Певцу - не совсем просто изучит свой инструмент, голос - потому что он лишен возможности, визуально наблюдать работу своего голосового аппарата, можно лишь только интуитивно понимать и контролировать, опираясь на внутренние ощущения и замечания педагога.
Скрытые от глаз, явления составляют тайну певческого процесса.
Как разгадать эту тайну, как научиться управлять этим процессом, как правильно формировать звук???
Скорее всего здесь на помощь может прийти - психология!
Отдельно как вид искусства - психология пения - к сожалению, не существует. Психология для певца - исполнителя очень важна и нужна - (воля, память, внимание, преодоление сценического волнения).
Для искусства пения нужна не просто психология, а психология владения техникой пения.
Певческий голос - это то, что мы думаем о нём, это технологический принцип его образования.
Представление рождает - движение!
Процесс фонации - психологический процесс, т.е. особый вид настроя нашей психики, всего организма, подчиненный творческим задачам. Самосознание себя как уникальной личности. Желательно выявлять в каждом воспитаннике самые лучшие его физические и человеческие качества. В контакте с ним с первых минут общения необходимо раскрыть эти качества, их значимость для самого ученика, для его окружения, а также необходимость их в творческом процессе.
Неординарные проявления должны иметь поддержку. Повышая самооценку, желательно выявить для ученика только ему присущую красоту, внешнюю и внутреннюю. Эта самооценка, воспитанная педагогом, важна для укрепления желаний, воли при необходимости выразить себя через голос.
Важно осознание внешнего эффекта. Это вопросы поведения, общения с окружающими, отношения к занятиям, педагогу и получаемым знаниям. Сюда же входят вопросы внешнего вида на сцене и внутренней психологической подготовки к творческому проявлению. Для уверенности в себе можно использовать различные аутогенные установки и психологические тренинги.
Настрой и самовнушение
Степень испытываемого волнения на сцене зависит от таких свойств личности, как: интроверсия и экстраверсия, темперамент, характер, возраст. Музыканты с более сильным типом личности, экстраверты менее подвержены негативной форме волнения на сцене, поскольку нахождение на публике является для них неотъемлемой частью жизни, они более настойчивы, общительны, нежели люди со слабым типом. Связь между темпераментом музыканта и эстрадным волнением такова: исполнители с сильным типом темперамента (сангвиники, холерики, флегматики) легче переносят волнение на сцене, они более эмоционально раскрепощенные, но холерики менее эмоционально устойчивы среди них и часто испытывают так называемое состояние «концертной лихорадки», флегматикам не хватает эмоциональности, однако от волнения и они страдают меньше других типов, как и сангвиники, неудачи переносят относительно легко, меланхоликам же труднее всего раскрыться при исполнении произведения на сцене, они тяжелее всех переносят падения. Естественно, что у каждого темперамента и характера есть свои сильные и слабые стороны, которые либо приходят на помощь, либо наоборот.
Например: детям гораздо легче выступать на сцене, поскольку они еще не могут оценивать себя, до определенного возраста. Однако для достижения хороших результатов в музыкальной деятельности главную роль играет именно развитие в себе сильных сторон своей личности с помощью внимания и воли, независимо от типа темперамента, характера и возраста.
Существуют несколько фаз:
Первая - Долгое предконцертное состояние, которое начинается, когда известна точная дата выступления.
Вторая - Само концертное состояние.
Третья - промежуток между объявлением и началом выступления.
Четвертая - начало выступления, артистическое общение с публикой, борьба с негативным состоянием.
Пятая - состояние после концерта.
Все эти психические процессы, происходящие в воспитаннике во время выступления, можно со временем уменьшить степень волнения, научить контролировать отрицательные эмоции и правильно доносить до слушателей свое творчество. Психологический настрой начинается с «видения себя как бы со стороны», с психического самосознания своего «Я» и направления его на восприятие себя как уникального существа созданного природой. В воспитании чувства своей значимости можно использовать похвалу и всяческую поддержку малейшему успеху или любому шагу вперед в овладении процессом. Но… не всем это может подойти - все зависит от психотипа воспитанника.
Обретение внутренней свободы
Свободный голос в свободном теле! Можно ли освободить голос, т.е. дать ему возможность звучать легко, полетно, объемно и т.д.? Конечно, да, если знаешь, как управлять этим процессом. Психологическая свобода - есть эмоциональная свобода. Голос всегда отражает внутреннюю наполняемость, внутреннее состояние, и именно поэтому необходимо уберечь воспитанника от психических перегрузок, стрессов, неудач и т.д. Процесс фонации должен быть радостным и трепетным. Нет никого, кто бы ни волновался перед чем-то значимым в своей жизни, только само волнение должно сопровождаться возвышенными помыслами добра, любви и радости. Именно эта психическая установка никогда не перекроет голос.
Голос - выражение себя
Голос является основным средством коммуникации и взаимодействия. Голос - это инструмент, посредством которого мы доносим наши мысли, создавая, таким образом, окружающую нас реальность. С помощью голоса можно построить доверительные отношения. Голосом привлекаем слушателей. Голосом мы можем расшевелить человека или усыпить, очаровать или оттолкнуть. По голосу, также как и по внешнему виду, мы оцениваем человека в течение первых нескольких секунд знакомства, причем эта оценка устойчива. И требуются огромные усилия, чтобы изменить уже сформированное отношение другого человека к себе.
Аутогенная тренировка состоит в следующем: «Мой голос - отражение моей души», «Я пою с любовью и радостью» - эти установки и есть психологический шаг в поиске самого себя в своих переживаниях, в соединении со своим инструментом - голосом. Ощущение радости при пении. В воображаемом представлении «рождать звук внутри себя» - есть радость творческого начала.
Через голос мы выражаем себя, поэтому сначала внутренним самоконтролем «входим в себя», а потом отдаем свой голос как подарок. Эмоционально разделяем себя с красотой своего голоса, своей души. «Наполнись звуком, как сосуд водой, и выливай звук, как воду из сосуда».
Прав педагог по вокалу Д.Огороднов, который в психологическо-эмоциональном плане давал следующие установки: «Голосом вырази свою доброту, выражай ее свободно, непринужденно, в звуке выражай свое чувство, возглашай, утверждай доброе, вечное, как свое достоинство, как самого себя, любуйся искренностью и нежностью звучания, ищи их в звуке голоса, старайся возвыситься над собой, вложи волю преодолеть самого себя, затаив в себе чувство радости».
Прежде чем петь, подумай, что композитор хотел сказать этой музыкой людям и как это расскажешь ты. «Каждым звуком, каждым движением выражай что-либо, - требовал от певцов великий А.Тоскани, - выражай чувство полно и искренне».
Снятие психических зажимов и барьеров
Это полное отсутствие чувства стыда, боязни, болезненного волнения и стрессового состояния перед выходом на сцену, перед публикой, аудиторией. Если это присутствует, то проявится как неспособность к личностному проявлению себя в творчестве. Ведь сколько артистов , певцов которые так и не «раскрылись» по-настоящему, испугавшись самих себя, прислушиваясь к чужому мнению , не сумев раскрыть свою индивидуальность, природу своего таланта.
У меня в классе была девочка: одарена была природой и внеше и голосово, для нее петь очень сложные произведения не составляло никакого труда….. На сцене она была очень яркой, эмоциональной - но был внешний фактор, который играл очень большую роль - отек Квинки, о котором никто не знал, и мнение мамы. При малейшем неудачном выступлении, мама прекращала все занятия, объясняя это, тем, что - неудачно - значит совсем не стоит заниматься и продолжать дальше. В результате девочка совсем бросила занятия по вокалу, а потом и хореографию, и так и осталась с нераскрытым потенциалом, данным ей от природы.
Не для каждого нашелся педагог, режиссер, учитель, который сделал бы это вместе с ним. Психологические проблемы бывают в любом возрасте. Часто личные проблемы психологического характера замыкают внутренний мир, и очень трудно вырваться ему на свободу. Творческая личность без этой свободы состояться не может. На обретение полноты своей творческой индивидуальности. Как и внутренней свободы, иногда уходят годы поисков, тренировок, смены педагогов и репетиторов.
Нельзя не обращать внимания на атмосферу психологических контактов и ауру, которую создает учение вокруг себя, формируясь как музыкант. Его привычки, вкусы и взгляды должны быть под контролем педагога, формироваться им, если между учителем и учеником установлены доверительные отношения. Если существует какая-либо проблема проявления себя в жизни, то это обязательно скажется и на творчестве.
Личные неудачи, неправильный образ мыслей в восприятии мира вокруг и себя в нем мешают внутренней свободе. Педагог сам должен быть наполнен изнутри, грамотен, гармоничен, психологически - устойчив, ведь задача педагога - освободить певца от влияния внутренних психологических зажимов. Внутренний мир - это и есть богатство каждого. Проникнуть в него, вытащить все самое ценное, красивое, обогатить его своим личным опытом - вот путь правильной установки в системе вокальной педагогики.
А как ценно это в дальнейшей работе по развитию способностей голоса к воспроизведению мысленных и эмоциональных импульсов! Если найти дорогу в свой мир, это дает чувство истинного наслаждения, что и пробуждает творческое состояние. Опираясь на воображение, педагог «творит», «лепит» ученика вместе с ним. Процесс это только двухсторонний. С одной стороны педагог «не диктатор» направляет, формирует умение, а ученик параллельно анализирует и приспосабливает прием или способ к своей индивидуальной физиологии, тем самым развивая свой профессиональный опыт. Совершенствование умения и мастерства должно опираться на вдохновение и внутреннюю психологическую интуицию, как педагога, так и ученика. В творческом процессе мы раскрываем музыкальный образ, рожденный мыслями и чувствами, как композитора, так и исполнителя. Отсюда выстраивается исполнительский план произведения. Одухотворенность - основа исполнителя. Ей подчиняются все средства музыкальной выразительности. Ранее утверждали, что средства музыкальной выразительности создают музыкальный образ.
Музыкальный образ подает объем оттенков в разнообразии чувств, в передаче которых и используются все средства музыкальной выразительности. Без эмоциональной одухотворенности музыка мертва. Такой посыл на исполнительство рождает осмысленное, осознанное самовыражение, где одновременно присутствуют и характер, и манера, и чувства, необходимые в раскрытии образа. Кто-то сказал: «Говорить языком звуков - вот наука, которую надо постигать».
Из личной практики, могу сказать. Что очень часто прошу своих учеников пропеть звуками их эмоциональное состояние, если вижу, что ученик не в настроении. Это позволяет настроиться на рабочий лад и освободится.
Влияние эмоционального состояния на голосообразование и общее физическое и психическое состояние
Состояние внутреннего покоя и уверенности обычно приходит с большим опытом, хотя важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в жизни каждого индивидуума. Источником зажима могут являться более глубокие переживания, спрятанные в далёкие тайники души, вытесненные в подсознание. Чаще всего результатом являются фрустрации, психическая напряжённость, депрессивные состояния. Как уже говорилось в главе о дыхании, эмоциональное и психологическое состояние исполнителя влияет на дыхательную функцию.
В русском языке существует множество выражений характеризующих эмоциональное состояние человека, влияющее на голос и дыхание. Например: «В зобу дыхание спёрло», (от радости, неожиданности), «заголосили» (громко закричали, заплакали), «дышите глубже» (будьте внимательны, радуйтесь) (шуточное обращение), «чуть дыша» (нежно, тихо), «дыхание жизни» (широкое смысловое значение), «не дыша» (совсем незаметно, очень тихо), «нет слов» (от возмущения, от обиды), «охрип» (от долгого спора, объяснений), «перехватило дыхание» (от страха, от неожиданности), «потерял дар речи» (от удивления, от увиденного чуда), «вопить» (громко кричать, призывать). Существует ещё множество подобных выражений придуманных человеком, так как мы выражаем свои эмоции словами, жестами и голосом. Почему человек может охрипнуть в споре? (Спорят до хрипоты). Эмоции начинают переполнять, человек нервничает, может даже подняться давление, идёт прилив крови к голове, и как следствие этого - набухание голосовых связок, отёк и неполное смыкание, при сильном напряжении связок. Затем - хрипота, временная потеря голоса. Причём всё это может произойти за считанные секунды, так, что человек даже не заметит всех этих предупреждающих симптомов, и всё только потому, что нахлынувшие эмоции пересилили остальные человеческие чувства. Например, ещё одна причина потери голоса - привычный зажим в области шеи. Такому человеку всегда трудно говорить громко, и в момент раздражения происходит эмоциональный срыв, когда хочется закричать, а нечем… Но зажим возникает, как правило, из глубинных психологических проблем. И тот - же зажим шейных мышц, может возникнуть из-за причин разного характера. Частое невротическое состояние, состояние тревоги, страха, комплекс неполноценности, забытые детские переживания, которые старательно маскируются внешними физическими проявлениями, эмоциональная регидность. Следствие этого - зажимы в разных частях тела, так мешающие человеку быть свободным. Франц Александер так же усматривает тесную связь между дыхательной и эмоционально-экспрессивной функциями и считает вероятным, что в возникновении большинства заболеваний и расстройств дыхательных путей важную роль играют психологические факторы. Однако, к сожалению, до настоящего времени систематические исследования в этой области ограничивались только исследованиями бронхиальной астмы.
Вот что пишет о эмоциональном состоянии Л.Дмитриев в «Основах вокальной методики» (стр. 122-123) (Москва - Музыка 2007): «Эмоции тесно связаны с работой подкорковых центров, вегетативной нервной системы. Возникнув в результате деятельности коры, возбуждение иррадиирует в подкорку, которая меняет работу внутренних органов и систем, сообщает иной тонус и н6ервной системе. Именно поэтому эмоции всегда выражаются в ряде вегетативных реакций: меняется дыхание, сердцебиение, люди бледнеют или краснеют, потеют или покрываются «мурашками», дрожат, ощущают пересохшее горло и т.п. Сильнейшим образом под влиянием эмоций меняется двигательная сфера. Эмоции всегда выражаются в мимике, в характере движений, в речи. Под их влиянием меняется тембр и высота, на которой человек говорит, манера формирования слов и быстрота речи и т.п. Например, часто на экзамене речь ученика под влиянием отрицательных эмоций становится слабой, плохо слышной, голос прерывается. Наоборот, в состоянии возбуждения человек говорит громко, повышенным тоном, быстро.
Голос певца - замечательный инструмент, который может выразить удивительно полно разнообразные состояния человека. Меняя тембр, динамику, манеру произнесения слова, можно одними голосовыми средствами глубоко раскрывать содержание произведения, создавая вокальный образ». Таким образом, становится понятно, что эмоциональное состояние напрямую отображается в дыхании и голосе, а так же оказывает непосредственное влияние на физиологическое состояние голосового аппарата.
Необходимо:
Во-первых, научиться сохранять спокойствие и самообладание в любой ситуации, но не только для того, что бы сохранить свой великолепный тембр (такое отношение грозит черствостью и фанатизмом).
Во-вторых, научиться чувствовать внутреннюю свободу. Не зависеть от ситуации, быть лёгким в общении с людьми, находить общий язык, не замыкаться в себе.
В-третьих, стараться не повышать голос, особенно если вы нервничаете или возбуждены. Крик не убедит людей в вашей правоте. Одно слово, сказанное тихо и уверенно намного сильнее.
В-четвёртых, научиться следить за своим дыханием. Проследить в какие моменты идет задержка дыхания, о чём думает воспитанник в этот момент, или что его насторожило. Эти ассоциации натолкнут на размышления о прошлом, возможно о давно забытых моментах.
Попробовать, в момент непроизвольной задержки дыхания, расслабить мышцы живота, выдохнуть медленно и спокойно как бы до самого конца, и затем так же медленно и тихо сделать вдох, не поднимая плеч и снова медленно выдохнуть. Это поможет воспитаннику успокоиться, почувствовать уверенность и силу.
В-пятых, в общении с окружающими, не принимать оборонительную позицию. В такой ситуации, ребенок мысленно становится в позу борца или воина, когда тело готово отразить удар. Мышцы напряжены, жилы на шее вздуты, ладони сжимаются в кулак, пусть даже непроизвольно. Улыбаться искренне, так как натянутая и неестественная улыбка так же мешает общению.
В шестых, конечно же, беречь себя от болезней.
У моих воспитанников сразу возникает вопрос: - «А это значит, что и мороженное и холодную воду теперь нельзя?» Нет, конечно. Пейте и ешьте на здоровье! Просто не болейте. Пандемия, влиянию которой подвержены многие, коллективное бессознательное и прекрасная возможность отдохнуть от всего, что успело надоесть. Забота окружающих тоже очень приятна. Когда ещё нам принесут чай в постель?
А ещё, например, пропавший голос в связи с болезнью, поможет избежать ответственного выступления, которого так часто боятся воспитанники, потому что потом последует ответственный разговор со стороны их родителей, надежды возлагаемы на ребенка, не всегда соответствуют, его выступлению.
В седьмых, выполнять упражнения, которые способствуют естественному звучанию вашего голоса. Это и дыхательные гимнастики, и вокальные упражнения. Не нужно петь как-то специально красиво. Прежде всего, нужно чувствовать лёгкость при пении. Петь в удовольствие. Доверяя всецело педагогу, помните, что он не всевидящее око, и не всегда может успеть указать вам на все ваши ошибки, так как их вероятнее всего слишком много.
Лидерство - это талант, без развития он угасает, как и все другие способности….
Лидером может стать каждый ребенок. Лидера можно воспитать. Лидерству можно и нужно учить. Но когда я смотрю в горящие глаза ребят, примчавшихся с какой-то новой сногсшибательной идеей, я понимаю, что они счастливые люди. Таким образом, лидерство нужно воспитывать и развивать, подпитывать идеями, как растение влагой.
Но если педагог не обладает лидерскими качествами, то воспитание лидера солиста маловероятно. Без правильного воспитания и установки некоторые детки, явно обладающие качествами лидера, превращаются просто в классных «клоунов». В работе с детьми педагогу, как и родителям необходимо знать и понимать - кто такой лидер - солист!!! Лидер - этот не тот человек, который идёт по головам, не обращая внимание на чьё-либо мнение. Это тот, кто может уверенно разговаривать, к кому прислушиваются люди, это целеустремленный и амбициозный человек обладающий силой энергетикой, который может заинтересовать собой, организовывать сам себя, быть ответственным , имеет своё мнение, не боятся ошибиться. Неудачи не могут сломить человека с лидерскими качествами, а наоборот, он учится на своих ошибках. В ребёнке необходимо воспитывать положительные качества, иначе есть риск воспитать эгоистичного человека с завышенной самооценкой.
На сегодняшний день не хватает лидеров в полном смысле этого слова. Вопрос, является актуальным в психологии, социологии и педагогике сегодня. Можно проследить, насколько тесно связаны социальная среда и уровень развития лидерских качеств, учитывая тот факт. Действия лидеров напрямую связаны с реальной ситуацией. Лидерство не может быть оторвано от окружающей его среды. Такова одна из главных причин того, почему так трудно оценить лидерство и еще труднее его измерить. Социальная среда определяет как формальное положение лидера, так и действительную силу положения в конкретном контексте лидера.
Решение данной проблемы составляет цель исследования: выявить и конкретизировать на практике психологические основы развития лидерских качеств детей.
Формирование лидеров - не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания, где сам человек был бы активным участником, субъектом собственного становления. Анализ теоретических источников дает основания для вывода о том, что в педагогической науке создана теоретико-концептуальная база, сформированы основные положения и подходы к данной проблеме.
Теорией стала ситуативная теория лидерства, разработанная Полом Херси и Кеном Бланшардом. Она гласит о том, что лидерство возникает в результате взаимосвязи нескольких объектов, а именно: субъект, место, время и обстоятельство. Это значит, что у группы нет постоянного лидера, а он возникает лишь в конкретной ситуации. То есть, у отдельных членов группы в тот или иной момент проявляется качество, необходимое в данной ситуации.
Поэтому данное лицо может встать во главе группы, но лишь на некоторое время. В следующий раз лидером может выступить кто-то другой. Также существует еще одна теория - теория ожидания-взаимодействия. Над ее разработкой трудились многие американские ученые - Дж.Хоманс, Дж.Хемфилл, Р.Стогдилл, С.Эванс, Ф.Фидлер. Последний предложил свой вариант теории - вероятностную модель эффективности лидерства. Акцент в ней был сделан на интеграции влияния лидера, его личностных качеств и ситуативных переменных. Ф.Фидлер считал, что стиль лидерства соотносится с ситуативными переменными таким образом, что благоприятная ситуация для лидера включает хорошие отношения с его последователями, тщательно разработанную задачу и сильную позицию лидера. Другими словами, настоящий лидер является очень хорошим психологом. Любой лидер является руководителем, но не каждый руководитель будет являться лидером. Для того чтобы стать лидером, мало обладать талантом. Помимо этого, нужно еще развиваться, как в личном плане, так и в профессиональном плане.
Изучая взаимоотношения детей, А.С.Залужный предложил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных и постоянных. Он критикует положение о том, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству. Он считает, что лидером может быть, и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т.д.
Для воспитания положительных лидерских качеств у детей, которые не верят в свой успех на поприще лидера, возможно создание цепочки различных ситуаций, которые, в конечном счете, приведут обучающегося к успеху и заставят поверить в свои силы. Для начала ребенку нужно давать более мелкие задания, постепенно переходя к более сложным, вплоть до назначения его лидером в групповых заданиях. Немаловажно и отношение сверстников к данному обучающемуся. Педагогу необходимо обеспечить все условия для успешной реализации ситуации успеха. Также педагогу следует давать детям больше самостоятельности. В развитии самостоятельности эффективное воздействие могут оказать современные информационные технологии как средство повышения познавательного интереса младших воспитанников к учебной деятельности. Формировать основы истинного лидерства лучше всего у маленьких воспитанников, так как это самый оптимальный для этого возраст. Младший воспитанник обладает высокой восприимчивостью к разного рода воздействиям социума. В данном возрасте у ребенка уже формируется боле менее адекватная самооценка, он учится самоконтролю. Он уже обладает определенной степенью самостоятельности и сознательности.
Перед родителями и педагогами стоит задача научить ребенка строить межличностные взаимоотношения. Также родители вместе с преподавателям должны помочь ребенку сформировать те необходимые качества, которые помогут в будущем ему стать настоящим лидером.
Можно прийти к выводу, что у ребенка младшего школьного возраста будет легче всего формировать нужные для лидера качества, потому что именно в этом возрасте начинается заметное формирование личности. У него еще не сформированы эталоны поведения. Ребенок в этом возрасте словно масса для лепки, поэтому упускать такую возможность ни в коем случае нельзя. Если у него есть заметные задатки лидера, то их стоит правильно развивать, чтобы в будущем ребенок стал самым настоящим лидером, а не «игроком», который будет всегда прятаться за маской.
Список используемой литературы
- Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии.// Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1983.
- Голубев П.В. «Советы молодым педагогам-вокалистам», Москва 1963.
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики», Москва - Музыка 2007.
- Знаков В.В. Психология понимания правды. С-Пб., 1999.
- Залужный А.С. Детский коллектив и методы его изучения. А.С.Залужный - М.: тип. им. Евг.Соколовой, 1931.
- Павлов И.П. Мозг и психика. М. - Воронеж, 1996.
- Романова Л.В. «Школа эстрадного вокала», Санкт-Петербург - Москва - Краснодар, 2007 г.
- Симонов П.В. Изучение процессов творчества // Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978.
- Станиславский К.С. Работа актёра над собой. Собр. соч., т. 3, ч. 2. М., 1955.
- Силантьева И.И. Шаляпин, каким его знали книги. М., 2009.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования по психологии установки. Тбилиси, 1961.