Литературная викторина для 3-х классов по произведениям Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра», «Про волка», «Мангуста», «Про обезьянку» из сборника «Рассказы о животных» и М.Зощенко «Глупый вор и умный поросенок», «Умная птичка», «Сравнительно умная кошка», «Умная белка», «В гостях у клоуна» из сборника «Умные животные».
Место проведения: конференц-зал библиотеки.
Цель:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание интереса к чтению и книге; обобщение нравственного опыта младших школьников, развитие нравственных чувств.
Основные задачи:
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству Б.Житкова и М.Зощенко;
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- обогащать чувственный опыт ребенка
Ход занятия
I. Организационный момент
Встреча гостей и детей. Расположение команд за столами. Положительный настрой на работу. Звучит музыка о школе.
1 слайд
II. Подготовительный этап
«Пойми живой язык природы.
И скажешь ты: Прекрасен мир!»
М.Пришвин
Звучит музыка. Слайд 2 (Природа и мы)
Ведущий: Добрый день, уважаемые взрослые, добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на литературной викторине. Сегодня мы будем говорить с вами об удивительном и необычном мире животных, а точнее о книгах, в которых главными героями являются животные. И так, отправляемся в гости к героям рассказов Михаила Зощенко и Б. Житкова проверим, кто из вас был самым внимательным читателем.
Слайд 3
Представление команд:
- «Академики» - 3а - капитан команды
- «Буквоежки» - 3б - капитан команды
- «Супер-вешки» - 3в - капитан команды
- «Учёные совята» - 3г - капитан команды
Оценивать ответы и следить за ходом игры будет наше компетентное жюри. (представление жюри)
Жюри: председатель Ипатова Е.В., Шелковская Н.В.
Слайд 4
Правила работы в группе. На столах лежат правила работы в группе. Ребята зачитывают их.
Ведущий: А для того, чтобы работа над вопросами викторины в наших командах была слаженной и четкой, давайте вспомним правила работы в группе (читают дети).
Ребята, внимание! Если команда не соблюдает правила и очень шумно работает, мешая другим командам, она получает жёлтую карточку (предупреждение). Следующая карточка будет красная (снимаются штрафные очки за нарушение дисциплины). Желаю успехов!
III. Конкурсы викторины
Слайд 5
1. Конкурс «Соотнеси автора и название произведения»
(Максимальная оценка 2 балла). Время - 1 минута (песочные часы)
Ведущий: Ребята, попробуем вспомнить, какие произведения написал Б.Житков, а какие - М.Зощенко. На столах у участников - карточки с названиями произведений и с названиями авторов.
Слайд 6
2. Конкурс «Вопрос - ответ»
(Максимальная оценка 3 балла). Время - 1 минута
3А
- Каким лекарством лечили Яшку? (касторкой)
- Кроме собачьей стаи, с кем у Яшки была потасовка во дворе? (с котом)
- В какое время суток вор пробрался в сарай? (ночью)
3Б
- Что было в портсигаре у папы? (конфеты)
- Где устроили постель для Яшки? (в корзинке)
- Кличка вожака собак, который боялся Яшку? (Каштан)
3В
- Как звали обезьянку? (Яшка)
- Что испортил Яшка даме, которая пришла в гости? (прическу)
- Какой команде учили волчонка? («Тубо» «Не тронь»)
3Г
- Сколько лет было мальчику, когда он учился в школе? (12 лет)
- Порода обезьянки Яшки (Макака)
- Кто сообщил о том, что на палубе есть змей? (Кочегар Фёдор)
Слайд 7
3. Конкурс «Литературные сыщики»
(Максимальная оценка 5 баллов). Время - до 5 минут
Содержание: по предложенным картинкам предметов, записать названия рассказов, в которых эти предметы упоминаются.
Правильный ответ:
- Одеяло («Глупый вор и умный поросенок»)
- Гнездо с птенцами («Умная птичка»)
- 4 пирожка на подоконнике («Сравнительно умная кошка»)
- 12 веревочек («Умная белка»)
- Кит с фонтанчиком («В гостях у клоуна»)
Проверка: Слайды 8-9
Слайд 10
4. Конкурс капитанов «Заморочки из бочки»
Содержание: капитаны команд поочередно из бочонка вытягивают вопросы по рассказам Б.Житкова и М.Зощенко и отвечают.
Каждой команде подготовлено по 3 вопроса.
Если капитан сам отвечает на вопрос, он получает 2 балла, если за него отвечает команда - 1 балл.
(Максимальная оценка 6 баллов).
Если команда не отвечает или отвечает неправильно, у других команд есть возможность заработать дополнительные баллы.
Вопросы и правильные ответы:
- В каком виде Яшку оставили на ночь? (привязали за жилет к ножке стола)
- Как Яшка «помог» мальчику сделать уроки? (исписал чернилами тетрадь)
- За что отец мальчика наказал Яшку? (за то, что он обрывал цветы)
- За что наш знакомый доктор обиделся на Яшку? (тот украл у него за обедом картошку)
- Что делал Яшка, когда хотел понравиться? (становился ласковым, залезал на плечо и начинал искать в голове)
- Куда девался Яшка из семьи мальчика? (отдал товарищу)
- Название острова, на который приплыл пароход в рассказе Б.Житкова «Мангуста» (Цейлон)
- Чем закончился рассказ Б.Житкова «Про волка»? Что с ним произошло? (Его увёз пристав)
- Что дал хозяин слону в знак благодарности? (Весь хлеб)
- В какой стране происходили события, описанные в рассказе Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»? (Индия)
- Назовите животных, которые жили у мальчика из рассказа «Про волка» (Волчонок, собака Плишка, кошка Манефа)
- Каким ласковым словом мать называла волка? (Волченька)
Физминутка «Танцующие утята». Слайд 11
Промежуточные результаты жюри.
5. Конкурс «Как меня зовут?» (Узнать героя по описанию)
(Максимально 1 балл)
Слайд 12-16
1. Он почти весь состоял из головы - как будто морда на четырех ножках, и морда эта вся состояла из пасти, а пасть из зубов. Он на меня оскалился, и я увидел, что у него полон рот белых и острых, как гвозди, зубов. Тело было маленькое, с редкой бурой шерстью, как щетина, и сзади крысиный хвостик. (Волчишка)
2. Если на лапки встанет, то не больше полуаршина. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.
Шерсть на ней рыжая, а лапки черные. Как будто человечьи руки в перчатках черных. На ней был надет синий жилет. (Обезьянка Яшка)
3. И в тот же миг она просунула голову меж задних лап, разинула пасть, громко каркнула, а хвост - громадный пушистый хвост - поставила вверх столбом, и он стал как ламповый ежик, что стекла чистят. В одно мгновение она обратилась в непонятное, невиданное чудище. (Мангуста)
4. Но на пароходе у нас был свой давнишний хозяин на палубе. Громадный, откормленный, в медном ошейнике. Он важно ходил по палубе, когда было сухо. Сухо было и в этот день. И солнце поднялось над самой мачтой. Он вышел из кухни, поглядел, все ли в порядке (кот Васька)
Проверка:
6. Конкурс «Зашифрованные герои»
Слайд 17
Найдите персонажей рассказов Б.Житкова и М.Зощенко
(Таблица)
(Максимально 12 баллов)
Проверка: Слайд 18
7. Конкурс «Зоосад»
Слайд 19
На слайде: Зоосад - меньшая территория и меньшая коллекция животных, чем в зоопарке.
Содержание: вписать в пропуски героев рассказов М.Зощенко «Умные животные», используя подсказки в виде пословиц, поговорок, загадок
(Максимальная оценка 6 баллов).
Вопросы и правильные ответы:
- Знает……., чье мясо съела (кошка)
- Его хоть мой, хоть не мой, а он всё равно в грязь лезет.(поросёнок)
- Крутится, как …….. в колесе. (белка)
- У каждой …. - свои замашки (пташки)
- Громко все над ним хохочут,
Отвечает он поклоном.
На арене, как цветочек,
Разноцветный, яркий ….(клоун) - …бояться, в лес не ходить (Волков)
Проверка: Слайд 20
IV. Рефлексия. Цветущее дерево с цветочками
- Оранжевый цветок - Мы в ответе за тех, кого приручили.
- Желтый цветок - В будущем я, возможно, стану защитником животных
- Красный цветок - Охрана животных - серьезная экологическая проблема
V. Подведение итогов. Награждение
Слайд 21