Задания на формирование критического мышления
Задание 1
Цель: формирование критического мышления.
4 класс.
Учебное содержание: задание «Редактор»
В горных лисах Азии жывёт гималайский мидветь. Он весь чорный а на грутке белое треугольное питно. Этот треугольник похож насалфедку.
У гималайского мидведя очень длинные ноги. Он быстро лазает подиревьям. Мидветь любит дикие ябл_ки яг_ды _рехи. Заберётся хитрый мишка начерёмуху наломает в_твей и объедает с них яг_ды. Зимой он спит в дупле большого дерева.
Был интересный случай. Спилили втайге огромный кедр привезли в долёкий посёлок. А из пустого внутри ствола сонный мидветь вылез.
Алгоритм работы учителя с заданием:
1) предлагает текст для редактирования
2) раздаёт листы групповой работы, бланки для оценки выполнения задания
3) управляет групповой динамикой
Алгоритм работы обучающихся с заданием:
1) Прочтите внимательно текст, который необходимо напечатать в одном из сборников для детей. В листе групповой работы отметьте, можно ли его напечатать в таком виде, обоснуйте свой ответ.
2) Составьте кластер допущенных ошибок в тексте.
3) Заполните таблицу орфограмм, которая поможет отредактировать текст:
Название орфограммы |
Пример из текста |
Способ проверки/правило правописания |
Если испытываете затруднения, обратитесь к подсказке: алгоритм работы с изученными орфограммами.
4) Отредактируйте текст.
5) Учебные дисциплины: русский язык.
6) Форма выполнения задания: малые группы.
7) Активные методы обучения, использованные учителем: кластер, сводная таблица.
3 уровень: задание на оценку сформированности действия (самостоятельно).
Задание 2
Цель: формирование критического мышления.
3 класс.
Учебное содержание:
Ширина Садового кольца в Москве 55 м. Можайское шоссе на 20 м шире Тверской улицы, а Тверская улица на 15 м уже Садового кольца. Найди ширину Можайского шоссе.
Алгоритм работы учителя с заданием:
1) мотивирует к выполнению учебного задания
2) раздаёт бланки для оценки выполнения задания
3) организует процесс понимания и выполнения задания
Алгоритм работы обучающихся с заданием:
1) Если можно, запишите более удобную формулировку задачи.
2) Составьте кластер составных частей данной задачи.
3) Составьте схему-рассуждения для решения данной задачи.
4) Сколько обратных задач можно составить к данной?
5) Составь и реши одну из обратных задач.
Учебные дисциплины: математика.
Форма выполнения задания: индивидуально.
Активные методы обучения, использованные учителем: кластер, инсерт (в виде схемы-рассуждения к решению задачи).
2 уровень: задание на отработку навыка (по алгоритму).
Задание 3
Цель: формирование критического мышления.
2 класс.
Учебное содержание:
Практическая работа: Состояния и свойства воды.
Налить в стаканы воду и молоко. Сравнивая при помощи органов чувств воду и молоко, определить свойства воды: цвет, вкус, запах.
Опустить в стакан с водой и в стакан с молоком ложки, определить прозрачность.
Налить воду в разные сосуды, определить форму.
Налить воду на поверхность, провести наблюдение, вывести ещё одно свойство (текучесть).
Провести опыт с нагреванием воды - сделать выводы (проводит учитель, ученики только фиксируют свои наблюдения).
Практическая работа для выполнения дома. Блюдце с водой поставить в холодильник на ночь - зафиксировать свои наблюдения. Холодную ложку поднести к носику горячего чайника - записать результаты наблюдения. Положить ложку с каплями воды в морозильник - записать результаты наблюдения. Сделать выводы о переходе воды в разные состояния.
Провести исследования
Алгоритм работы учителя с заданием:
1) мотивирует к выполнению учебного задания
2) раздаёт материалы для проведения практической работы, листы групповой работы, бланки для оценки и самооценки выполнения задания
3) организует процесс понимания и выполнения задания, управляет групповой динамикой
Алгоритм работы обучающихся с заданием:
1) В ходе проведения практической работы заполните таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».
2) Следуя инструкции в листах групповой работы проведите опыты.
3) Внесите результаты в сводную таблицу:
Сравните свойства воды в разных состояниях, укажите, какие свойства не меняются.
4) Результаты практической работы отразите в схеме перехода воды из одного состояния в другое.
5) Учебные дисциплины: окружающий мир.
6) Форма выполнения задания: групповая.
7) Активные методы обучения, использованные учителем: таблица «ЗХУ», сводная таблица.
1 уровень: формирующее задание (с помощью учителя).
Задание 4
Цель: формирование критического мышления.
3 класс.
Учебное содержание:
1.
2.И в одно мгновенье там.
Что ж явилося очам
Сына царского? Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним;
По цветочкам молодым
Пляшут, блещут мотыльки;
Светлой змейкой ручейки
Вьются, пенятся, журчат;
Птицы прыгают, шумят
В густоте ветвей живых;
Лес душист, прохладен, тих…
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Гуляет честной купец и любуется: на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и просятся; индо, глядя на них, слюнки текут; цветы цветут распрекрасные, махровые, пахучие, всякими красками расписанные, птицы летают невиданные: словно по бархату зелёному и пунцовому золотом и серебром выложенные, песни поют райские; фонтаны воды бьют высокие, индо глядеть на их вышину - голова запрокидывается; и бегут и шумят ключи родниковые по колодам хрустальным.
Алгоритм работы учителя с заданием:
1) предлагает тексты для работы
2) раздаёт листы групповой работы, бланки для оценки выполнения задания
3) управляет групповой динамикой
Алгоритм работы обучающихся с заданием:
1) Прочтите внимательно тексты. В листе групповой работы отметьте, какой из текстов может быть напечатан в представленной книге, обоснуйте свой ответ.
2) Составьте кластер «Жанры литературы», укажите, к какому из жанров относятся оставшиеся два отрывка.
3) Определите, какие средства художественной выразительности использованы во втором тексте, заполните таблицу:
Средство |
Определение |
Пример из текста |
Учебные дисциплины: литературное чтение.
Форма выполнения задания: малые группы.
Активные методы обучения, использованные учителем: кластер, сводная таблица.
3 уровень: задание на оценку сформированности действия (самостоятельно).
Задание 5
Цель: формирование критического мышления.
4 класс.
Учебное содержание: задание «Секреты слов»
Карточка 1.
Модуль 1
|
Модуль 2 |
||
смеяться
|
злой
|
1) Идти, шагать, стоять.
|
Карточка 2.
Модуль 1 |
Модуль 2 |
||
липкий
|
болтать
|
1) одежда
|
Карточка 3
Модуль 1 |
Модуль 2 |
|
1) Стена - вата.
|
1) Как сыр в масле.
|
Алгоритм работы учителя с заданием:
1) мотивирует детей на работу
2) раздаёт карточки, бланки ответов, листы групповой работы, бланки для оценки выполнения задания
3) управляет групповой динамикой
4) организует процесс понимания и выполнения задания, управляет групповой динамикой
Алгоритм работы обучающихся с заданием:
1) Прочтите слова модуля 1 первой карточки. Определите, по какому признаку эти слова можно поставить в пары, запишите ответ в бланке. В какой строке модуля 2 первой карточки все слова объединены одним признаком? Запишите в бланк ответов эту строку и признак.
2) Прочтите слова модуля 1 второй карточки. В бланк ответов запишите эти слова парами, укажите по какому признаку. У каких из слов модуля 2 второй карточки есть омонимы. Запишите в бланк ответов эти слова и подтверждающие ответ примеры.
3) Найдите лишнюю пару слов модуля 1 в третьей карточке, запишите её в бланк ответов, объясните почему. Из модуля 2 третьей карточки выпишите фразеологизмы, которые можно заменить словом «быстро».
4) Используйте результаты бланков ответа и заполните таблицу:
Термин |
Определение |
Пример |
5) Укажите истинные утверждения:
- Антонимы - слова, разные по звучанию и написанию и противоположные по значению.
- Омонимы - слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
- Омонимы - это слова, имеющие несколько лексических значений.
- Синонимы - слова, разные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по значению.
Учебные дисциплины: русский язык.
Форма выполнения задания: малые группы.
Активные методы обучения, использованные учителем: сводная таблица, верные и неверные высказывания.
3 уровень: задание на оценку сформированности действия (самостоятельно).