Литературная викторина "Природа и мы"

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Ключевые слова: литературная викторина, М.Зощенко, Б.Житков


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (65 МБ)


Литературная викторина для 3-х классов по произведениям Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра», «Про волка», «Мангуста», «Про обезьянку» из сборника «Рассказы о животных» и М.Зощенко «Глупый вор и умный поросенок», «Умная птичка», «Сравнительно умная кошка», «Умная белка», «В гостях у клоуна» из сборника «Умные животные».

Место проведения: конференц-зал библиотеки.

Цель:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обобщение нравственного опыта младших школьников, развитие нравственных чувств.

Основные задачи:

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству Б.Житкова и М.Зощенко;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • обогащать чувственный опыт ребенка

Ход занятия

I. Организационный момент

Встреча гостей и детей. Расположение команд за столами. Положительный настрой на работу. Звучит музыка о школе.

Презентация

1 слайд

II. Подготовительный этап

«Пойми живой язык природы.
И скажешь ты: Прекрасен мир!»
М.Пришвин

Звучит музыка. Слайд 2 (Природа и мы)

Ведущий: Добрый день, уважаемые взрослые, добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на литературной викторине. Сегодня мы будем говорить с вами об удивительном и необычном мире животных, а точнее о книгах, в которых главными героями являются животные. И так, отправляемся в гости к героям рассказов Михаила Зощенко и Б. Житкова проверим, кто из вас был самым внимательным читателем.

Слайд 3

Представление команд:

  • «Академики» - 3а - капитан команды
  • «Буквоежки» - 3б - капитан команды
  • «Супер-вешки» - 3в - капитан команды
  • «Учёные совята» - 3г - капитан команды

Оценивать ответы и следить за ходом игры будет наше компетентное жюри. (представление жюри)

Жюри: председатель Ипатова Е.В., Шелковская Н.В.

Слайд 4

Правила работы в группе. На столах лежат правила работы в группе. Ребята зачитывают их.

Ведущий: А для того, чтобы работа над вопросами викторины в наших командах была слаженной и четкой, давайте вспомним правила работы в группе (читают дети).

Ребята, внимание! Если команда не соблюдает правила и очень шумно работает, мешая другим командам, она получает жёлтую карточку (предупреждение). Следующая карточка будет красная (снимаются штрафные очки за нарушение дисциплины). Желаю успехов!

III. Конкурсы викторины

Слайд 5

1. Конкурс «Соотнеси автора и название произведения»

(Максимальная оценка 2 балла). Время - 1 минута (песочные часы)

Ведущий: Ребята, попробуем вспомнить, какие произведения написал Б.Житков, а какие - М.Зощенко. На столах у участников - карточки с названиями произведений и с названиями авторов.

Слайд 6

2. Конкурс «Вопрос - ответ»

(Максимальная оценка 3 балла). Время - 1 минута

- Каким лекарством лечили Яшку? (касторкой)

- Кроме собачьей стаи, с кем у Яшки была потасовка во дворе? (с котом)

- В какое время суток вор пробрался в сарай? (ночью)

- Что было в портсигаре у папы? (конфеты)

- Где устроили постель для Яшки? (в корзинке)

- Кличка вожака собак, который боялся Яшку? (Каштан)

- Как звали обезьянку? (Яшка)

- Что испортил Яшка даме, которая пришла в гости? (прическу)

- Какой команде учили волчонка? («Тубо» «Не тронь»)

- Сколько лет было мальчику, когда он учился в школе? (12 лет)

- Порода обезьянки Яшки (Макака)

- Кто сообщил о том, что на палубе есть змей? (Кочегар Фёдор)

Слайд 7

3. Конкурс «Литературные сыщики»

(Максимальная оценка 5 баллов). Время - до 5 минут

Содержание: по предложенным картинкам предметов, записать названия рассказов, в которых эти предметы упоминаются.

Правильный ответ:

  1. Одеяло («Глупый вор и умный поросенок»)
  2. Гнездо с птенцами («Умная птичка»)
  3. 4 пирожка на подоконнике («Сравнительно умная кошка»)
  4. 12 веревочек («Умная белка»)
  5. Кит с фонтанчиком («В гостях у клоуна»)

Проверка: Слайды 8-9

Слайд 10

4. Конкурс капитанов «Заморочки из бочки»

Содержание: капитаны команд поочередно из бочонка вытягивают вопросы по рассказам Б.Житкова и М.Зощенко и отвечают.

Каждой команде подготовлено по 3 вопроса.

Если капитан сам отвечает на вопрос, он получает 2 балла, если за него отвечает команда - 1 балл.

(Максимальная оценка 6 баллов).

Если команда не отвечает или отвечает неправильно, у других команд есть возможность заработать дополнительные баллы.

Вопросы и правильные ответы:

- В каком виде Яшку оставили на ночь? (привязали за жилет к ножке стола)

- Как Яшка «помог» мальчику сделать уроки? (исписал чернилами тетрадь)

- За что отец мальчика наказал Яшку? (за то, что он обрывал цветы)

- За что наш знакомый доктор обиделся на Яшку? (тот украл у него за обедом картошку)

- Что делал Яшка, когда хотел понравиться? (становился ласковым, залезал на плечо и начинал искать в голове)

- Куда девался Яшка из семьи мальчика? (отдал товарищу)

- Название острова, на который приплыл пароход в рассказе Б.Житкова «Мангуста» (Цейлон)

- Чем закончился рассказ Б.Житкова «Про волка»? Что с ним произошло? (Его увёз пристав)

- Что дал хозяин слону в знак благодарности? (Весь хлеб)

- В какой стране происходили события, описанные в рассказе Б.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»? (Индия)

- Назовите животных, которые жили у мальчика из рассказа «Про волка» (Волчонок, собака Плишка, кошка Манефа)

- Каким ласковым словом мать называла волка? (Волченька)

Физминутка «Танцующие утята». Слайд 11

Промежуточные результаты жюри.

5. Конкурс «Как меня зовут?» (Узнать героя по описанию)

(Максимально 1 балл)

Слайд 12-16

1. Он почти весь состоял из головы - как будто морда на четырех ножках, и морда эта вся состояла из пасти, а пасть из зубов. Он на меня оскалился, и я увидел, что у него полон рот белых и острых, как гвозди, зубов. Тело было маленькое, с редкой бурой шерстью, как щетина, и сзади крысиный хвостик. (Волчишка)

2. Если на лапки встанет, то не больше полуаршина. Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие.

Шерсть на ней рыжая, а лапки черные. Как будто человечьи руки в перчатках черных. На ней был надет синий жилет. (Обезьянка Яшка)

3. И в тот же миг она просунула голову меж задних лап, разинула пасть, громко каркнула, а хвост - громадный пушистый хвост - поставила вверх столбом, и он стал как ламповый ежик, что стекла чистят. В одно мгновение она обратилась в непонятное, невиданное чудище. (Мангуста)

4. Но на пароходе у нас был свой давнишний хозяин на палубе. Громадный, откормленный, в медном ошейнике. Он важно ходил по палубе, когда было сухо. Сухо было и в этот день. И солнце поднялось над самой мачтой. Он вышел из кухни, поглядел, все ли в порядке (кот Васька)

Проверка:

6. Конкурс «Зашифрованные герои»

Слайд 17

Найдите персонажей рассказов Б.Житкова и М.Зощенко

(Таблица)

(Максимально 12 баллов)

Проверка: Слайд 18

7. Конкурс «Зоосад»

Слайд 19

На слайде: Зоосад - меньшая территория и меньшая коллекция животных, чем в зоопарке.

Содержание: вписать в пропуски героев рассказов М.Зощенко «Умные животные», используя подсказки в виде пословиц, поговорок, загадок

(Максимальная оценка 6 баллов).

Вопросы и правильные ответы:

  1. Знает……., чье мясо съела (кошка)
  2. Его хоть мой, хоть не мой, а он всё равно в грязь лезет.(поросёнок)
  3. Крутится, как …….. в колесе. (белка)
  4. У каждой …. - свои замашки (пташки)
  5. Громко все над ним хохочут,
    Отвечает он поклоном.
    На арене, как цветочек,
    Разноцветный, яркий ….(клоун)
  6. …бояться, в лес не ходить (Волков)

Проверка: Слайд 20

IV. Рефлексия. Цветущее дерево с цветочками

  • Оранжевый цветок - Мы в ответе за тех, кого приручили.
  • Желтый цветок - В будущем я, возможно, стану защитником животных
  • Красный цветок - Охрана животных - серьезная экологическая проблема

V. Подведение итогов. Награждение

Слайд 21