В условиях доступной миграции населения как внутри одного города, так и страны в целом, неизбежно появляются дети, которые вынужденно меняют школу. И далеко не всегда ребёнок приходит в другую образовательную организацию с большим внутренним желанием. Иногда он испытывает обиду и сожаление, что пришлось оставить своих друзей. А часто и большое напряжение, тревогу и страх перед неизвестностью.
Работая в школе много лет, я поняла, что адаптации детей на переходных этапах развития в 1, 5, 10 классах уделяется особое внимание. А вот специальной работы по адаптации «новичков» в других классах, почти нет. В лучшем случае, классный руководитель представит «новичка» и немного расскажет о его интересах. И тогда ребенок вынужден пройти этот не лёгкий путь в одиночку, тратя много энергии и сил на подстройку, освоение новых правил, завоевание своего авторитета в новом коллективе. Конечно, значимость учебной успеваемости в этот период для него, отходит на второй план, а учителя и родители ждут высоких результатов…
Исходя из личного опыта работы психологом и полного цикла классного руководства, бесед с учителями, разговоров с многими детьми разного возраста я поняла, что этой теме нужно уделять больше внимания. Причем, начинать эту работу важно сразу с первого классного часа 1 сентября. И с приходом каждого нового члена коллектива, эту работу повторять, естественно немного видоизменяя сценарии.
Данная методическая разработка подходит и для классов, где произошла смена классного руководителя. Т.е. если классный руководитель находится в роли «новичка» и ему необходимо познакомиться с классом. Главная рекомендация по проведению этого классного часа: не допускать никаких оценочных реплик и сохранить максимально доброжелательную атмосферу.
Примерный конспект классного часа 1 сентября
Цели и задачи: профилактика буллинга, знакомство с группой и включение «новичков», сплочение коллектива.
Сценарий занятия
Разминка 2-3 мин. Игра «Встаньте те, кто…»
Цель: настроиться на взаимодействие после праздничной линейки, получить положительные эмоции от летних воспоминаний, почувствовать себя частью группы.
Ход игры: Каждое действие начинать с фразы «встаньте те, кто …» или «хлопните те, кто….» (встали, посмотрели на других и снова сели, быстро, без обсуждения и комментариев).
Ведущий: «Встаньте те, кто….»:
- сегодня выспался;
- только вчера вернулся с отдыха;
- рад сегодня нашей встрече;
- ездил этим летом на море;
- был этим летом в лагере;
- прочитал этим летом более 5 книг;
- научился летом кататься на чём-нибудь (велосипеде, скейте, роликах и т.д.);
- летал этим летом на самолёте;
- ездил этим летом на поезде;
- путешествовал летом на автомобиле;
- побывал летом на крупных мероприятиях (концертах, выставках, спорт. соревн. т.д.);
- у кого за лето появилось домашнее животное;
- кто нашёл летом новых друзей;
- кто навестил любимую бабушку/дедушку;
- у кого появилось пополнение в семье (рождение брата/сестры);
- у кого летом сбылась мечта или исполнилось давнее желание? и т.д.
Ваш вывод: посмотрите, в разные моменты времени и ситуациях всегда есть что-то, что нас объединяет с другими людьми…
ВАЖНО! (Если классный руководитель только взял новый класс или есть «новички») Представиться и рассказать немного о себе (1-2 мин): что преподаёте, сколько вам лет, сколько лет работаете в школе, были ли раньше классным руководителем и сколько выпусков сделали, в каком районе города живёте, что любите - ваши хобби, какие социальные сети ведёте и если нет, то почему? (н-р: это принципиальная позиция, чтобы не тратить время…), замужем или нет (для старшеклассников), дети - какого возраста и др. (по желанию). Эта инфо располагает к доверительным отношениям… (потом на 1 родительском собрании тоже с этого начинать).
Ведущий: теперь можно я узнаю немного про вас? И я предлагаю сделать это вот так…Возьмите любой предмет со стола (маркер, ручку и др.) Попросите детей передавать предмет и называть своё имя и одно приятное событие с прошедшего лета, которое запомнилось больше всего. Начните с себя, н-р: я - имя + побывала на выставке цветов на ВДНХ, прочитала очень интересную книгу или др.
Ваш вывод: Вот мы и познакомились, а вы ещё раз испытали приятные чувства от летних воспоминаний и, я надеюсь, зарядились этой энергией на весь учебный год! (Педагогу ещё и диагностика: фиксация настроения детей, степени открытости и их интересов).
Ведущий: «Ребята, большинство из вас уже не первый год учатся вместе. И вы точно знаете, что школа это не только учёба, но и внеурочное общение. В любом коллективе есть свои правила, традиции…. Мне хотелось бы узнать о ваших?» Ребята, вспоминают и озвучивают по - очереди традиции (2 - 3 мин., не давайте перебивать, напоминайте, что важно уметь слушать друг друга). Н-р, традиции - поздравлять в общем чате с днем рождения, участвовать всем в поездках и т.д.
Ведущий: «Ребята, вы наверняка уже обратили внимание, что у нас появились «новички» и я сейчас их представлю (называет их имена, а ребята встают на своих местах). Они конечно немного волнуются и чтобы лучше понять их чувства, давайте проведём эксперимент (1-2 мин), обратитесь ко всем детям с просьбой закрыть глаза и серьезно представить, что они сейчас не в своём привычном классе, а совсем в другом (говорите спокойно и размеренно), они никого не знают, всё новое и незнакомое - чужие ребята, помещение, учителя, правила и требования. Сконцентрируйтесь на своих чувствах! Сделайте паузу…..Попросите ребят открыть глаза и поделиться ощущениями (2-3 человека достаточно). Вы подводите их к мысли или ребята сами говорят, что некоторым это трудно себе даже представить и они испытывали неприятные ощущения - напряжение и даже тревогу… Да, это совсем не просто быть «новичком», давайте им поможем стать частью нашей команды…. А как мы можем им помочь? Ребята отвечают: подсказывать где и что находиться (н-р: спортзал и актовый зал - это одно и то же место), напоминать о режиме посещения столовой, как зовут одноклассников и учителей, где библиотека, расписание и т.д. Задайте вопрос в класс или заранее подберите кандидатуру (на своё усмотрение): кто готов взять временное (на 2-4 недели) шефство над Ф.И. «новичка» (выбирайте близкого по интересам, более терпимого, добродушного и ответственного). Попросите ребят обменяться телефонами и без стеснения задавать интересующие вопросы. Давайте сделаем ещё одной нашей доброй традицией - сопровождение «новичков» (нынешних и всех будущих), будем терпимы и внимательны к ним и не исключено, что кто-то из них станет вашим лучшим другом!»
Ведущий: теперь, я предлагаю всем вспомнить и наглядно показать нашим «новичкам», как интересно и весело мы живём весь учебный год. Показ слайд-шоу на 10 мин. (обязательно делает классный руководитель, с выбором из фотоархива по 2-5 групповых фотографии с каждого мероприятия и обязательно, чтобы все учащиеся на них были) под весёлую музыку (могут выбрать дети).
Ваш вывод: я надеюсь, что вам было приятно вспомнить события прошлого учебного года. Все увидели какая интересная, насыщенная и весёлая жизнь в нашем классе и в школе! Поднимите руку те, кого на этом слайд-шоу нет (кроме «новичков» естественно), кто ни разу себя не увидел? Такие нет!!! Вот давайте и дальше продолжим активно участвовать во всех мероприятиях и тогда нам будет интересно и весело жить и учиться. Ну а просмотр таких весёлых слайд-шоу, я предлагаю сделать ещё одной нашей традицией (на 1 сентября или на новогоднем огоньке).
Ведущий: а вот и ваше первое домашнее задание! Подумайте, какие ещё новые традиции или правила/законы могут появиться в нашем коллективе для того, чтобы всем было комфортно, интересно, весело жить и общаться….
PS: тема следующего классного часа: «Правила нашего класса, чтобы всем было хорошо!»