Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с составом числа 7; научить писать цифру 7.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся получать число 7, писать цифру 7, отработают умения решать задачи, делать математические записи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе;
- коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнёра по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности;
- познавательные: уметь ориентироваться в учебнике;
- личностные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.
Учебные материалы: учебник, тетрадь № 1, счётные палочки, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент
У учителя в руках цветик-семицветик. Учитель отрывает 1 лепесток и произносит слова:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли -
Быть по-моему вели.
- Я хочу, чтобы все ребята на уроке хорошо работали, чтобы им было всё понятно и интересно!
II. Самоопределение к деятельности
- Ребята, желание я загадала, а тему урока не сказала, вы поможете мне определить тему урока?
- Что за цветок у меня в руках? (Цветик-семицветик.)
- Где мы встречались с этим цветком? (Сказка «Цветик-семицветик».)
-Сколько лепестков у цветика-семицветика? (7)
- Сформулируйте тему урока. (Число и цифра 7)
-Кто знает, как пишется цифра 7? (Дети показывают)
- Давайте запишем на доске как можно получить число 7.
- 6+1=7
- 3+4=7
- 5+2=7
- 2+5=7
- 4+3=7
- 1+6=7
- На что похожа цифра 7? (Ответы детей)
Вот семёрка - кочерга.
У неё одна нога.
(С.Маршак)Семицветный мостик свой
Кто раскинул над рекой?
Это радуга-дуга
Засверкала в облаках.
Её краски цифра 7
Подарила щедро всем,
Чтобы люди не грустили,
Чтобы красоту ценили.
- Перечислите все цвета радуги.
- Где ещё встречается число 7? (7 нот, 7 дней в неделе, 7 чудес света)
- Как вы думаете, почему цифра 7 так часто встречается? (Ответы детей.)
Число 7 магическое, потому что долгое время оно было последним при счёте.
А ещё, может быть, потому, что человек воспринимает мир (свет, звук, запахи, вкус) через 7 отверстий в голове.
-Назовите эти отверстия. (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот.)
III. Работа по теме урока
- Моё первое желание постепенно начинает сбываться.
- Ребята, а какое первое желание загадала девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик»? (Чтобы у неё появился пакет баранок.)
- Решаем задачи про баранки.
У Жени в пакете было 7 баранок. По дороге домой она 1 баранку съела. Сколько баранок осталось у Жени?
- О чём говорится в условии задачи? (О баранках.)
- Сколько баранок было в пакете? (7)
- Сколько баранок Женя съела? (1)
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько баранок осталось.)
- Записываем решение.
7-1=6 (б.)
Ответ: 6 баранок.
IV. Физкультминутка
- Куда совершила своё путешествие Женя во втором желании? (На северный полюс.)
-Что почувствовала она на северном полюсе? (Сильный холод.)
- Давайте представим, что мы попали на северный полюс, что нужно делать, чтобы согреться? (Активно двигаться.)
Учитель показывает детям карточки с примерами, дети вычисляют и прыгают столько раз, сколько получается в ответе.
- 6 + 1
- 4 + 3
- 5 + 2
- 7 + 0
- 7 - 1
- 7 - 2
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику.
- Кто может заполнить пропуски? (К 6 прибавить 1 получится 7. Из 7 вычесть 1 получится 6.)
- Рассмотрите рисунок ниже. Как вы думаете, какое будет задание? (Объяснить записи по рисунку, поставить недостающие числа.)
- Объясните записи слева. (5+1=6 - рыбак уже поймал 5 рыб, ещё 1 рыба у него на крючке. Всего у рыбака 6 рыб. 6+1=7 - у рыбака 6 рыб, ещё 1 рыбу утащил кот. Сколько рыб было у рыбака?)
- Чем отличаются равенства справа от равенств слева? (Они со знаком «минус».)
- Объясните их. (6-1=5) - у рыбака 6 рыб, 1 из них ещё на крючке. На траве лежат 5 рыб. 7-1=6 - рыбак поймал 7 рыб, 1 утащил кот. Осталось 6 рыб.)
2. Отрывается ещё 1 лепесток.
- Вспомните, какое желание девочки Жени было третьим? (Много игрушек.)
- Решаем задачу про игрушки.
- По велению Жени цветик-семицветик подарил ей 5 медвежат и 2 куклы. Сколько всего игрушек подарил Жене цветик-семицветик?
- О чем задача? (О медвежатах и куклах.)
- Что известно о медвежатах? (Их было 5.)
- Что известно про куклы? (Их было 2.)
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько было всего подарено игрушек.)
- Записываем решение.
5+2=7 (и.)
Ответ: 7 игрушек.
VI. Физкультминутка
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже,
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок -
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
(Е.Гайтерова)
VII. Работа в тетради
Письмо цифры 7.
VIII. Закрепление изученного материала
Самостоятельная работа с самопроверкой по ключу.
- Я отрываю ещё один лепесток, загадайте желание, чтобы у вас всё получилось, но для этого нужно быть внимательными.
Разноуровневые задания:
1-й уровень
- 5+1
- 6-1
- 5+2
- 6+1
- 7-1
- 4+3
2-й уровень
- 5+1+0
- 4+2+1
- 0+5+2
- 5+1+1
- 3+3-1
- 6-1-1
3-й уровень
- 5+?=7
- 7-?=7
- 6+?=7
- 0+?=7
IX. Заключительный этап и рефлексия
- Что вам понравилось больше всего на уроке?
- Какие цели ставили?
- Каких целей достигли?
- Я отрываю шестой лепесток.
- Вспомните, что загадала девочка Женя на последний лепесток? (Здоровья своему другу.)
- Я тоже загадаю очень хорошее желание.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли -
Быть по-моему вели.
Желаю, чтобы вы, ребята, были здоровыми и счастливыми.
- И у нас остался ещё один лепесток, а на него сам цветик-семицветик загадает своё желание. Он хочет, чтобы вы запомнили написание цифры 7 и выучили состав числа 7.