Цели: обеспечить усвоение знаний о понятиях «файл», «папка», «имя файла», «форматирование дисков», «файловая система», «путь к файлу», «каталог»; развивать память, логическое мышление; воспитывать ответственность, целеустремлённость.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы сотрудничества.
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта учащихся
1. Тест по теме «Устройства ввода и вывода информации»
2. Беседа
- Встречались ли вы с такими понятиями, как «файл», «имя файла», «папка», «каталог»?
- Какими вы пользуетесь информационными носителями?
- Что вы знаете о понятии «файловая система»?
III. Сообщение темы, целей и задач урока
Задачи:
- Освоить суть понятий «файл», «папка», «имя файла», «форматирование дисков», «файловая система», «путь к файлу», «каталог»;
- Научиться работать с объектами файловой системы.
IV. Мотивация учебной деятельности
Мотивационные вопросы:
- Почему для меня важно достичь поставленных задач на данный урок?
- Как настроиться на работу на уроке?
- Что поможет мне лучше запомнить изучаемый материал?
- Осознаю ли я ответственность за результаты своей работы на уроке?
V. Изучение нового материала
1. Файлы и папки
Файл - это информация, хранящаяся в долговременной памяти как единое целое и обозначенная именем.
Имя файла, как правило, состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения.
Имя файла может включать до 255 символов, из которых обычно 3 символа отводится под расширение. Причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /\:*?"<>|.
Файлы, содержащие данные (рисунки, тексты), ещё называют документами. Файлы-документы создаются и обрабатываются с помощью прикладных программ (приложений).
Файл характеризуется такими свойствами, как тип, размер, дата создания, дата последней модификации.
Все файлы хранятся в определённой системе: в папках (каталогах), которые в свою очередь могут содержаться в других папках. Каждый каталог также получает собственное имя.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Исследовательское задание: определить, к какому типу файлов относятся расширения
Обозначение расширения
|
Типы файлов |
*.exe или *.com |
Исполнительные файлы (запускает программу) |
*.sys, *.drv |
Системные файлы |
*.doc, *.txt |
Файл содержит текстовую информацию |
*.bmp, *.jpg, *.gif |
Файл содержит графическую информацию |
*.avi |
Файл содержит видеоизображение |
*.wav, *.mp3, *.mid |
Файл содержит звуковую информацию |
*.bac, *.pas |
Файлы на языке программирования |
*.zip, *.rar |
Архивные |
2. Форматирование дисков
Для того чтобы на диске можно было хранить файлы, диск должен быть предварительно отформатирован. В процессе форматирования на диске выделяются концентрические дорожки, которые в свою очередь, делятся на секторы (н-р в книге это страницы). Каждой дорожке и каждому сектору присваивается свой порядковый номер.
Рисунок 1
В процессе форматирования диск разбивается на две области: область хранения (н-р это содержание книги) и каталог (её оглавление).
Каталог диска (табл.1.2).
Полное форматирование включает в себя разметку диска на дорожки и секторы, поэтому все хранящиеся на диске файлы уничтожаются.
Быстрое форматирование производит лишь очистку каталога диска, т.е. сами файлы, сохраняется, и существует возможность их восстановления.
3. Информационная ёмкость дисков
Информационная ёмкость диска = число сторон • число слоев • число секторов • информационная ёмкость сектора.
4. Файловая система
Файловая система - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают одноуровневыми и многоуровневыми (иерархическими).
Для дисков с небольшим количеством файлов, может использоваться одноуровневая файловая система, когда каталог диска (оглавление) представляет собой линейную последовательность имен файлов и соответствующих номеров начальных секторов (табл.1.2.).
Многоуровневая (иерархическая) система представляет собой систему вложенных папок. В каждой папке могут храниться папки нижнего уровня и файлы.
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу.
Путь к файлу - последовательность папок, начиная от самой верхней и заканчивая той, в которой непосредственно хранится файл. Имена диска и папок записываются через разделитель "\".
Рисунок 2
C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc
C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc
C:\Рисунки\Закат.bmp
Путь к файлу вместе с именем файла называют полным именем файла.
VI. Закрепление изученного материала
Задание 1. Выбери правильные имена файлов:
- Рыбалка.
- Сочинение о лете.
- 12>13
- 12 больше 13
- Ура!
- Мой_рисунок
- Список 8 «А»
Задание 2. Записать полные имена всех файлов.
Рисунок 3
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Можно ли сказать, что я умею упорядочивать содержимое папки - файлы и вложенные папки?
- Сложно ли мне определять свойства объектов файловой системы?
- Достиг ли я поставленных целей на этот урок?
- Что у меня не получалось на уроке?
VIII. Домашнее задание
Прочитать §1.3.1, 1.3.2, выполнить задание исследовательской деятельности.