
Проблемно-познавательный урок |
30 |
Профессии, связанные с техникой |
Урок-экскурсия |
Раздел 3. Итоговые занятия |
||
31 |
Проектные выступления |
Урок-конференция |
32 |
Проектные выступления |
Урок-конференция |
33 |
Проектные выступления |
Урок-конференция |
34 |
Урок-викторина |
Интеллектуальный марафон
|
|
Всего 34 ч. |
|
Методическая литература
- Журкова А.Я., Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: учеб, пособие / А.Я.Журкова, С.Н.Чистякова. - М.: ВАКО, 2015. - 105с.
- Григорьев Д.В. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Москва «Просвещение». 2014. - 211с.
- Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - М.: ИПИ РАО, 2010.
- Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. - М.: «Знание», 2001.
- Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании. - М.: «Инноватор», 1997.
- Горбунова М.В. 1000 профессий традиционных, новых, редких: краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009.
- Климов Е.А. Психология в профессиональном самоопределении. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2013.
- Климов Е.А. Путь в профессионализм. - М.: Флинта, 2003.
- Лопатина А. и Скребцова М. Секреты Мастерства. 62 урока о профессиях и мастерах. - М.: «Амрита - Русь», 2011.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М.: Изд. «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2001.