Патриотическое воспитание у младших школьников.

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


«К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать - воспитывать любовь к Родине, её истории, к родным местам» (Д.С. Лихачёв).

Тема моей работы как классного руководителя - «Патриотическое воспитание младших школьников».

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Смысл школьного образования разработчики ФГОС второго поколения понимают так: школа, безусловно, должна передавать детям знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие и процветание. В Стандарте определены результаты воспитания, одними из которых являются чувство гражданской идентичности, патриотизм.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Любовь к Родине - это активная гражданская позиция. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди,семья, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.

Во время работы в школе мною была выработана определённая система по воспитанию человека-патриота.

Цель системы - развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

  • создание новой эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у школьников верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству;
  • утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, поднятие флага ,исполнения гимна .

Основополагающими принципами этой системы являются:

  • научность;
  • демократизм;
  • приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  • системность, преемственность и непрерывность;
  • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  • направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  • тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

  • Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров. С целью обеспечения преемственности поколений и продолжения лучших традиций. Учащиеся класса принимают участие в акции «Бессмертный полк», готовили открытки для ветеранов и защитников нашей Родины, принимали участие в смотре строя и песни, посвящённом 23 февраля, участвовали в концертах, посвященных 23 февраля и 9 мая. Регулярно в классе проводятся Единые уроки, позволяющие сформировать у ребят понятия о самых Великих битвах истории, о героях нашей большой страны, о событиях, которые изменили ход истории.
  • Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современник.
  • Интернациональное - включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
    С этой целью с учащимися проводятся воспитательные занятия, классные часы и мероприятия по формированию толерантности, терпимости: классный час по теме «Толерантность. Памяти детям Беслана посвящается», «Сталинградская битва», воспитательное занятие Моя родина, «Особенности территории России», «Разнообразие и богатство природы России», «Малая родина» .
  • Экологическое направление включает в себя:
    • проведение экологических акций «Красная Книга глазами детей», «Зелёная планета»;
    • постановке театрализованных представлений экологической направленности;
    • защиту научно-исследовательских проектов.

Своим личным примером я регулярно демонстрирую учащимся своё отношение к Родине, активную гражданскую позицию. Принимаю участие в общественно-патриотических мероприятиях: «Свеча памяти», акции «Бессмертный полк». Выполняю общественные поручения: организация мероприятий, повышающих престиж школы, субботники. Участвую во всевозможных конкурсах, семинарах, конференциях. Сотрудничаю с другими организациями. Только личный пример для маленького ребёнка является самым эффективным.
Я планирую и далее работать по этой системе, усовершенствовать её, воспитывая настоящих патриотов своей Родины. Ведь период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.