Реалии проведения интегрированных уроков в рамках ФГОС

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


С целью улучшения качества образования в настоящее время арсенал педагогов богат современными эффективными технологиями. Можно предположить, что у каждого педагога есть опыт проведения интегрированных уроков. Естественно организация и проведение таких уроков требует большой подготовки, эффективность таких уроков довольна высока. За время урока нужно организовать и протянуть непрерывную нить, которая просматривается на учебных дисциплинах, что даст возможность ученику в благоприятной образовательной среде получать нужные знания. В чём же преимущества организации и проведения интегрированного урока и как он выглядит сегодня?

В настоящее время в школе одной из форм организации учебного процесса является интеграция. Ни смотрят на то, что на протяжении длительного времени школе изучаются отдельные дисциплины, напрашивается вопрос: насколько целостно как учащиеся усваивают знания о природе, обществе, человеке? На основе чего формируется возможность целостного восприятия действительности? Как происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной? Какие нужны условия для получения ответов на поставленные вопросы?

Интеграция, межпредметные связи в школьном образовании на слуху у каждого учителя. Как организовать учебный процесс и дат возможность ученику сформироваться всесторонне развитой личностью - проблемный вопрос, который в современной системе образования звучит несколько по-другому. Его актуальность прогнозируется современными требованиями, которые предъявляются к школе. Интеграция, вот тот необходимы шаг, который нужно делать в системе образования. Это объясняется утратой эффективности традиционной системы в образовании. Сейчас большая часть учебных дисциплин конкурирует друг с другом. Каждый школьный предмет рассматривается как определенный набор сведений, необходимый учащимся для формирования целостного мировоззрения.

Есть ли возможность формирования целостной картины мира у современного школьника? Этот вопрос остро стоит в системе образования.

На основе этого возникают следующие проблемы: ученики не умеют применять полученные знания, так как они обрывочные, на их основе возникает клочкообразное представление о мире и его законах; ученики не умеют связывать полученные материал с уже изученным, не говоря уже о использовании других предметам. Процесс интеграция может осуществляться на любом этапе учебного процесса: при постановке целей урока; на уровне содержания; на уровне выбора формы проведения занятия (уроки, экскурсии, конференции, проекты).

Образовательный процесс можно разделить на следующие ступени: первая - взаимосвязь естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, позволяет раскрывать духовный потенциал личности учащегося; вторая - разработка единых образовательных программ, направленных на формирование основных межпредметных понятий; третья - реализация взаимосвязи дисциплин за счёт уклона на практическую направленность; четвертая предусматривает обучение учащихся на основе использования общенаучных методов познания.

Лаконично организованная работа педагогического коллектива образовательной организации позволит структурировать содержание образования таким образом, что появится возможность осуществить интеграцию содержания учебного материала, а также рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам; более четко систематизировать учебный материал; создать у учащихся представление о целостной научной картине мира. Возникает вопрос, каким образом возможно осуществлять интеграцию в современной школе? Существующая и применяемая предметная система обучения показывает традиционное разделение предметных областей знаний на естественные, технические, гуманитарные. Самостоятельное существование предметов, их невидимое взаимодействие порождают серьезные трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют ее органичному восприятию. В мировой педагогике всегда обсуждался и до сих пор имеет место вопрос: как строить учебные планы, состоящие из отдельных учебных предметов или из комплексов и проектов, в которых знания учащихся из различных наук группируются вокруг какой-нибудь области исследования.

Интегрированный урок - один из особых типов урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Такой тип урока учителя используют нечасто, если явно существует дублирование одного и того же материала в учебных программах и учебниках; при маленьком количестве учебного времени, отведенного по программе на изучение темы; при изучении межнаучных и обобщенных понятий таких как движение, время и другие; при явном противоречии в описании явлений, событий, фактов в разных науках; при возможности создания проблемной, развивающей методики обучения предмету.

Из всего вышесказанного мы видим очевидные преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным. Явно видна возможность создания благоприятных условий для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, что дает возможность научить применять теоретические знания в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Многопредметные уроки дают возможность максимально приблизить образовательный процесс к жизни, наполнить смыслом выполнения практических заданий, что помогает учащимся найти и постичь единые закономерности разных наук. Такие уроки взаимообогащают учителей, способствуют росту и повышению профессионального мастерства, так как требуют владение методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса, осуществление деятельностного подхода к обучению.

Межпредметные связи интегрированного урока предполагают согласованную взаимосвязь содержания каждой учебной дисциплины, построение и отбор материала, методов и форм обучения, которые определяются как общими целями образования, обусловленных спецификой каждого учебного предмета.

Наряду с плюсами, мы встречаемся с проблемами интегрированных уроков. Одним из главных минусов, на наш взгляд, можно считать сложность точного распределения времени, а именно его строгая экономия, учитывая, что выдаваемый материал достаточно объёмный, и нужен чёткий поминутный расчёт времени на каждый вид деятельности. Таким образом, распределение времени и его строгое отслеживание - одно из важных условий для успешного проведения интегрированного урока.

Эффективного результата интегрированного урока можно достичь при тесном и плодотворном сотрудничестве нескольких учителей, грамотно организуя деятельность на уроке. Основная сложность проведения такого типа уроков состоит том, что, необходимо учитывать актуальность подачи материала двух дисциплин, что не всегда предусмотрено рабочими программами предметов. Оба учителя должны мастерски владеть навыками составления программы и быть гибкими и толерантными при проведении уроков.

В заключение хотелось призвать коллег отбросить все сомнения, пробовать, развиваться, творить, интегрировать. Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза учащихся, их бескрайняя радость от тех, маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках - это один из ценных результатов для каждого учителя.