Использование здоровьесберегающих технологий в коррекции звукопроизношения и связной речи у школьников с ОВЗ

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Ключевые слова: ОВЗ


Внеурочное занятие по развитию речи

Цель занятия: Развитие правильного звукопроизношения и связной речи через использование здоровьесберегающих технологий у школьников с ОВЗ.

Задачи:

  • Воспитательные:
    • воспитывать привычку к здоровому образу жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Развивающие:
    • развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику, логическое мышление и память; координацию движения;
    • снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка.
  • Образовательные:
    • совершенствовать связную речь, творческое воображение;
    • умение отвечать на вопросы полными ответами и отгадывать загадки; расширять словарь детей через речевые игры, коррекция поставленных звуков.

Технология: - здоровьесберегающие технологии.

Материалы и оборудование: компьютерная презентация, магнитная доска, макет дерева, зубные щетки, мыло, расчески, зубная паста, полотенца, фрукты, лепестки цветка с советами, аудиозапись «звуки природы», предметные картинки.

Ход занятия

(Слайд 1 - Название занятия)

1. Настрой на занятие, снятие эмоционального напряжения

(Слайд 2 - Солнце)

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые и счастливые! Давайте подарим частичку своего тепла, взявшись за руки и улыбнувшись друг другу.

- Здравствуйте! Слово какое чудесное!
Чуточку доброе, чуточку нежное.
Здравствуйте! Скажем мы каждому дню.
Здравствуйте! Скажем мы всем и всему!

Ребята вы когда-нибудь вдумывались в смысл слова «Здравствуйте»? Здравствуйте - это значит, что мы желаем быть здоровыми. Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек по- настоящему может познать радость жизни. Вот как говориться в пословице «Здоровье дороже богатства».

- И сегодня на занятии мы поговорим о здоровье и что нужно делать, чтобы его сохранить.

2. Сюрпризный момент. Развитие слухового внимания

(Слайд 3- Лес) Звучит голос: Ау! Ау!

Учитель-логопед: - Ребята, послушайте, кто- нас зовет. Пройдите на голос.

- К нам пришла гостья! Вы узнаете кто это, если отгадаете загадку:

В чаще леса заблудилась
И в избушке поселилась.
И тот час забыв про страх
Стала жить она в гостях.

- Кто это? Из какой сказки? (Ответы детей) (Маша и медведь)

3. Основная часть

лайд 4 - Машенька)

- Маша скоро пойдёт в школу, но чтобы хорошо учиться необходимо иметь хорошее здоровье. Поможем Машеньке узнать, что для этого нужно делать?

а) Гимнастика для глаз. Профилактика нарушений зрения, снятие напряжения. Закрепление букв названий витаминов. Совершенствовать пространственную ориентацию.

(Слайд 5 - Названия витаминов)

Учитель-логопед: - Чтобы хорошо учиться в школе, необходимо иметь, хорошее зрение, поэтому нашему организму нужны витамины. Посмотрите на экран.

Найдите глазами букву названия витамина в правом верхнем углу и произнесите её (B), теперь переведите глаза в левый нижний угол (C) произнесите, переведите глаза в левый верхний угол (A) произнесите, в правый нижний угол (D) произнесите, остановим взгляд в центре листа, произнесите букву (Е), поморгайте глазами, зажмурьтесь, откройте глаза.

б) Развитие памяти и внимания.

(Слайд 6 - Стихи про витамины)

  • Витамин А: «Расскажу вам не тая, как полезен я, друзья! Я в морковке и томате, в тыкве, персике, в салате» -Вы запомнили, где содержится витамин А? (ответы детей)
  • Витамин B: «Рыба, хлеб, яйцо и сыр, мясо, птица и кефир, дрожжи, курага, орехи вот для вас секрет успеха». -В каких продуктах содержится витамин В? (ответы детей)
  • Витамин С: «Земляничку ты сорвешь- в ягодке меня найдешь. Я в смородине, в капусте, в яблоке живу и в луке...» - Где мы можем найти витамин С? (ответы детей)
  • Витамин D: «Я полезный витамин. Вам друзья, необходим! Кто морскую рыбу ест, тот силен как Геркулес!

в) Дидактическая игра «Четвертый лишний». Развитие внимания и логического мышления.

(Слайд 7 - Маша с тачкой)

Учитель-логопед:- Где содержится больше всего витаминов? (в овощах и фруктах). Посмотрите на экран. Машенька приглашает нас в свой сад-огород поиграть с ней в игру «Найди лишний предмет» (Слайд 8)

г) Развитие логического мышления, связной речи и тактильных ощущений.

Учитель-логопед: - Хорошо, ребята, Машенька приготовила для вас еще один сюрприз - «корзину-загадку». Предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки найти в корзине (на ощупь).

С виду он как рыжий мяч, только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин - это спелый (апельсин).

Круглое, румяное, я расту на ветке: любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко).

Под шершавой кожурой, сочный плод хранится мой,
Он зеленый и зернистый, нежный, сладкий и мясистый.
Как же называюсь я? мякоть вкусная моя -
Кладезь витаминов ценных, для здоровья драгоценных (киви).

Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож (груша)

Знают этот фрукт детишки, любят есть его мартышки.
Его солнце попросило передать свою вам силу.
Родом он из жарких стран называется (банан).

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята! Во фруктах содержится огромное количество витаминов и минералов, способных улучшить общее состояние нашего здоровья и защитить от самых тяжелых заболеваний.

- Как можно употреблять фрукты? (в свежем виде, можно смешать с йогуртом, добавлять в каши, приготовить варенье или полезный сок).

- Давайте напомним Машеньке, какие полезные соки можно приготовить из наших фруктов!

(Слайд 9 - Машенька варит варенье)

Сок из яблок-...яблочный, ...-из апельсина-..., ...из груши-..., из банана-...

- А какое варенье полезно употреблять при простуде? (малиновое)

г) Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты».

Учитель-логопед: - Здоровье человека зависит от пищи, которую мы употребляем. Чтобы быть здоровым, энергичным, надо правильно питаться.

(Слайд 10 - Машенька с «чупа-чупс»)

- Послушайте, как питается наша Машенька:

Ем всегда я что хочу - Чипсы, вафли, чупа-чупс.
Каши вашей мне не надо, лучше тортик с лимонадом,
Не хочу я кислых щей, не люблю я овощей.
Чтоб с обедом не возиться - и колбаска мне сгодится
Всухомятку - ну и что ж! Чем обед мой не хорош?-
И последний мой каприз - Дайте «Киндер» мне «Сюрприз».

Учитель-логопед: Давайте расскажем Машеньке, как нужно правильно питаться. Что значит правильно питаться? (Есть не только вкусную пищу, но и полезную).

Игра с карточками: «Полезные и вредные продукты»

(в руках у детей красные и зеленые кружочки). Если я назову полезный продукт и вы с ним согласны, то покажите зеленый сигнал. Если вредный - следует показать красный сигнал.

Учитель-логопед: - Как вы считаете, если человек будет есть вредные продукты или однообразную пищу, что с ним произойдет? (будет слабым, болезненным, от сладкого испортятся зубы и т. д.)

- Молодцы, ребята! А теперь пройдите за столы.

д) Практическое задание: «Волшебное дерево». Су-джок терапия.

(Слайд 11 - Су-джок пружинки)

- Прежде чем приступить к выполнению следующего задания, давайте подготовим ваши пальчики. Возьмите пружинки и помассируйте пальцы.

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому
Указательный и средний, безымянный последний
Сам мизинчик малышок постучался на порог.

(Слайд 12- Волшебное дерево)

- А теперь смотрите на картинки. В саду у Машеньки выросло «Волшебное дерево». Что у дерева необычного? (Вместо листьев на нем продукты). На этом дереве разные продукты - полезные и вредные для организма. Полезные - нужно обвести в кружочек, а вредные - зачеркнуть

- Ребята, какие продукты вы предложите собрать Машеньке? Почему? (потому что полезные продукты помогают сохранить здоровье)

е) Дидактическая игра «Убери мусор».

- Нам пора отправляться дальше. Подойдите к экрану.

(Слайд 13 - Убери мусор)

- Чтобы сохранить здоровье, необходимо соблюдать чистоту и убирать за собой мусор. Помогите Машеньке навести порядок, разделить мусор и сложить каждый вид в свой контейнер. (дети выполняют задание).

- Для чего мы рассортировали продукты по разным контейнерам? (так удобнее перерабатывать отходы и использовать для общей пользы)

- Молодцы, ребята! Предлагаю двигаться дальше и пройти по «тропинке здоровья» босиком. (дети разуваются, идут по коврику здоровья)

ж) «Дерево гигиены». Привитие навыков гигиены».

(Слайд 14 - Машенька с зубной щеткой)

(дети подходят к «волшебному»дереву. На дереве висят зубные щетки, мыло, расчески, зубная паста, полотенце.

Учитель-логопед: Ребята, в саду у Машеньки выросло еще одно чудо- дерево, что это за дерево? Что это на нем растет?

(Зубные щетки. Мыло. Расчески. Полотенце.)

Учитель-логопед: Для чего нужно мыло?

(Чтобы мыть руки.)

- Когда нужно мыть руки?

(Перед едой. После прогулки. После туалета. После рисования и лепки. )

- Для чего нужно полотенце?

(Чтобы вытирать руки после мытья.)

- Для чего нужна расческа?

(Чтобы расчесывать волосы. Быть красивыми. Быть аккуратными.)

- Для чего нужна зубная паста и зубные щетки?

(Чтобы чистить зубы. Чтобы зубы были чистыми и здоровыми. Чтобы хорошо жевать.)

- Как вы думаете, что случится, если человек перестанет: умываться, чистить зубы, расчесывать волосы?

- Какой вывод мы можем сделать? Чтобы сохранить здоровье, нужно соблюдать правила гигиены.

и) Физкультминутка.

Ребята, давайте напомним Машеньке, что еще необходимо делать, чтобы быть всегда бодрыми, здоровыми и веселыми? (нужно заниматься спортом и делать зарядку).

Предлагаю вам немного размяться и пройти на полянку, где любит гулять Машенька.

(Слайд 15 - Машенька делает зарядку)

Рано утром на полянку друг за другом мы идем (Ходьба с высоко поднятыми ногами)
И все дружно по порядку упражнения начнем.
Раз - подняться, потянуться. (Встать на носочки, поднять руки вверх)
Два - согнуться, разогнуться. (Наклоны вниз, встать - руки в стороны)
Три - в ладоши три хлопка. (Хлопки в ладоши)
Головою три кивка. (Наклоны головы)
На четыре - руки шире. (Руки в стороны)
Пять - руками помахать. (Взмахи руками)
Шесть - на место тихо встать. (Встать в исходное положение)

к) Дидактическая игра «Полезные и вредные советы». Дыхательная гимнастика.

(Слайд 16 - Цветок)

- Ребята, на полянке вырос цветок. Но налетел сильный ветер и сорвал все лепестки. Давайте покажем, как дует ветер? (Вдох через нос, длинный выдох через рот, не поднимая плечи).

- Давайте вернем цветку лепестки. Но нам нужно оставить только те лепестки, которые содержат полезные для здоровья советы.

(На магнитной доске расположены цветок. На обратной стороне лепестков даны советы. Дети читают их и, если совет полезен для здоровья, крепят к цветку на доске)

Советы:

  • Пейте ледяную воду.
  • Соблюдайте чистоту в доме.
  • Делайте зарядку каждый день.
  • Зубы надо чистить утром и вечером.
  • Мойте фрукты и овощи перед едой.
  • Кушайте больше овощей и фруктов.
  • Больше гуляйте на свежем воздухе.
  • Мойте руки перед едой.
  • Ешьте больше сладкого.
  • Бегайте по лужам.

- Ребята, почувствуйте какой здоровый аромат издает наш цветок. (дети делают два коротких вдоха через нос, выдох произвольный)

- Молодцы, ребята. Справились с заданием. Предлагаю вам немного отдохнуть и расслабиться.

л) Точечный массаж. Релаксация.

(дети садятся на стульчики)

(Слайд 17 - Полянка)

- На лесной полянке прохладно. Давайте покажем Машеньке как надо погреться, чтобы не заболеть.

Греем наши ручки (Соединить ладони, потереть ими до нагрева)
Греем кончик носа. (Слегка подергать кончик носа)
Тонкий носик. (Указательными пальцами слегка потянуть нос)
Греем ушки. (Указательным и большим пальцами по ушной раковине проводим сверху вниз)
Лебединая шейка. (Поглаживаем шею руками от грудного отдела до подбородка)

- А теперь закройте глазки и отдохните. (звучит музыка со звуками природы) (Слайд 18 - Полянка с музыкой)

- Что вы услышали? (шум ветра, голоса птиц...)

- Нам пора возвращаться Машеньке. (дети подходят экрану)

м) Развитие звукопроизношения. Образование приставочных глаголов. (Слайд 19 - Машенька идет по дорожке)

«Рассказ для Машеньки»

- Залог хорошего здоровья - хорошее настроение!

- Подарим Машеньке хорошее настроение и придумаем для нее рассказ.

- Я буду начинать предложения, а вы заканчивать.

«Маша шла, шла, шла и пенек (...нашла).
Села, посидела и дальше (...пошла).
Из леса (...вышла) и домик (...нашла).
В домик (...вошла) ничего не (...нашла).
Из дома (...вышла), вокруг дома (...обошла)
И снова в лес (...ушла)

4. Итог занятия

(Слайд 20 - Машенька с пирожками)

- Молодцы, ребята! Наше путешествие закончено. Вам понравилось наше занятие? (ответы). А для чего мы с вами совершили такое путешествие? (чтобы рассказать Машеньке, как сохранить здоровье). Давайте ещё раз вспомним правила сохранения здоровья (дети перечисляют правила). Я тоже желаю вам крепкого здоровья! А Машенька вам дарит корзинку с пирожками с полезным вареньем.