«Лук от семи недуг». Проект по экологии для детей младшей группы (3–4 года)

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ


Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: краткосрочный (февраль-март).

Участники: воспитатели, дети, родители воспитанников.

Актуальность темы

Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, в результате которой дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений, которые не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Лук - это не только овощ, но и комплекс витаминов. Дети должны знать о полезных для здоровья свойствах лука и о способах его выращивания.

Цель проекта: формирование познавательного интереса к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, расширение знаний о полезных для здоровья свойствах лука; привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить со строением лука, с разными способами посадки лука (в воду, в землю),
  • Дать понятие о роли лука в жизни человека.
  • Формировать умение передавать в рисунках и поделках характерные признаки лука.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность, воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательно-исследовательскую деятельность детей
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей
    • существительными: лук, луковица, донце, перо, рецепт
    • прилагательными: жёлтый, горький, полезный, зеленый, острый, жгучий,
    • глаголами: поливать, ухаживать, сажать, выращивать.
  • Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.

Воспитательные:

  • Воспитывать: бережное отношение к процессу «выращивания», растениям в целом; уважение к труду, бережное отношение к его результату; экологическую культуру.

Предполагаемый результат.

  • У детей развивается интерес к луку, желание ухаживать за ним, дети проявляют бережное отношение к природе, интересуются, наблюдают, сравнивают.
  • Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.
  • Развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность.
  • Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
  • Родители - активные участники образовательного процесса

Этапы работы над проектом

I ЭТАП - Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

Дидактические и настольно-печатные игры.

  • «Что растет на огороде?»
  • «Что в моей корзинке?»
  • «Найди по описанию (овощи)»
  • «Собери похожее»
  • «Урожай»
  • «Вершки - корешки»
  • Разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды»

Наглядно-дидактические пособия

  • иллюстрации разных видов лука
  • картотека физминуток про овощи
  • подборка стихов, загадок, стихов о луке
  • трафареты для свободного рисования
  • раскраски с изображением лука.
  • книжки-малышки «Лук от семи недуг»

Разработка ОД по ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации.

  • Лепка «Лук наш друг»
  • Лепка «Витаминная грядка»
  • Аппликация «Лук, лучок»
  • Рисование «Расти, лучок, под солнышком»
  • Познавательное «Посадка лука»
  • Беседы «Что нужно растениям для роста», «Польза лука для человека»
  • Раскрашивание раскрасок «Овощи», «Лук»

II ЭТАП - Основной

Деятельность с детьми:

  • Рассматривание настоящих луковиц и иллюстраций «Все о луке»
  • Разучивание стихотворений
  • Разгадывание загадок о луке, об овощах
  • Дидактические игры
  • Организация «Грядок на окошке»
  • НОД:
    • Лепка «Лук - наш друг»
    • Лепка «Витаминная грядка»
    • Аппликация «Лук, лучок»
    • Рисование «Расти, лучок, под солнышком»
    • Познавательное «Посадка лука»
    • Беседа «Что нужно растениям для роста», «Польза лука для человека»
    • Раскрашивание раскрасок: «Овощи», «Лук», «Лук от семи недуг».
    • Оформление выставок детских работ

Взаимодействие с родителями

  • Подбор фото, иллюстраций с изображением лука
  • Выставка детско-родительского творчества «Книжки-малышки «Лук, лучок»
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»
  • Консультации:
  • «Прививаем детям любовь к природе»
  • «Польза лука»
  • «Зеленый лук от семи недуг»
  • «Памятник Чиполлино»

III ЭТАП - Заключительный

  • Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
  • Представление проекта на педсовете ДОУ
  • Публикация материала на сайте ДОУ, в электроных СМИ.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО:

ОО

Мероприятия

Задачи

Познавательное развитие

Чтение
- «Купите лук…» пер с шотл. И.Токмаковой
- Л.Громова «Да, удачный вырос лук…»
- Е.Жуковская «Жертва я ужасных мук…»
- Т.Казырина «Ох, уж этот злющий лук»
- Л.Шмидт «Лук в стаканчике с водой…»
- И.Ефремов «Лук - лучший друг» и др.
- И.Ревю «Лук на гряде», «Луковая семья», «Сказка о луке»
- С.Ивахина-Кирикова «»Сказка про лук Отсеминедуг», «История одной луковки»,
- Л.Котова «Сказка о том, как господин Лук и господин Чеснок принцессу спасали»
*Пословицы и поговорки про лук
*Загадки про лук
*Энциклопедия «Овощи»

Дидактические игры
*«Что растет на огороде?»
*«Что в моей корзинке?»
*«Найди по описанию (овощи)»
*«Собери похожее»
*«Урожай»
*«Вершки - корешки»
*Разрезные картинки «Овощи»
НОД
*Познавательное «Посадка лука»
*Беседа «Что нужно растениям для роста»,
*Беседа «Польза лука для человека»

- Развивать интерес детей к миру природы, поощрять любознательность и инициативу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности
- Подвести детей к пониманию того, что для роста растений нужны земля, воздух, вода
- Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе и делать простейшие обобщения (чтобы растение выросло, его нужно посадить; чтобы растение росло, его нужно поливать и т.д.)
- Стимулировать любознательность.
- Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
- Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия

Речевое развитие

обогащать словарь детей:
- существительными (лук, рецепты, наблюдение, перо, луковица, донце);
- прилагательными (жёлтый, горький, полезный, зеленый, жгучий, острый ),
- глаголами (поливать, ухаживать, сажать, выращивать).

Социально-
коммуникативное развитие

- развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающему,
- Формирование готовности детей к совместной деятельности.

Художественно-
эстетическое развитие

*Лепка «Лук наш друг»
*Лепка «Витаминная грядка»
*Аппликация «Лук, лучок»
*Рисование «Расти, лучок, под солнышком»
*Раскрашивание раскрасок: «Овощи», «Лук», «Лук от семи недуг».
*Изготовление Книжек-малышек «Лук от семи недуг»

- развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира;
- развивать интерес к различным видам изобразительной деятельности.

Физическое развитие

Физминутки:
- «Огородная зарядка»
- «Дети в огород идут»
- «Чиполлино потянулся…»
- «Дети овощи учили»

Развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во всех формах организации двигательной деятельности:
- сохранение, укрепление и охрана здоровья детей;
- предупреждение утомления

Результаты проекта:

В результате реализации проекта «Лук от семи недуг» дети проявляют интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, активно участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы взрослого. У детей значительно повысился познавательный интерес, развивается умение устанавливать причинно-следственные связи.

В совместной работе согласованно работают, доводят начатое дело до конца, помогают и уступают друг другу, проявляют самостоятельность и активность.

В ходе наблюдения за растущим луком, отгадывания загадок, чтения сказок и заучивания стихов, пословиц и поговорок, проведения занятий по продуктивной деятельности по теме проекта, словарный запас детей значительно обогатился и расширился.

Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали значительно активнее участвовать в жизни детей в детском саду.

Презентация проекта: Представление проекта на родительском собрании, на педагогическом совете, на сайте ДОУ, в электронных СМИ

Приложение

  1. Физминутки
  2. Подборка стихов, загадок, сказок про лук
  3. Наблюдение за луком (фото)
  4. Подборка консультаций для родителей
  5. Беседы.

Методическая литература

  1. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
  2. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
  3. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
  5. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа». - М, 2014.
  6. Интернет-ресурсы.