Цель: создание условий для воспитания патриотических чувств обучающихся.
Задачи:
- Начать знакомство с историей нашей страны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
- Способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл прочитанных стихотворений.
- Способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за нашу Родину, готовность защищать ее в трудное время.
Ход классного часа
1. Оргмомент
Звучит песня «Журавли» (муз. Я.Френкеля, стихи Р.Гамзатова)
Слайд 1
Ученик 1.
- Есть много праздников у нас,
Их любят взрослые и дети.
И каждый с нетерпеньем ждёт
8 марта, Новый год.
Ученик 2.
- Но праздник есть особенный у нас.
Счастливый день, великий День Победы.
Его добились наши прадеды и деды,
И мы о ней расскажем вам сейчас.
Ученик 1.
- Мы отмечаем День Победы,
Когда на улице весна.
Ох, сколько горя и несчастья
Война всем людям принесла!
Ученик 2.
- Своими дедами гордимся,
Что нашу Родину спасли.
Чтоб улыбались чаще люди,
Чтоб в мире правнуки росли.
Ученик 3.
- Тебе спасибо, славный воин!
Война быть в мире не должна!
Гордимся мы тобой, Победа!
Цвети и радуйся, Весна!
- Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.
В истории России было много страшных войн. Но самая страшная и тяжелая для нашей страны война началась 22 июня 1941 года.
2. Основная часть
- Cколько лет прошло с окончания ВОВ?
- Прошло уже 77 лет с той победной весны, но каждый из нас содрогнется, вновь услышав впервые страшные фразы, бьющие прямо в сердце. (Мы услышим голос диктора, который сообщил советским людям о начале войны)
Звучат слова Левитана. Слайд 2
- 22 июня 1941 года мирная жизнь нашей страны была разрушена вероломным нападением фашистской Германии. И, чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения своей Родины народ вступил в смертельный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.
Звучит «Священная война». Слайд 3
- Слова этой песни в те военные годы знали все. Она была создана в первые дни войны и призывала всех советских людей к борьбе с фашистами.
- Мирный труд советских людей был нарушен. Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. Героизм советских людей не поддается счету: битва за Москву, блокада Ленинграда, 200 дней и ночей Сталинграда, Курская дуга, битва за Днепр.
- В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Слайд 5
На многих заводах и фабриках они заменили ушедших на фронт отцов и братьев, выполняя и перевыполняя установленные нормы. В госпиталях работали нянечками, помощниками мед.сестер девочки, которым было столько лет, сколько сейчас вам.
- Выстоял советский народ, не дрогнул. И настал час расплаты.
Настал великий час расплаты,
Настал великий день земли,
Когда советские солдаты
Рубеж советский перешли.
Рванулась грозная лавина
Стальной пехоты и машин,
Стремительно, неудержимо
С одною мыслью - на Берлин.
- И вот он наступил май 1945 года. Слайд 6
Пришла такая долгожданная Победа. …но, в этой войне погибли более 20 миллионов советских людей - это каждый 6 житель нашей страны….не дождался этого дня.
Все вынес, все вытерпел Советский народ - победил фашистов. И вот 24 июня 1945года на Красной площади в Москве состоялся парад Победы.
Вся страна в едином порыве приветствовала победителей, даже солнце, проглянув через тучи, озарило Красную площадь. Войны-победители, прошагав всю Европу, бросили к стенам Кремля поверженные фашистские знамена.
Слайд 7
Страна салютовала своим героям. Лица людей светились радостью, радостью за то, что на планете вновь воцарился мир!
Стихотворение «Был великий День победы» (Л.Некрасов)
Ученик 1.
- Был великий День победы.
Много лет тому назад
День победы помнят деды
Знает каждый из внучат.
Ученик 2.
- Светлый праздник День победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Надевают ордена.
Ученик 3.
- Мы про первый День победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас.
Ученик 1.
- Спасибо героям,
Спасибо солдатам.
Что мир подарили,
Тогда - в сорок пятом!
Ученик 2.
- Вы кровью и потом
Добыли победу.
Вы молоды были,
Сейчас - уже деды.
Ученик 3.
- Мы эту победу -
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Ученик 4.
- Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям!
Много горя принесли фашисты на нашу землю: жгли деревни, разрушали города, убивали мирных жителей - женщин, стариков и детей. Одна надежда оставалась у народа - на нашу армию, стойкость, мужество, героизм наших солдат и офицеров. И они оправдали надежду своих жен, матерей и детей - всех, кто ждал их, верил им и писал письма.
Одним из памятников войны являются солдатские письма - «треугольники». Письма с фронта и письма на фронт. Тех, кто читал эти письма военных лет, сегодня невольно поражает одна присущая им особенность, если попытаться выразить это одним словом: «Простая правда».
Презентация «Солдатские письма»
Ребята, на презентации вы видите фотографии военных лет и треугольные конвертики - письма защитников нашей Родины с фронта. (Слайды 3-7)
На основе одного из таких писем в городе-герое Волгограде установили мемориал «Солдатское поле». Одним из памятников этого мемориала и стал солдатский треугольник. На памятнике подлинный текст письма. Написал это письмо своей дочери защитник Сталинграда майор Петраков. (Слайды 8-9)
А сейчас мы посмотрим на то, как это происходило в жизни.
Сценка «Фронтовые письма»
Звучит фонограмма «Священная война» В.И.Лебедева-Кумача
Ребёнок:
Шли солдаты на запад по дорогам войны
Выпадал среди залпов, может час тишины.
И тогда на привале, опустившись в окоп,
Люди письма писали тем, кто был так далек!
Ведущий: Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа - весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма.
Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.
Эти письма - ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…
Звучит песня «В землянке»
Выходит 1 солдат, садится на плащ палатку и пишет письмо:
- Здравствуй, мама родная,
Это я, твой сынок.
Я пишу тебе с дальних,
Военных дорог.
Обо мне не волнуйся,
Вот с фашистом сражусь
И домой к тебе скоро
С победой вернусь.
Звуки взрывов, затем они затихают и слышен треск горящего костра и сверчков.
Выходит 2 солдат, садится около костра и пишет письмо:
- Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой. Завтра утром снова в бой.
Будем мы фашистов гнать. Береги, сыночек, мать.
Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
Обниму вас наконец. До свиданья. Твой отец.
Ведущий: Солдатские письма… Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив».
Звучит песня «Тёмная ночь»
Выходит 1 медсестра: (пишет письмо на пеньке)
- Здравствуй, дорогая мамочка!
Ты, мамочка, спрашиваешь, страшно ли нам? Страшно, ещё как страшно. Сегодня одним снарядом сразу пять мальчишек положило, совсем юные были. А ведь где-то их ждут, надеются.
Вы бы фотокарточку прислали, чтобы смотреть на Вас изредка. (сворачивает письмо, опираясь о пенек, поддерживая голову рукой, мечтает…)
Выходит 2 медсестра, садится на пенёк и пишет письмо:
- Мама, здравствуй, дорогая!
Как тебя люблю я!
Ради Родины своей,
Знаешь, всё терплю я!
Даже делать перевязки
Я солдатам не боюсь!
Мам, мы выстоим, мы сможем!
За родную нашу Русь!»
Ведущий: Письма с фронта были все похожи друг на друга. Похожи. И в то же время каждое из них единственное, неповторимое.
Благодаря почте, миллионы людей, судеб были связанны чуть ли не единственной возможностью общаться. Вся война в переписке. Каждая весточка с фронта - это и радость и холодящая душу тревога за жизнь дорогого человека.
Девочка читает стихотворение:
Прошу вас: храните солдатские письма
Они и просты и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла.
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!
Проведение мастер-класса по изготовлению фронтовых писем
- Ребята, хотите сами изготовить фронтовое письмо?
- Кому можно отправить это письмо?
Ветераны… С каждым годом их остается все меньше и меньше.
Они, живые свидетели, способны поведать нам правду о той войне. Они живут среди нас, они нуждаются в нашей заботе. Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом, ведь именно им мы обязаны своим существованием….
- В этом письме каждый из вас сможет написать добрые слова и пожелания ветеранам.
Как сложить его знал даже новичок в военном деле
Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам - слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались и не требовали марок. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто. (Слайд 12)
Подведём итог
Солдатские письма - это бесценные человеческие документы свидетельства о ВОВ, стойкости, мужестве, горячей преданности наших воинов своей Родине.
«Треугольники» с фронта - самые беспристрастные свидетели воинских событий, истоков подвига. Перечитывая их, все больше убеждаешься, какие это бесценные человеческие документы. Фронтовые письма исполнены духовности. В них - ощущения тайны, которую трудно постигнуть.
Треугольники-птицы, оригами войны.
Горьких судеб страницы и страшны, и нежны.
Далеки расстоянья от фронтов до тылов.
Письма - связь расставаний через магию слов.
Выступление детей. Стихотворение «Девятое мая» (З.Роот)
Ученик 1. - Девятое мая - и в небо взлетают шары.
Ученик 2. - Девятое мая - повсюду улыбки, цветы.
Ученик 3.
- Девятое мая - и слёзы, и радость в глазах,
И счастье Победы останется в наших сердцах.
Ученик 4. - Девятое мая - пусть голуби в небе кружат!
Ученик 5. - Девятое мая - мы помним твой подвиг, солдат!
Ученик 6. - Девятое мая - на солнце блестят ордена.
Спасибо за мир! Пусть тебе салютует страна!
Я желаю всем, чтобы никогда в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное голубое небо, чтобы все народы жили в мире и согласии.
Мы, наше поколение должны сберечь память о тех, кто отдал жизнь, защищая нашу Родину.
- День Победы - это замечательный, светлый праздник мира. Давайте же постараемся сберечь нашу удивительную планету от новой беды. Пусть больше никогда черные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной. Пусть всегда будет мир! (Слайд 12)
Стихотворение «Нужен мир» (В.Степанов)
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Звучит песня «День Победы!»