Сегодня сигареты и алкоголь (в связи со своей доступностью, скрытой пропагандой в СМИ, малой эффективностью существующих законодательных актов по ограничению его употребления) несут большую угрозу подрастающему поколению.
Табакокурение и употребление алкоголя оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека: на его здоровье, на способность мыслить и узнавать новое, на процесс взаимодействия с окружающими его людьми (в том числе близкими), на способность хорошо выполнять свою профессиональную деятельность.
Опыт профилактической работы в образовательных учреждениях показывает, что степень приобщенности детей и подростков к вредным привычкам достаточно велика, причем с взрослением число школьников с вредными привычками увеличивается. Кроме того значительное число учащихся начального и среднего звена характеризуются наличием в сознании искаженных представлений о медицинских и социальных последствиях употребления алкоголя и табака.
Так, например, среди наиболее часто встречающихся искаженных представлений об алкоголе являются следующие:
- алкоголь в малых количествах полезен для человека;
- пиво - не алкогольный напиток, поэтому его можно употреблять и детям;
- алкоголь детям употреблять нельзя, а взрослым - можно;
- алкоголь никак не влияет на здоровье и самочувствие человека, на способность контролировать свое поведение и др.
Среди наиболее часто встречающихся искаженных представлений о табакокурении являются следующие:
- большинство курильщиков могут бросить курить в любой момент - стоит только захотеть,
- курящие приносят вред только самим себе, но не окружающим,
- существуют безвредные сигареты (например, электронные),
- «легкие» сигареты приносят меньше вреда здоровью курильщиков,
- курение помогает расслабиться и избавиться от стресса,
- табак не является наркотиком и др.
Незнание или искаженное представление о том, к чему может привести табакокурение, употребление алкоголя, зачастую способствует тому, что уже дети начального звена без опасения пробуют сигареты и алкогольные напитки, а к подростковому возрасту у них формируется устойчивое отношение к табаку и алкоголю как неотъемлемой части веселого и приятного времяпрепровождения, формируется зависимость.
Данную ситуацию усугубляет также асоциальный образ жизни отдельных родителей, которые, зачастую, собственным примером формируют у своих детей неправильное отношение к психоактивным веществам.
В связи с этим у педагогов образовательных учреждений возникает острая необходимость в проведении с учащимися работы по профилактике вредных привычек (в т.ч. употребления алкоголя и табакокурения), начиная с младшего школьного возраста.
Ниже представлен цикл занятий по профилактике вредных привычек у младших школьников «Я умею думать, я умею выбирать!», составленных в целях реализации работы по данному направлению.
Конспекты занятий (Приложение 1).
Цели и задачи:
Цель: Создание условий для снижения риска приобщения младших школьников к табакокурению и употреблению алкогольных напитков путем формирования у них реалистичных представлений о социальных и медицинских последствиях табакокурения и употребления алкоголя.
Задачи:
Обучающие:
- Актуализация знаний и расширение представлений о понятиях «вредные и полезные привычки», «пьянство», «алкогольные напитки», «внутренние органы человека (сердце, мозг, печень), страдающие от алкоголя», «возможные медицинские и социальные последствия употребления алкоголя», «табакокурение», «активный и пассивный курильщик», «внутренние органы человека (зубы, легкие, кровеносная система, кожа), страдающие от табакокурения», «возможные медицинские и социальные последствия табакокурения», «уверенный человек», «признаки уверенного и неуверенного поведения», «приемы уверенного отказа», «формула уверенного отказа».
Развивающие:
- Создание условий для развития умения прогнозировать последствия своих действий на свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Формирование навыков противостояния отрицательному влиянию социального окружения, обучение приемам уверенного отказа.
- Совершенствование умения воспринимать информацию, представленную в разной форме (мультфильма, пословицы, изображения и пр.), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
- Формирование умений строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и педагогом, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
- Развитие умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные:
- Создание условий для формирования ответственного отношения воспитанников к собственному здоровью и негативного отношения к табакокурению и употреблению алкоголя.
Адресат (характеристика контингента участников мероприятия): Обучающиеся младшего школьного возраста (3-4 класс).
Перечень необходимого оборудования, дидактический материал:
- Помещение с возможностью проведения групповой и подгрупповой работы.
- Мультимедиа проектор с экраном, аудиоколонки, компьютер, классная доска.
1 занятие: Мультипликационный фильм «Лу. Рождественская история» (режиссер - В.Токарева, 2005 г.: ссылка для просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=hUq_Qj_EoDs); компьютерная презентация «Влияние алкоголя на внутренние органы человека» (Приложение 2); раздаточный материал для каждого ученика: заготовка «Строение тела человека» (Приложение 3), пословицы о вреде алкоголя для обсуждения (Приложение 4), заготовка «Ладошка» (Приложение 5), карандаш красного цвета; набор кружочков из бумаги зеленого, желтого, красного цвета.
2 занятие: Мультипликационный фильм «Тайна едкого дыма» (Общероссийская общественная организация «Общее дело», 2015 г., ссылка для просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=1eCyEfvXJFU); перечень пословиц и поговорок о вреде табакокурения, представленных на ресурсе в сети Интернет (по ссылке: https://pogovorki-poslovicy.ru/raznye-temy/poslovicy-i-pogovorki-o-vrede-kureniya.html - Приложение 6); памятка на каждую группу «Правила работы в группе/паре» (Приложение 7); раздаточный материал для каждого ученика: карандаш красного цвета; заготовка «Звездочка» (Приложение 8), форма для заполнения результатов индивидуальной домашней работы (Приложение 9); Мультипликационный фильм «Иван - Царевич и табакерка» (Департамент семейной и молодежной политики г. Москва, 2010 г., ссылка для просмотра: https://www.youtube.com/watch?v=MzelrX4IKog).
3 занятие: Два мешочка - черного и белого цвета, вырезанные из цветной бумаги; очки игрушечные пластиковые/или вырезанные из картона; изображение уверенного человека (Приложение 10); памятка «Простые приемы уверенного отказа» (Приложение 11); карточки с ситуациями для обыгрывания (Приложение 12).
Анкеты для проведения анкетирования обучающихся до начала и по завершению цикла занятий, направленного на изучение степени реалистичности имеющихся представлений о медицинских и социальных последствия табакокурения и употребления алкоголя (Приложение 13).
Краткое содержание предварительной подготовки к мероприятию:
- Анкетирование обучающихся с целью изучения реалистичности представлений о медицинских и социальных последствиях табакокурения и употребления алкоголя.
- Профилактические занятия проводятся в помещении, оборудованном мультимедиапроектором и ПК; в помещении предусматривается расстановка мебели для организации работы в малой группе, паре; по числу детей распечатывается весь раздаточный материал.
Продолжительность мероприятия: 3 занятия по 40 минут.
Формы занятий и методы работы на них:
Первое занятие организуется в традиционной форме. В целях активизации познавательной деятельности обучающихся на занятии применяются следующие приемы: просмотр мультипликационного фильма с последующим обсуждением, демонстрация компьютерной презентации, метод групповой дискуссии.
Второе занятие организуется с применением инновационной образовательной технологии «Перевернутый класс», основная особенность которой состоит в том, что учащиеся знакомятся с новым материалом самостоятельно (выполняя заранее данное домашнее задание), а на занятии отрабатывают полученные знания. На учебном занятии педагог организует совместную деятельность детей по изученной̆ теме.
Третье занятие организуется в форме тренинга, направленного на практическую отработку навыков.
Методы оценки результативности: Анкетирование с целью изучения реалистичности представлений о медицинских и социальных последствиях табакокурения и употребления алкоголя (до занятий - с целью определения их начального уровня, после проведения занятий - с целью оценки их усвоения) (анкета для изучения степени реалистичности представлений о медицинских и социальных последствиях употребления алкоголя и табака у младших школьников представлена в Приложении 13).
Степень освоения материала обучающимися на занятии педагог также может определить в рамках выполнения детьми игр-упражнений «Светофорики», «Да, нет, не знаю».
На заключительном занятии в целях получения обратной связи детям предлагается завершить незаконченные предложения (по выбору, по желанию): «Во время занятий я узнал для себя следующую новую информацию…», «Информация, представленная на занятиях, мне поможет…», «Информация, представленная на занятиях, будет мне полезна следующим…», «После прошедших занятий я…», «Занятия мне понравились/не понравились тем, что…»
Список использованной литературы
- Касаткин В.Н. и др. Здоровье. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., Образование и здоровье, 2003.
- Касаткин В.Н. и др. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. М., Образование и здоровье, 2003.
- «Отказ». Интерактивные методы профилактики потребления психоактивных веществ Методическое пособие для педагогов / Комитет общественных связей и молодежной политики города Москва. М., 2021.
- Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5, М., Чистые пруды, 2005.