Конспект урока математики в 1-м классе по теме "Число 7. Цифра 7"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, Число 7 цифра 7


Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с составом числа 7; научить писать цифру 7.

Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся получать число 7, писать цифру 7, отработают умения решать задачи, делать математические записи.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе;
  • коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнёра по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности;
  • познавательные: уметь ориентироваться в учебнике;
  • личностные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.

Учебные материалы: учебник, тетрадь № 1, счётные палочки, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

У учителя в руках цветик-семицветик. Учитель отрывает 1 лепесток и произносит слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли -
Быть по-моему вели.

- Я хочу, чтобы все ребята на уроке хорошо работали, чтобы им было всё понятно и интересно!

II. Самоопределение к деятельности

- Ребята, желание я загадала, а тему урока не сказала, вы поможете мне определить тему урока?

- Что за цветок у меня в руках? (Цветик-семицветик.)

- Где мы встречались с этим цветком? (Сказка «Цветик-семицветик».)

-Сколько лепестков у цветика-семицветика? (7)

- Сформулируйте тему урока. (Число и цифра 7)

-Кто знает, как пишется цифра 7? (Дети показывают)

- Давайте запишем на доске как можно получить число 7.

  • 6+1=7
  • 3+4=7
  • 5+2=7
  • 2+5=7
  • 4+3=7
  • 1+6=7

- На что похожа цифра 7? (Ответы детей)

Вот семёрка - кочерга.
У неё одна нога.
(С.Маршак)

Семицветный мостик свой
Кто раскинул над рекой?
Это радуга-дуга
Засверкала в облаках.
Её краски цифра 7
Подарила щедро всем,
Чтобы люди не грустили,
Чтобы красоту ценили.

- Перечислите все цвета радуги.

- Где ещё встречается число 7? (7 нот, 7 дней в неделе, 7 чудес света)

- Как вы думаете, почему цифра 7 так часто встречается? (Ответы детей.)

Число 7 магическое, потому что долгое время оно было последним при счёте.

А ещё, может быть, потому, что человек воспринимает мир (свет, звук, запахи, вкус) через 7 отверстий в голове.

-Назовите эти отверстия. (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри, рот.)

III. Работа по теме урока

- Моё первое желание постепенно начинает сбываться.

- Ребята, а какое первое желание загадала девочка Женя из сказки «Цветик-семицветик»? (Чтобы у неё появился пакет баранок.)

- Решаем задачи про баранки.

У Жени в пакете было 7 баранок. По дороге домой она 1 баранку съела. Сколько баранок осталось у Жени?

- О чём говорится в условии задачи? (О баранках.)

- Сколько баранок было в пакете? (7)

- Сколько баранок Женя съела? (1)

- Что нужно узнать в задаче? (Сколько баранок осталось.)

- Записываем решение.

7-1=6 (б.)

Ответ: 6 баранок.

IV. Физкультминутка

- Куда совершила своё путешествие Женя во втором желании? (На северный полюс.)

-Что почувствовала она на северном полюсе? (Сильный холод.)

- Давайте представим, что мы попали на северный полюс, что нужно делать, чтобы согреться? (Активно двигаться.)

Учитель показывает детям карточки с примерами, дети вычисляют и прыгают столько раз, сколько получается в ответе.

  • 6 + 1
  • 4 + 3
  • 5 + 2
  • 7 + 0
  • 7 - 1
  • 7 - 2

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику.

- Кто может заполнить пропуски? (К 6 прибавить 1 получится 7. Из 7 вычесть 1 получится 6.)

- Рассмотрите рисунок ниже. Как вы думаете, какое будет задание? (Объяснить записи по рисунку, поставить недостающие числа.)

- Объясните записи слева. (5+1=6 - рыбак уже поймал 5 рыб, ещё 1 рыба у него на крючке. Всего у рыбака 6 рыб. 6+1=7 - у рыбака 6 рыб, ещё 1 рыбу утащил кот. Сколько рыб было у рыбака?)

- Чем отличаются равенства справа от равенств слева? (Они со знаком «минус».)

- Объясните их. (6-1=5) - у рыбака 6 рыб, 1 из них ещё на крючке. На траве лежат 5 рыб. 7-1=6 - рыбак поймал 7 рыб, 1 утащил кот. Осталось 6 рыб.)

2. Отрывается ещё 1 лепесток.

- Вспомните, какое желание девочки Жени было третьим? (Много игрушек.)

- Решаем задачу про игрушки.

- По велению Жени цветик-семицветик подарил ей 5 медвежат и 2 куклы. Сколько всего игрушек подарил Жене цветик-семицветик?

- О чем задача? (О медвежатах и куклах.)

- Что известно о медвежатах? (Их было 5.)

- Что известно про куклы? (Их было 2.)

- Что нужно узнать в задаче? (Сколько было всего подарено игрушек.)

- Записываем решение.

5+2=7 (и.)

Ответ: 7 игрушек.

VI. Физкультминутка

Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже,
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок -
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
(Е.Гайтерова)

VII. Работа в тетради

Письмо цифры 7.

VIII. Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа с самопроверкой по ключу.

- Я отрываю ещё один лепесток, загадайте желание, чтобы у вас всё получилось, но для этого нужно быть внимательными.

Разноуровневые задания:

1-й уровень

  • 5+1
  • 6-1
  • 5+2
  • 6+1
  • 7-1
  • 4+3

2-й уровень

  • 5+1+0
  • 4+2+1
  • 0+5+2
  • 5+1+1
  • 3+3-1
  • 6-1-1

3-й уровень

  • 5+?=7
  • 7-?=7
  • 6+?=7
  • 0+?=7

IX. Заключительный этап и рефлексия

- Что вам понравилось больше всего на уроке?

- Какие цели ставили?

- Каких целей достигли?

- Я отрываю шестой лепесток.

- Вспомните, что загадала девочка Женя на последний лепесток? (Здоровья своему другу.)

- Я тоже загадаю очень хорошее желание.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли -
Быть по-моему вели.

Желаю, чтобы вы, ребята, были здоровыми и счастливыми.

- И у нас остался ещё один лепесток, а на него сам цветик-семицветик загадает своё желание. Он хочет, чтобы вы запомнили написание цифры 7 и выучили состав числа 7.