Викторина "Вот оно какое, наше лето"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Изменения в природе: лето»

Классы: 5, 6

Ключевые слова: викторина, лето


Цель: уточнить и расширить представления об изменениях в природе летний период.

Задачи:

  • Образовательная - обобщить знания о летних явлениях природы, об изменениях в жизни растений и животных летом;
  • Развивающая - развивать внимания учащихся к сезонным изменениям в природе;
  • Воспитательная - приобщать к традиционной народной культуре; прививать любовь к животному и растительному миру, к охране окружающей среде.

Форма проведения: викторина.

Возрастная категория: 5-6 классы.

Методы: игровой, словесный метод (объяснение, беседа).

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация в программе «PowerPoint», аудиозапись.

Предварительная работа: наблюдение на экскурсии за явлениями природы, растениями и животными летом, повторение правил поведения в природе, правили сбора ягод и грибов.

Ход занятия

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую всех.

Психологический настрой

Ведущий: Ребята, отгадайте ребус и вы поймете, о чем мы сегодня с вами будем говорить.

Ответ детей: Лето.

Ведущий: Посмотрите отрывок из известного мультфильма «Дед Мороз и лето» и подумайте, а какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «лето» или вспоминаете это чудесное время года.

Просмотр отрывка по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Y3S1_dd2bUo

Ответы детей. Ассоциации «Лето».

Ученик.

Лето - это солнца луч,
Тёплый дождик из-под туч,
Лето - яркие цветы
Необычной красоты,
Лето - тёплая река,
Стайкой в небе облака.
Лето! лето к нам идёт!
Всё ликует и поёт.

Ведущий. Действительно, лето связано у нас с самыми приятными ассоциациями и воспоминаниями: это и самые длинные каникулы, и походы, и поездки на море. Но лето - это еще и время года, когда происходят значительные изменения в природе. Давайте выяснять какие именно.

Раунд 1. «Пословицы»

Ведущий: О лете говорят пословицы:

  • «Летний день год кормит»
  • «Летний день за зимнюю неделю»
  • «Лето родит, а не поле»

Ведущий. Как вы думаете, почему так говорят?

Ответы детей.

Ведущий. Лето - это пора, когда созревает урожай не только на полях и огородах, но и на лугах и в лесу. От урожая зависит не только благополучие сельских жителей, но и то, будет ли достаточно корма зимующим птицам и зверям. А отчего зависит урожай?

Ответы детей. От погоды, от осадков.

Ведущий. Действительно, многое летом решает погода. Не зря в народе говорили «Не земля хлеб родит, а небо».

Раунд 2. «Летние явления природы»

Ведущий. Отгадайте загадки. О каких явления идет речь. Поясните, почему это явление может повлиять на урожайность культурных и дикорастущих растений.

1.

Прошла Маланья - зажглось пламя;
Пришёл Пахом - затрясся дом. (Гром и молния)

2.

Неизвестно где живёт.
Налетит, деревья гнёт.
Засвистит - по речке дрожь.
Озорник - и не уймешь. (Ветер)

3.

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Видно стало далеко. (Туман)

4.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт. (Дождь)

5.

Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке. (Град)

6.

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Появились на пути!..
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Раунд 3. «По грибы, по ягоды…»

Ведущий. Лето - это щедрая пора. Летний лес делится со всеми своими чудесными дарами: грибами, ягодами. Итак, отправляемся в лес « по грибы, по ягоды». Но чтобы лесные дары принесли пользу и не омрачили летний отдых, сначала вспомним правила сбора грибов и ягод.

Запомни!

  1. Собирай только знакомые тебе ягоды и грибы
  2. Ни в коем случае не пробуй их на вкус.
  3. Всегда спрашивай взрослых о незнакомых тебе ягодах и грибах.
  4. Не срывай просто так незнакомые тебе ягоды и грибы, ядовитый сок может остаться н руках.

Ведущий. Берем корзинку и оправляемся за съедобными грибами и ягодами.

Раунд 4. «Братья наши меньшие»

Ведущий. Летнее время для животных самое благоприятное, ведь зелень вокруг сочная, охота не требует особых изощрений, температура воздуха приемлемая для осуществления нормальной жизнедеятельности. Летом животные особенно активны, ведь до зимы и осени еще далеко, скапливать жировые отложения рановато, поэтому все животные активны и ведут постоянную охоту в поисках добычи. Кроме активной охоты в летнее время животные стараются обеспечить питательными веществами свое потомство, которое должно подрасти и окрепнуть до наступления холодов.

Задание. Подберите названия детенышей животных.

  • Морж -… (моржонок)
  • Лось -…(лосенок)
  • Еж -…(ежонок)
  • Тюлень -…(белёк)
  • Кабан -…(поросенок)
  • Олень - (оленёнок)
  • Змея -…(змееныш)
  • Лошадь -…(жеребёнок)
  • Енот - …(щенок)
  • Куница - …(щенок)
  • Заяц - …(зайчонок)

Раунд 5 «Будь природе другом»

Ведущий. Отравляясь летом за грибами, ягодами или просто на прогулку в лес, помните, что вы идете в гости и должны вести себя подобающим образом. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их. Проявляйте уважение к местам обитания диких животных. Наблюдайте за ними на расстоянии, чтобы не мешать их естественному поведению. В природе существуют правила поведения, которые надо неукоснительно соблюдать.

Ведущий. Всегда соблюдайте эти правила поведения, отправляясь на природу. Помните слова поэта П.Гвездослава: "Я сорвал цветок, - и он увял. Я поймал мотылька, - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". Прикасайтесь ко всему живому бережно, только сердцем, и тогда изменения в природе будут только радовать вас в любое время года.

Не забываете, что Земля у нас одна -
Неповторимая, ранимая, живая,
Прекрасная, хоть лето, хоть зима.
Она у нас одна такая!

Источники и использованная литература

  1. А.Стрижев. «Календарь русской природы», М. «Московский рабочий», 1973.
  2. Л.Н.Колтилина, Ю.А.Севрук. «Ресурсосбережение: внеурочные занятия по экологии», М, «ВАКО», 2015.
  3. http://faunazoo.ru/ Животные летом.
  4. https://mamamozhetvse.ru/ Загадки.
  5. https://shkolnaiapora.ru/okruzhayushhij-mir/ Детеныши животных их названия.
  6. https://infourok.ru/kartoteka-stihov / Итоговое стихотворение.