Модель формирования ключевых компетентностей в естественных науках

Разделы: Общепедагогические технологии


Под моделью формирование ключевых компетентностей учащихся понимаем графическую целостную характеристику действий, направленных на создание организационно-педагогических условий для получения знаний, умений, навыков и развитие личностных качеств. Модель предполагает наличие учебные планы и программы (содержание подготовки), формы, методы и средства, которые ее обеспечивают. При разработке модели предусмотрено обеспеченность единства ожидаемых результатов, задач, принципов, подходов, организационно-педагогических условий, методики формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе обучения, критериев, показателей и уровней оценка их сформированности. Перечислены выше составляющие модели взаимосвязаны между собой и отличаются степенью динамичности, которые обеспечивают реализацию проекта и достижение ожидаемого результата.

Целеобразующий компонент отображает такие цели: овладение будущими выпускниками знаниями, умениями и навыками, необходимыми для получения дальнейшего образования и будущей деятельности; формирование познавательной самостоятельности и активности; ориентация на самоорганизацию. К данному компоненту относятся следующие составляющие:

  • ожидаемые результаты, что заключаются в определении направлений реализации компетентностного подхода к формированию ключевых компетентностей;
  • задача - формирование ключевых компетентностей;
  • реализация организационно педагогических условий;
  • подходы - личностно-деятельный, системный, компетентностный;
  • принципы - общепедагогические, общеорганизационные.

Содержательный компонент учитывает специфику предметных знаний и уровня подготовки учащихся. Содержательная учебная информация, входящая в структуру данного компонента, раскрывает связи между учебными предметами и способствует системному характеру развития ключевых компетентностей, в частности: общение математическая грамотность; компетентности в естественных науках и технологиях; и информационно-цифровая компетентность; умение учиться на протяжении жизни; логическая грамотность и здоровое жизнь.

Этот компонент представляет собой синтез методов, средств и форм организации учебного и воспитательного процесса. Он реализуется с помощью поэтапной деятельности, в которой обсуждены задачи каждого этапа. Учебно-педагогический компонент характеризует формирование ключевых компетентностей на основе реализации организационно-педагогических условий, а именно:

  • Проведение интегрированных и бинарных уроков;
  • Привлечение учащихся к участию в проектах;
  • применение деятельностного подхода;
  • использование элементов STEM образования;
  • Привлечение учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах тому подобное.

Результативный компонент представляет собой оценочный инструментарий уровня сформированности ключевых компетентностей. Он позволяет организовать мониторинг процесса формирования ключевых компетентностей учащегося. Информация, полученная в результате проведения мониторинга, позволяет усовершенствовать структуру организационно-педагогических условий ее реализации. Компонент обеспечивает получение обратного связи об эффективности учебного и воспитательного процессов через посредство совокупности методов, способов и приемов, направленных на определение качества сформированности ключевых компетентностей.

Поэтапное формирование ключевых компетентностей обеспечивает целенаправленное формирование компетенций исследуемой способности и постепенное повышение общего уровня компетентности.

Таким образом данная модель - это процесс создание поэтапной структуры компонентов и его составляющих, в которой существующая схема создается в различных аспектах с помощью разных средств, условий, критериев и уровней с целью получения определенного ожидаемого результата. Разработана модель формирования ключевых компетентностей учащихся в учебно-воспитательном процессе составляет комплексную структуру, которая складывается с взаимосвязанных структурных элементов и компонентов и ориентирована на создание соответствующего образовательного среды для развития ключевых компетентностей через внедрение личностно -деятельностного подхода на уроках естественно-математического цикла.

Таким образом, данная модель - это процесс создания поэтапной структуры компонентов и ее составляющих, условий, критериев и уровней с целью получения определенного ожидаемого результата. Разработанная модель формирования ключевых компетентностей учащихся в учебно-воспитательном процессе представляет комплексную структуру, состоящую из взаимосвязанных структурных элементов и компонентов, ориентированную на создание образовательной среды для развития ключевых компетентностей через внедрение личностно деятельностного подхода на уроках естественных наук.