Методическая разработка урока биологии в 10-м классе на тему «Ген и хромосомная теория наследственности»

Разделы: Биология

Класс: 10

Ключевые слова: генетика, хромосомная теория, генетика человека


Предмет: биология.

Класс: 10.

Цели урока:

  • Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
  • Предметно-дидактическая:
    • способствовать расширению знаний учащихся о хромосомной теории наследственности; пониманию генетических основ закона Т.Моргана.
    • продолжить работу над формированием генетической грамотности учащихся.
    • создать условия для осознания и закрепления блока новой учебной информации.

Планируемые результаты урока:

  • Предметные:
    • понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
    • объяснять влияние факторов риска на здоровье человека
  • Метапредметные:
    • овладение составляющими исследовательской, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
    • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую
  • Личностные: выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих.

Технологическая карта урока

Опишите наиболее универсальные методики, технологии и приемы для создания проблемных ситуаций на уроках общей биологии, генетики.

Часто на уроках биологии используется технология проблемного обучения.

Психологи отмечают, что проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении.

Проблемный урок она делит на два блока: проблемное введение нового материала и воспроизведение субъективно новых знаний. Первый блок подразделяется на два этапа: постановка учебной проблемы и поиск решения этой проблемы.

В чем состоит суть проблемной ситуации? В ней содержится неизвестное (это может быть новое усваиваемое отношение, способ или условие действия). Я думаю, что сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации.

В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяются интеллектуальные возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не способствуют возникновению проблемной ситуации. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью имеющихся знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа содержания и условий выполнения задания.

Приемы создания проблемной ситуации.

Проблемные ситуации могут быть с удивлением и с затруднением. Не случайно Луи де Бройль сказал: «Знания - это дети удивления и любопытства». Проблемную ситуацию можно создать разными приемами.

Например:

Тема: «Основы генетических знаний. Моногибридное скрещивание». (11 класс)

Постановка проблемного вопроса: Почему Г.Мендель, не будучи биологом, открыл законы наследования, хотя до него это пытались сделать многие талантливые учёные?

Урок «решение генетических задач:

Создание проблемной ситуации: Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Данное занятие даёт возможность "приоткрыть дверь" научного познания процессов, происходящих в живых организмах при размножении. Чтобы понять их, вспомним, как сложны процессы мейоза, лежащие в основе полового размножения, какие генетические закономерности проявляются при различных скрещиваниях.

Роль проблемной ситуации может выполнить «яркое пятно». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, из повседневной жизни.

Урок по теме «Генетика человека»

Хочу привести пример из жизни человека, описанный в книге Николая Павловича Бочкова "Гены и судьба". Автор книги посвятил изучению генетики человека 30 лет своей жизни.

Однажды на пороге его кабинета появился молодой, приятной наружности человек. Как выяснилось чуть позже, человек очень талантливый. Привела его к Н.П.Бочкову тревога. Дело в том, что в возрасте трех с половиной лет у него скончался первый ребёнок, который родился в срок, нормального веса, отлично развивался, но вдруг с 5-6 месяцев малыша словно подменили. Он перестал улыбаться, ему стало трудно держать головку, и уже через 2-3 месяца невропатологи констатировали болезнь Тея-Сакса. Суть этой болезни в том, что врождённые генетические нарушения в организме привели к демиелинизации нервных волокон, то есть миелиновые оболочки, которыми покрыты нервы, начали распадаться, растворяться. Беда непоправимая.

Потерявший сына отец хотел знать: ожидает ли его последующих детей такая же участь? Или судьба подарит им счастливый шанс?

Проблемные вопросы:

  1. Почему в одной семье дети такие разные?
  2. Гениями рождаются или становятся?