Рабочий лист - лист с комплексом заданий, которые необходимо выполнить по ходу изучения новой темы или повторения изученной.
Рабочие листы должны соответствовать следующим требованиям:
- быть разноуровневыми;
- задания строятся от общего к частному (внимание на детали);
- присутствовать вопросы открытого и закрытого типа;
- листы для индивидуальной и групповой работы;
- материал для листов междисциплинарный и геймофицированный;
- используются для создания справочника по предмету.
Мозг человека воспринимает информацию по-разному. Визуалов, аудиалов и кинестетиков нужно обучать по-разному. Материал, размещенный в рабочем листе, помогает лучше запомнить информацию. Это достигается через рисунки, схемы, диаграммы. В заданиях прописывается, как и что нужно сделать, где найти информацию, как оформить и т.д. Исходя из заданий, пути «наблюдателей», «исследователей» и «слушателей» не будут одинаковыми. Кто-то откроет интернет, кто-то спросит одноклассников, родителей, кто-то дойдет до решения самостоятельно, при помощи данного учителем материала.
Лист привлекает внимание учащихся к деталям, развивает подтемы и решает конкретные задачи внутри структуры урока. Задания направлены на проверку и подкрепление знаний и умений, на которые ученик мог не обратить внимание. Задания следует строить от простого к сложному.
Первый этап: знание. Задания для ученика: закрась, подчеркни, соедини, подпиши, перечисли, допиши, выбери, найди, обозначь.
Понимание темы приходит через задания: опиши, сравни, приведи пример, распредели, дай характеристику, заполни таблицу, сгруппируй.
После этого следуют задания на применение полученных знаний: составь схему, диаграмму, проведи эксперимент, проиллюстрируй, измени, спланируй.
После этого формируются навыки высокого порядка: анализ, синтез, оценка полученных знаний. Анализ: раздели, проверь, выдели главное, выдели части, разложи. Синтез: составь, придумай, скомбинируй, установи соответствие, найди подтверждение. Оценка: оцени свои возможности, докажи, сделай вывод, подтверди или опровергни, проранжируй, уточни.
Вопросы в рабочих листах следует ставить как закрытого, так и открытого типа. Вопросы закрытого типа требуют от ученика верной формулировки, проверяют память ребенка, но не мотивируют к собственным выводам. В вопросах открытого типа результат работы учеников будет всегда разным, так как различные формулировки и варианты ответов демонстрируют уровень мышления и подготовки
Название листа: «Как растения приспособлены к условиям жизни?»
- Какие бывают растения? (подборка загадок, ребусов, стихотворений).
- Как отличить? (задание на соответствие).
- Что будет, если…(предлагается обдумать вопрос, привести доказательства: что будет, если растение будет испытывать избыток влаги, тепла и т.д.)
- Кто есть кто? (заполнить таблицу).
Для создания рабочего листа можно использовать материал из энциклопедии. Ученикам предлагается статья, прочитав которую следует сделать выводы.
«В середине 1940-х руководители СССР узнали, что в странах Северной Америки кормят скот растением огромных размеров - сочным и калорийным. Узнали и дали распоряжение: найти такое же для нас, завезти, вывести, адаптировать к местным условиям. Родина борщевика Сосновского (это один из видов борщевика, всего насчитывают ~40 видов этого растения и плюс несколько очень схожих) - горные районы Кавказа и Турции. Именно на здешний борщевик обратили своё внимание учёные, работавшие по заказу руководства Советского Союза. В Википедии указывают даже точное место происхождения борщевика, взятого для включения в государственное испытание - окрестности города Нальчик (Кабардино-Балкарская республика). Датируется это событие 1951-1952 гг. Так, растение открыли в Грузии, а для использования в качестве силосной культуры семена взяли на территории Кабардино-Балкарии, откуда и привезли борщевик в Россию. Так, местом происхождения борщевика (нашего, российского, захватывающего регионы РФ) - можно считать Кабардино-Балкарскую Республику.
Перед учёными, работавшими над проектом, стояла задача найти идеальную силосную культуру для сельского хозяйства. Однако получилось, что таким образом борщевик превратился в захватчика. На практике быстро выяснилось, что молоко становится не вкусным, а потомство скота мутирует из-за содержащихся в соке растения фуранокумаринов, которые не только вызывают появление дерматитов у людей, но и нарушают структуру хромосом. Результаты были получены еще в 1930-х годах, и постепенно от выращивания борщевика отказались».
Название: «Борщевик Сосновского».
Цель: выяснить, полезное или вредное растение Борщевик Сосновского?
- Зачем привези из Кабардино-Балкарии?_________________
- К чему это привело?__________________________________
- Как вред превратить в пользу?_________________________
Листы бывают индивидуальные и групповые. При этом пара или группа не больше четырех человек, иначе снижается эффективность работы. Работа в парах или группах развивает коммуникативную компетентность, помогает выявить лидеров, повышает мотивацию учащихся. Чаще всего данный вид листов используется при стратегии активного обучения. Например: лист «Моя безопасность». «Подумай, что обозначают данные знаки?» Ученики рассматривают знаки, обдумывают ответ, советуются с соседом и заполняют лист.
При создании листа важно стараться сделать его междисциплинарным и геймифицированным. Например, при работе с текстом необходимо найти нужную информацию, представить ее в виде таблицы, провести проверку правописания и т.д. Геймификация - это использование подходов, характерных для компьютерных игр в неигровом пространстве - образовательном, с целью повышения учебной мотивации, формированию устойчивого интереса к решению задач. Геймификация повышает эффективность обучения примерно на 30%. Интерактивный лист позволяет лучше и больше применять игровые технологии в обучении.
Используя рабочие листы, можно создать свой справочник, оформленный как папка с файлами или тетрадь с вклеенными листами. В таком формате все основные знания, определения, примеры могут быть полезны при подготовке к переводным экзаменам, ВПР, при повторении изученного материала.