Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (февраль-март).
Участники: воспитатели, дети, родители воспитанников.
Актуальность темы
Экологическое воспитание - это одно из важных направлений в системе образования. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность, в результате которой дети учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений, которые не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Лук - это не только овощ, но и комплекс витаминов. Дети должны знать о полезных для здоровья свойствах лука и о способах его выращивания.
Цель проекта: формирование познавательного интереса к выращиванию репчатого лука на перо в комнатных условиях, расширение знаний о полезных для здоровья свойствах лука; привлечение родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить со строением лука, с разными способами посадки лука (в воду, в землю),
- Дать понятие о роли лука в жизни человека.
- Формировать умение передавать в рисунках и поделках характерные признаки лука.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность, воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательно-исследовательскую деятельность детей
- Пополнять и обогащать словарный запас детей
- существительными: лук, луковица, донце, перо, рецепт
- прилагательными: жёлтый, горький, полезный, зеленый, острый, жгучий,
- глаголами: поливать, ухаживать, сажать, выращивать.
- Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.
Воспитательные:
- Воспитывать: бережное отношение к процессу «выращивания», растениям в целом; уважение к труду, бережное отношение к его результату; экологическую культуру.
Предполагаемый результат.
- У детей развивается интерес к луку, желание ухаживать за ним, дети проявляют бережное отношение к природе, интересуются, наблюдают, сравнивают.
- Речь детей активизируется, они отвечают на вопросы взрослого, участвуют в обсуждениях.
- Развивается трудолюбие, аккуратность, доброжелательность.
- Воспитывается стремление работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, а также самостоятельность, активность и творческие способности детей.
- Родители - активные участники образовательного процесса
Этапы работы над проектом
I ЭТАП - Подготовительный
Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.
Дидактические и настольно-печатные игры.
- «Что растет на огороде?»
- «Что в моей корзинке?»
- «Найди по описанию (овощи)»
- «Собери похожее»
- «Урожай»
- «Вершки - корешки»
- Разрезные картинки «Овощи, фрукты, ягоды»
Наглядно-дидактические пособия
- иллюстрации разных видов лука
- картотека физминуток про овощи
- подборка стихов, загадок, стихов о луке
- трафареты для свободного рисования
- раскраски с изображением лука.
- книжки-малышки «Лук от семи недуг»
Разработка ОД по ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации.
- Лепка «Лук наш друг»
- Лепка «Витаминная грядка»
- Аппликация «Лук, лучок»
- Рисование «Расти, лучок, под солнышком»
- Познавательное «Посадка лука»
- Беседы «Что нужно растениям для роста», «Польза лука для человека»
- Раскрашивание раскрасок «Овощи», «Лук»
II ЭТАП - Основной
Деятельность с детьми:
- Рассматривание настоящих луковиц и иллюстраций «Все о луке»
- Разучивание стихотворений
- Разгадывание загадок о луке, об овощах
- Дидактические игры
- Организация «Грядок на окошке»
- НОД:
- Лепка «Лук - наш друг»
- Лепка «Витаминная грядка»
- Аппликация «Лук, лучок»
- Рисование «Расти, лучок, под солнышком»
- Познавательное «Посадка лука»
- Беседа «Что нужно растениям для роста», «Польза лука для человека»
- Раскрашивание раскрасок: «Овощи», «Лук», «Лук от семи недуг».
- Оформление выставок детских работ
Взаимодействие с родителями
- Подбор фото, иллюстраций с изображением лука
- Выставка детско-родительского творчества «Книжки-малышки «Лук, лучок»
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»
- Консультации:
- «Прививаем детям любовь к природе»
- «Польза лука»
- «Зеленый лук от семи недуг»
- «Памятник Чиполлино»
III ЭТАП - Заключительный
- Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.
- Представление проекта на педсовете ДОУ
- Публикация материала на сайте ДОУ, в электроных СМИ.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ
И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО:
ОО
|
Мероприятия |
Задачи |
Познавательное развитие |
Чтение
Дидактические игры
|
- Развивать интерес детей к миру природы, поощрять любознательность и инициативу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности
|
Речевое развитие |
обогащать словарь детей:
|
|
Социально-
|
- развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающему,
|
|
Художественно-
|
*Лепка «Лук наш друг»
|
- развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира;
|
Физическое развитие |
Физминутки:
|
Развивать организованность, самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками во всех формах организации двигательной деятельности:
|
Результаты проекта:
В результате реализации проекта «Лук от семи недуг» дети проявляют интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, активно участвуют в обсуждениях, высказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы взрослого. У детей значительно повысился познавательный интерес, развивается умение устанавливать причинно-следственные связи.
В совместной работе согласованно работают, доводят начатое дело до конца, помогают и уступают друг другу, проявляют самостоятельность и активность.
В ходе наблюдения за растущим луком, отгадывания загадок, чтения сказок и заучивания стихов, пословиц и поговорок, проведения занятий по продуктивной деятельности по теме проекта, словарный запас детей значительно обогатился и расширился.
Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали значительно активнее участвовать в жизни детей в детском саду.
Презентация проекта: Представление проекта на родительском собрании, на педагогическом совете, на сайте ДОУ, в электронных СМИ
Приложение
- Физминутки
- Подборка стихов, загадок, сказок про лук
- Наблюдение за луком (фото)
- Подборка консультаций для родителей
- Беседы.
Методическая литература
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006.
- Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Просвещение», 2005.
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки. /Ю.Г.Круглов. - М.: Просвещение, 1990.
- Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа». - М, 2014.
- Интернет-ресурсы.