Обучение иностранному языку в больших группах

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Современные реалии таковы, что учителю иностранного языка приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда на своем уроке он видит группу не 10-12 человек, а гораздо больше. Отсюда возникает проблема обучения в большой группе. Все методики обучения иностранному языку ориентированы на обучение в небольших группах. Учитель-практик, ориентированный на работу в небольшой группе, таким образом сталкивается при организации работы в подобной группе с множеством проблем: отсутствие возможности со стороны учителя уделить каждому ученику время на уроке, разноуровневая языковая подготовка учеников, разная включенность учащихся в учебный процесс, индивидуально-психологические особенности учащихся (различная степень утомляемости учащихся во время урока, разный темп умственной работоспособности учащихся, отсутствие мотивации к изучению иностранного языка и др.), отсутствие дисциплины на уроке, пассивная роль учащихся на уроке и т.д. Поэтому решение этого вопроса является поиском новых форм и методов работы для неравнодушного и творчески мыслящего учителя.

ФГОС ориентированы на переход к учебной деятельности, субъектом которой являeтся обучающийся, а учитель выступаeт в роли организатора, сотрудника и помощника. Современный учитель планирует процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, оказывает поддержку в усвоении учебного материала, применении полученных знаний в практической деятельности, осуществляет контроль за ходом выполнения тренировочных, диагностических и итоговых работ, проводит рефлексию учебного процесса.

Успешным в больших группах будет работа в парах, тройках и командах (их может быть три или четыре). Деление на подгруппы может проводиться по разным критериям: по готовности к уроку (выполнение домашнего задания (провести мини-опрос), по уровню подготовки учащихся (насколько успешно усвоен новый материал (по итогам контрольной работы), по наличию пробелов в усвоении предыдущих тем, по заинтересованности в теме урока и т.д. Учителю необходимо постоянно удерживать внимание учащихся на уроке, поддерживать дисциплину в классе. Здесь есть несколько приемов. Урок должен быть динамичным, чтобы у учащихся не было времени на занятия посторонними делами. Для этого можно предлагать быструю смену видов заданий и форм деятельности, выбирать интересные задания. Кроме того, возможно менять виды деятельности, чередуя чтение и письмо, говорение и аудирование. Такое чередование препятствует быстрому утомлению. В больших группах эффективно повторение хором для отработки произношения слов, рекомендуется чтение диалогов по ролям (половина группы читают одну роль, а другая половина - вторую). Это особенно полезно, если у учащихся низкий уровень языка.

Динамика и темп урока должны соответствовать потребностями и возможностям детей, чтобы группа успевала понять и сделать задание, но не имела времени на то, чтобы отвлекаться. Внимание учащихся ослабевает, если учитель проявляет неорганизованность, его речь монотонна, переход от одного этапа занятия к другому нелогичен. Кроме того, в больших группах необходимо вести урок стоя. Это помогает выполнять ряд важных организационных задач: сохранять зрительный контакт с аудиторией, быстро изменять свое положение в аудитории. Так, появляется возможность быстро подойти к доске, что-то записать или объяснить, подойти к учащемуся при возникновении такой необходимости, проконтролировать деятельность каждого ребенка, помочь с решением каких-то проблем. Также, подсознательно, внимание легче концентрируется на движущемся объекте. Изложение должно быть интересным и доступным. Замечательно, если учитель владеет приемами сторителлинга, умело может использовать юмор, риторические вопросы. Все это увеличивает его шансы на поддержание интереса детей.

Учителю необходимо создавать мотивацию на своих уроках постоянно, превращая язык не в цель, а в средство для достижения каких-либо коммуникативных и практических целей.

Один из способов превратить иностранный язык в средство для достижения коммуникативных целей - игровое моделирование практических ситуаций из жизни. Ролевые игры, а также методика кейс-стади (в основе лежит групповой анализ ситуации (кейса), в ходе которого предлагаются пути для её решения) снимают рутинность занятия, дольше запоминаются за счет своей эмоциональности, дают возможность высказаться каждому учащемуся.

С помощью игрового метода эффективно тренировать лексику и грамматику. Получая игровое оформление, такая деятельность заряжается эмоционально, легче запоминается и дольше сохраняется в памяти. Игра повышает интерес, работает на сплочение группы, вызывает бурю эмоций.

Хочется еще раз подчеркнуть, что основные условия эффективной работы - логичная организация хода занятия, учет интересов учеников, создание у них мотивации, и обязательно - творчество учителя.