Цели:
- Расширять представления детей об осени, как времени года;
- Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе.
- Обогащать и уточнять словарь по теме: признаки осени;
- Воспитывать любовь к природе.
Материал: листья, веточки (картинки) сосны и ели, шишки, ватман, цветные карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя
Становитесь, дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Здравствуйте дорогие гости! Ребята, поздоровайтесь, посмотрите, как наши дети за лето подросли, повзрослели, они готовятся стать учениками. Ребятки, отгадайте, о чем мы с вами сегодня будем говорить, отгадайте загадку.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…»
(осень)
II. Основная часть занятия
Интересная игра сегодня у нас,
К ней готовился каждый из вас.
Собирайся, детвора -
Путешествовать пора!
Воспитатель: сегодня у нас с Вами необычное занятие.
Почему?
Потому что мы отправляемся в музей Осени.
- Что такое музей? (Место, где хранятся важные вещи, предметы)
- Как Вы думаете, что может храниться в музее осени? (Чистый воздух, красота земли, тепло огня, прохлада воды.)
- Кому будет интересно в музее Осени? Кто сможет удивиться богатству этого музея?
(Это могут сделать только внимательные, чуткие ребята).
А у нас все ребята именно такие, а значит - в дорогу!
1. Осенний воздух
Воспитатель: - Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете: каждое из времен года украшает её своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.
Узнавать природу и любоваться ею - сложное занятие. Поэтому сегодня мы рассмотрим экспонаты только одного зала музея - зала Осени. А что такое экспонат, Вы знаете? (Это выставленные в залах музеев предметы для знакомства с ними).
- Какие осенние месяцы Вы знаете? (Дети вспоминают названия осенних месяцев)
Давайте послушаем стихотворение, посвященное осенним месяцам. Догадайтесь, о каком из месяцев осени идет речь в каждом четверостишии?
СЕНТЯБРЬ (В сентябре желтеют листья, улетают птицы)
Пусто в домике стрижа -
Улетел, бедовый,
И, как зонтик, у ежа
Желтый лист кленовый.
В.Степанов
ОКТЯБРЬ (В октябре начинаются холода, идут дожди, на небе плывут тяжелые тучи)
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.
В.Степанов
НОЯБРЬ (В ноябре наступают морозы, все покрывается инеем, скоро зима)
В инее ложбина,
В огоньках рябина.
Дятел клювом бьет -
Зиму в гости ждет.
В.Степанов
- Молодцы, ребята! Справились с заданием, все осенние месяцы Вы назвали. А теперь давайте помолчим: прислушаемся к Осени. Какие звуки слышны? Чем наполнен осенний воздух (Дети называют звуки, характерные для осенней природы: шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум унылого осеннего дождя.
1.
Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.Листья тихо улетают
С засыхающих ветвей
И на землю оседают,
Красотой пленя своей.
Н.Минский
В этих строках слышны звуки Осени: тишина, шелест листьев в воздухе, тихие «спрятанные» песни.
ЛИСТОПАД
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Под ногой шуршат, шуршат,
Скоро голый будет сад.
(Дети могут здесь «услышать» шорох, шуршание листьев под ногами.)
ЛАСТОЧКА
Мой сад с каждым днем увядает:
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.Взгляну ль по привычке под крышу -
Пусто гнездо под окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…
К уже «услышанным» звукам прибавляется «поздний кузнечиков треск».
Воспитатель: Молодцы, ребята: все осенние звуки мы с вами услышали!
- А кто может объяснить, почему осенью опустело гнездо ласточек? (Ласточки на зиму улетают)
- Почему ласточкам пришлось покинуть родные края? Ведь осенняя природа так красива! (Они улетают от холодов в теплые края)
- Какими словами можно охарактеризовать осенний воздух? (Холодный, сырой, зябкий, туманный).
Воспитатель: Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали! Совсем холодно стало! Самое время провести физкультминутку, чтобы согреться и не заболеть.
Ребенок:
Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу!
Физкультминутка
Упражнение «Собери осенние листья».
Дует, дует ветер,
(Дети дуют, имитируя вой ветра, покачиваясь туловищем вправо-влево)
Дует, задувает,
Желтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки
С ветки на дорожки,
(Движение руками сверху вниз)
И бегут по листьям
Маленькие ножки.
(Легкий бег на месте)
Мы с тобой гулять пойдем
(Шаг на месте)
И листочки соберем.
(Присаживаясь, наклоняются, собирая листочки)
2. Осенняя земля
Воспитатель: согрелись? Молодцы! И листочков осенних много собрали. Вон их сколько в музее природы собрано.
- Рассмотрите, каким покрывалом укрыта осенняя земля. Попробуйте описать его. (дети высказываются по данной теме)
Игра «От какого дерева листок?»
Описание. Педагог показывает лист, а дети отгадывают к какому принадлежит дереву. Если дети допускают ошибки в ответах, воспитатель объясняет различия в форме, строении и принадлежности листьев.
После демонстрации листьев воспитатель показывает детям ветвь сосны или ели.
- Чем эти растения отличаются от всех остальных (Они зеленые круглый год)
Это очень интересный экспонат музея Осени. Сейчас мы проверим, хорошо ли Вы знакомы с этими породами.
Умеете ли вы различать ель и сосну по веточкам? Какую веточку я сейчас держу в руке? А это чья веточка? (По очереди поднимает веточки сосны и ели.)
- Посмотрите и ответьте, какая шишка у меня в правой руке, а какая - в левой? (Дети называют, однако обнаруживается, что не все успешно справляются с этим заданием).
Видите, вы еще не умеете безошибочно отличить ель от сосны по веточкам и шишкам. Сегодня мы с вами научимся это делать.
Сравнение ели и сосны по листочкам (хвоинкам) и шишкам.
По предложению воспитателя дети внимательно рассматривают листочки (хвоинки) ели и сосны и сравнивают их.
Вопросы и задания:
- Одинаковой ли длины листочки (хвоинки) ели и сосны? Если нет, то чьи хвоинки длиннее, а чьи - короче?
- Каковы хвоинки по форме? (У ели - четырехгранные остроконечные листочки, у сосны - с одной стороны выпуклые, а с другой - плоские)
- Помните хвоинки пальчиками. Какие хвоинки жестче?
- Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленого, но у сосны намного светлее, чем у ели).
- Как расположены листочки на ветке? (У ели поодиночке, у сосны - попарно)
- Сравните шишки по длине и толщине. (У ели шишка длиннее и тоньше, чем у сосны)
- Какого они цвета (Коричневы и бурые)
3. Осенняя вода
Воспитатель читает стихотворение.
ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ
У берега несмело
Ложится тонкий лед.
Печально туча серая
По дну пруда плывет.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.
Г.Ладонщиков
- Кто может сказать, какая осенью вода в реке, в озере? Вам хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (холодная, серая, зябкая, неприветливая)
- Только ли в речке осенью мы можем увидеть воду?
Послушайте стихотворение, может быть, в нем мы найдем ответ:
Кружатся листочки.
Дождик моросит,А вдали рябина
Пурпуром горит.
Капнет в лужу капля -
Вот и брызг фонтан!
Липа уронила
Желтый сарафан.
Листьями укрыты
Белые грибы,
Дождиком облиты,
Будут ждать зимы.
А.Бордей
- Кто услышал, в каком виде встречается нам осенью вода? (В виде дождя).
- Что нам нужно, когда идет дождь? Найдите ответ в стихотворении:
Осенью идут дожди,
Доставай скорей зонты…
Зонтики цветные -
Красивые такие!
В руки зонтики возьмем,
Под дождем гулять пойдем!
(Дети отвечают, что во время дождя нужен зонтик).
Воспитатель: да, под зонтиком нам не страшен никакой, даже сильный осенний дождик. Хотя в музее осени любая погода хороша. И наша экскурсия в этот музей приходит к концу. Лишь одна стихия природы осталась сегодня без внимания. Какая? (Огонь).
- Подумайте, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом «осень» говорят слова: пожар, огонь, листья горят. (Разноцветные листья на деревьях создают ощущение того, что лес светится, горит).
Творческая работа
Воспитатель: В каждом музее есть книга отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось, а что - нет. Предлагаю Вам оставить такую запись. Только выполните вы ее при помощи карандашей. Давайте вместе создадим картину горящего пурпурного осеннего леса.
(Детям предлагается лист ватмана, на котором будет создана коллективная картина. Ребята берут карандаши и на дереве рисуют яркие листочки. Задача воспитателя состоит в том, чтобы все используемые цвета были объяснены. В итоге - картина красок осени.)
III. Заключительная часть
Воспитатель: вот и подошла к концу наша экскурсия в музей осени. Мы познакомились с экспонатами осеннего зала, оставили свой отзыв об этой экскурсии.
Что ж, дорогие ребята, до новых встреч в музее.