Правильная осанка – залог здоровья человека

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Цель: создание условий для формирования представлений обучающихся о влиянии физических упражнений на формирование правильной осанки человека.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование у обучающихся понятия «осанка»;
  • формирование у обучающихся представлений о правильной и неправильной осанке, причинах нарушения осанки и мерах предупреждения и исправления нарушений осанки.

Развивающие:

  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления), устной речи;
  • развитие умения проводить исследовательскую работу;
  • развитие в потребности формировать и сохранять правильную осанку.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения учащихся к своему здоровью, чувства ответственности за его сохранение и укрепление,
  • формирование у обучающихся правильности выполнения упражнений, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения, интереса к учебным предметам.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание значимости правильного отношения к своему здоровью, формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим здоровьем;
  • Метапредметные:
    • Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде таблицы, в виде текста, в виде иллюстрации.
    • Регулятивные: определять правильность выполненного задания, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать выполненные задания, оценивать результаты работы.
    • Коммуникативные: уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Межпредметные связи: физическая культура и биология.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: утяжеленные мешочки для ОРУ по 200 грамм, ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель биологии: Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего мероприятия!

Я говорю вам «Здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья. Сегодня у вас необычный урок. Мы проведём его вместе с учителем физической культуры Натальей Владимировной.

Учитель физкультуры: Здравствуйте, ребята!

Встаньте прямо.

Начнём урок с самокоррекции.

Смотрим прямо,
Дышим ровно, глубоко…
Спинка ровная у нас,
А осанка высший класс…

Садитесь.

II. Сообщение темы и целей урока (постановка проблемы)

Учитель биологии: Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю отгадать загадку:

Быть здоровою должна
Наших школьников … (спина)

Да, сегодня мы поговорим о правильной и красивой осанке.

У вас на партах лежат рабочие листы, которыми мы будем пользоваться в течение урока.

Оцениваем себя в начале занятия

Оцениваем себя в конце занятия

1

Что такое осанка

2

Признаки правильной и неправильной осанки

3

От чего нарушается осанка

4

Что нужно делать для улучшения осанки

В этот лист будем ставить + или -

Если вы знаете, что такое осанка поставьте себе +, если вы не знаете, что такое осанка, то поставьте -.

Поднимите руки те, кто знает, что такое осанка.

Кто знает признаки правильной и неправильной осанки, поднимите руки.

Давайте проанализируем ваши ответы и выясним, что такое осанка? (Ответы детей)

Ребята, у вас было много разных ответов на этот вопрос и предположений. А кто из вас прав, вы узнаете сами на этом уроке.

Итак, тема нашего урока «Правильная осанка - залог здоровья человека».

Учитель физкультуры: Научимся как можно самостоятельно определить правильная у вас осанка или есть нарушения. Выполним упражнения для предупреждения и исправления нарушений осанки.

III. Актуализация знаний. Беседа

Учитель биологии: Ребята, посмотрите на иллюстрации. Фигуры кого из этих людей вам кажется наиболее красивыми и почему?

Конечно, приятнее смотреть на стройных и статных людей, с красивой фигурой и правильной осанкой.

Подумайте, что же такое осанка? (Слайд)

Осанка - это привычная поза человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы.

Запишите это определение в рабочий лист.

IV. Практическая работа «Демонстрация правильной осанки»

Учитель физкультуры: А сейчас проверим: правильная ли у вас осанка (2 человека из группы).

1) Встаньте к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены.

2) Попробуйте просунуть между стеной и поясницей кулак. Если это невозможно, то просуньте туда ладонь.

3) Оцените свою осанку: осанку следует считать правильной, если между поясницей и стенкой проходит ладонь. Если проходит кулак, то осанка нарушена.

4) Встаньте прямо (дома перед зеркалом), смотрим:

  • на одном уровне находятся плечи или нет;
  • одинаковы ли треугольники талии - пространство между внутренней поверхностью опущенной вниз руки и туловища.

Итак, сделайте вывод, у кого осанка нарушена?

У кого правильная осанка?

Учитель биологии: Ребята, вы определили, что у некоторых из вас осанка нарушена.

А какие причины нарушения осанки?

Давайте ответим на этот вопрос, послушав сообщение

Сообщение.

Осанка человека во многом зависит от того, как развивался с детства его скелет и мышцы. Самый интенсивный рост и развитие скелета и мышц происходит между четырнадцатью и семнадцатью годами.

Существует несколько причин формирования неправильной осанки. Нарушение осанки может возникнуть из-за неправильного питания. Недостаток в пище белков, минеральных солей и витаминов может привести к неправильному формированию скелета и нарушению осанки.

К неправильной осанке приводит неравномерное распределение нагрузки на тело человека. Например, постоянное ношение сумки или портфеля на одном плече.

Также к нарушению осанки приводит неправильная рабочая поза. Например неправильная посадка за партой или за столом. Сидение - это основная рабочая поза многих людей: школьников, студентов, ученых, швеи, бухгалтера и других. Привычка горбиться, сутулиться, неправильно сидеть за столом, приводит к искривлению позвоночника, развитию постоянной сутулости и впалой груди.

Итак, ребята, назовите причины нарушения осанки.

VI. Практическая работа «Упражнения для формирования правильной осанки»

Учитель физкультуры: Правильную осанку человек должен формировать с детства. Необходимо следить за своей походкой. Например, женщины Востока и Африки носят на голове сосуды с водой, корзины с фруктами, совсем не поддерживая их руками. Эти женщины отличаются стройностью, гордой осанкой. Если выявляются нарушения, то необходимо обращаться к врачу, а также заниматься лечебной физкультурой.

Выполним комплекс упражнений с предметом на голове.

Содержание

Дозировка

Организационно - методические указания

1

И.п. - о. с., руки к плечам
Круговые вращения рук вперед, затем назад

5-6 раз

Кисти от плеч не отрывать

2

И.п. - о. с., руки перед грудью
Рывки руками

4 раза

Руки разводим в стороны с напряжением

3

И.п. - о. с., руки в стороны
Поднимаем согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх

4 раза на каждую ногу

Носок тянем, спина прямая

4

И.п. - о. с
Полуприседания, приседания на носках; руки вперед.
Вернуться в и.п.

4-8 раз

Спинка ровная, смотрим вперед

5

И.п. - о.с, руки на поясе
Выпады правой и левой ногой вперед. Вернуться в и.п.

4 раза на каждую ногу

Спинка ровная, смотрим вперед

6

И.п. - о. с
Правая рука вверх, левая внизу. Сцепить замок за спиной и удерживать

По 2 раза на каждую руку

Спинка ровная, смотрим вперед

7

И.п. - о. с.
На вдохе поднимаем руки вверх, на выдохе-через стороны вниз

4 раза

Упражнение выполняется спокойно, медленно.

Здоровье человека - самое большое богатство. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными необходимо регулярно заниматься физическим трудом, спортом.

Чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми вспомните заветные слова:

Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!

VII. Беседа с опорой на слайды «Правила красивой осанки»

Учитель биологии: Давайте вместе сформулируем «Правила красивой осанки»:

Нужно правильно сидеть за рабочим столом или партой. Держи туловище прямо, а голову слегка наклоняй вперед.

При переносе тяжестей нагрузка должна быть посильной и распределяться равномерно, спина должна быть прямой.

Систематически занимайся физкультурой.

Итак, чтобы выработать правильную осанку лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

VIII. Итог урока. Рефлексия

Учитель физкультуры:

  • Чем понравился урок?
  • Какое настроение у вас?
  • Какое впечатление от урока?

Ребята, если вам понравился наш урок, то поднимите смайлик с улыбкой, если не понравился урок, то поднимите смайлик со слезой. (Дети поднимают смайлики)

Роль физических упражнений огромна, и в этом мы убедились на уроке. Ведь каждый из нас хочет быть красивым, а красота - это показатель состояния здоровья.

Хорошая осанка - правильное положение тела при ходьбе, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

Учитель биологии и учитель физкультуры:

Мы желаем вам ребята быть здоровыми всегда.
Но добиться результатов невозможно без труда
Вы зарядкой занимайтесь, ежедневно по утрам,
На прогулку собирайтесь, это так поможет вам
Мы открыли вам секреты как осанку сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить.