Учимся мыслить (по страницам книги Игнатьева Е.И. «В царстве смекалки»)

Разделы: Математика, Физика, Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Классы: 1, 2, 3, 4


В сегодняшнем мире, когда дети не выпускают из рук телефоны, получая готовую информацию и ответы на все вопросы с помощью интернета, особенно актуальным становится развитие способности мыслить, думать, рассуждать самостоятельно. Я работаю учителем физики, и порой, вижу не просто отсутствие каких-либо знаний по физике или по математике, а просто беспредельную «ленность ума», нежелание напрягаться и думать. Многие дети (даже старшеклассники) не знакомы с известной задачей про «волка, козу и капусту» и не сразу понимают как ее решать. И ведь дело не в том, что ребенок не выучил и не знает формулу. Не все упирается в формулы. Ведь кроме формул, желательно уметь хорошо читать задачу (внимательно), уметь рассуждать и искать решение самостоятельно, а еще надо чтобы было интересно и получалось.

Согласна с русским математиком В.П.Ермаковым, что важен прежде всего «процесс мышления». Но, как и когда заниматься этим в школе? Работая учителем, я понимаю, что урока не хватает на необходимое (нужно, и проверить домашнее задание, ответить на вопросы и объяснить непонятое, и изучить новый материал, и получить обратную связь от учеников, и накопляемость оценок никто не отменял, и т.д. и т.п). Что же делать? Ответ прост. Работать. Как?

Для себя я увидела несколько вариантов включения заданий (задач) на развитие процесса мышления в учебный процесс в школе. Это могут быть тематические классные часы, направленные на развитие мышления и содержащие интересные задачи, возможно включение одной-двух задачи в урок (в конце, в начале или в любом другом месте урока для разгрузки, разминки и просто для интереса), включение таких заданий в любые формы внеурочной деятельности (факультативы, кружки, предметные недели), можно выделить место в уголке в кабинете (необязательно предметном, можно и в уголке класса) и т.д. Можно провести мероприятие совместно с родителями и детьми, в которое включить решение логических задач.

Конечно, хорошо, когда родители детей, играючи, тоже занимаются с детьми. Но, не у всех родителей есть время и возможности это делать. Дети должны получать удовольствие от таких занятий, поэтому у них должно получаться. А значит, и задания должны быть разного уровня сложности.

Я воспользовалась книгой «В царстве смекалки» Е.И.Игнатьева [1] и подготовила материал, который использовала сама в разных ситуациях (на классном часу, на последних уроках четверти или года, на занятиях внеурочной деятельности, выборочно в игровых ситуциях). Надеюсь, что он пригодится для коллег-учителей (частично или полностью). Задания подойдут для детей разного возраста (от начальной школы до старшеклассников).

В качестве практического материала предлагаю три презентации и решения выбранных задач (см. Приложение 1).

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3

Список литературы

1. Игнатьев Е.И., В царстве смекалки/ Под редакцией М.К.Потапова, текстов. обработка Ю.В.Нестеренко. - 2-е изд. - М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1979, 208 с.