Вопросы формирования и развития мотивации к изучению иностранных языков в системе общего образования не утрачивают актуальности, несмотря на высокие темпы развития сферы информационных технологий, туризма, межкультурной коммуникации, а также разнообразные возможности, предоставляемые школой, в виде урочной и внеурочной деятельности учащихся и системы дополнительного образования. И если изучению первого иностранного языка, как правило, уделяется достаточно внимания, то на изучение второго иностранного (в данном случае - немецкого языка) традиционно отводится меньше часов в учебном плане, что усложняет для педагога задачу по развитию интереса учащихся к данному языку. В связи с этим главной задачей для учителя является такая организация образовательной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию лингвистического и общекультурного потенциала учащихся.
Одним из способов формирования, закрепления и развития интереса к изучению языка может стать привлечение обучающихся к участию в разнообразной проектной деятельности. Особая роль в организации такой работы по учебному предмету отводится международным проектам.
Безусловно, на первых порах не последнюю роль в повышении активности учащихся будет играть внешняя мотивация: стремление получить положительную оценку своей работы (диплом, памятный подарок, новая страница в портфолио, общая отметка по учебному предмету). Вместе с тем реализация международных проектов направлена не только на освоение иностранного языка и культуры страны изучаемого языка, но и на получение опыта общения с носителями языка, что очень важно для формирования внутренней мотивации к изучению языков: стремления говорить на иностранном языке, воспринимать на слух иностранную речь, использовать её для решения познавательных, коммуникативных и иных задач.
В 2021 году по инициативе учителя немецкого языка Ольги Владимировны Зелинской при поддержке команды Deutsche Auslandsgesellschaft (DAG) (г. Любек, Германия) был разработан международный проект для школьников и студентов России, изучающих немецкий язык «Digitale Ferien».
Цели проекта: популяризация немецкого языка, приобретение различных компетенций (навыки общения, сотрудничества, креативность, критическое мышление, языковая компетенция, навыки работы с цифровыми и мультимедийными технологиями), общение в сети Интернет с носителями языка. «Digitale Ferien» - это конкурс больших возможностей, в котором участники и их наставники могут реализовать свои инициативы, воплотить в жизнь прогрессивные, важные для общества идеи.
В проекте участвовали 16 команд из разных городов России. Я со своей командой представляла МОУ Лицей №33 г. Комсомольска-на-Амуре. Команда состояла из пяти учеников 8-9 классов и двух наставников (учителей немецкого языка и информатики).
Конкурс объединён общей темой, которая связывает все этапы проекта. Проект направлен на привлечение внимания общественных институтов к актуальным мировым проблемам (изменение климата, загрязнение окружающей среды и вымирание видов, голод и нищета).
Конкурс состоял из 5 этапов и дополнительного задания.
Задание 1. Представление команды.
Задание 2. Видеочеллендж «Уникальные места» (представить достопримечательности и уникальные места своего региона, используя рекомендуемые или желаемые видеосервисы).
Задание 3. Создание устойчивой экосистемы, используя предложенные сервисы для создания инфографики.
Задание 4. Создание собственной цифровой игры в рамках общей темы.
Задание 5. Запись собственного подкаста в защиту окружающей среды.
В качестве бонуса для команд были организованы онлайн-встречи с носителями немецкого языка.
Участие в проектной деятельности позволяет, в том числе регулярно пополнять методическую копилку актуальными ресурсами для реализации новых педагогических идей.
Ссылка на сайт участника команды - https://puzirnykov.wixsite.com/my-site-1
Ссылка на сайт проекта - https://www.digitaleferien.com