Антиобщественное поведение и его опасность

Разделы: ОБЖ, Мастер-класс

Класс: 5


Класс: 5.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятиями: антиобщественное поведение, криминогенная ситуация.
  • сформировать убеждение в необходимости соблюдать правила личной безопасности при встрече с незнакомыми людьми.
  • выработать умение безопасного поведения в характерных криминогенных ситуациях.

Задачи:

  • обучающая: обеспечить усвоение основных определений и понятий, относящихся к ситуациям антиобщественного криминогенного характера
  • развивающая:
    • развитие внимания, активности, логического мышления;
    • формирование умения обобщать и применять полученные знания, делать выводы;
    • формирование у учащихся оценочных суждений в различных ситуациях, способности адекватно реагировать в опасной ситуации
  • воспитательная: формирование у учащихся ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей; воспитание культуры поведения и общения при работе в группах.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: умение предвидеть возникновение опасных криминогенных ситуаций; знание правил безопасного поведения в криминогенных условиях; умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные:
    • принятие цели, планирование действий, контроль, саморегуляция;
    • коррекция ошибок, самооценка
  • Коммуникативные:
    • развивать умение слушать и понимать других;
    • строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
    • умение согласовывать позиции и находить общие решения, работать в группе
  • Познавательные:
    • извлекать информацию из иллюстраций, текста;
    • представлять информацию в виде схем;
    • делать выводы на основе анализа объектов;
    • обобщать и классифицировать по признакам;
    • ориентироваться в материале учебника
  • Личностные:
    • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
    • формировать потребность к достижению согласия и сотрудничества при работе в группе;
    • формировать понимание значимости решения учебных задач.

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Средства обучения: УМК А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, иллюстрации, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный

Приветствует учащихся.
Здравствуйте. Я говорю вам "Здравствуйте", потому что желаю здоровья. А чтобы быть здоровыми надо знать и выполнять правила безопасного поведения в любых ситуациях.
Давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Ведь от улыбки станет всем светлей. Теперь мы единое целое - улыбающийся коллектив.

Приветствуют друг друга.
Настраиваются на учебную деятельность.

Коммуникативные: формирование навыков общения и сотрудничества

2.Мотивация. Определение темы урока

Издавна Русь славилась множеством пословиц и поговорок. В них - мудрость народа, которая накоплена веками.
Послушайте:
Не там вор ворует, где много, а там, где оплошно
Он и соврет - не дорого возьмёт
Берут завидки на чужие пожитки
Речист, но на руку не чист
В толпе одному вору просторно
Чужого не бери и своего не отдавай
В этих пословицах - тема нашего урока.
Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Формулируют тему урока.

Записывают тему в тетради.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности

3.Актуализация

Молодцы! А теперь посмотрите на картинки в пакете №1 и определите, какие ситуации на них изображены?
(картинки с изображением криминальных ситуаций - хулиганство, воровство, вандализм, бандитизм и др., а также не криминальных сюжетов)
Какие из них можно отнести к ситуациям антиобщественного характера?

Учащиеся рассматривают картинки.
Обсуждают ситуации изображенные на них.

Регулятивные: умение осуществлять самоконтроль и взаимопомощь; участие в коллективном обсуждения проблемы.
Коммуникативные: организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Посмотрите на доску и на основе сюжетов, изображенных на картинках, попытайтесь вывести определение понятий - антиобщественное поведение, криминогенная ситуация.
Сравните с определениями в учебнике (стр. 90-91)

Учащиеся обсуждают, выбирают нужные, размещают их на доске; объясняют, почему выбрали.

Учащиеся выводят определения понятий;
Сравнивают с понятиями в учебнике;
Записывают в тетради.

4. Целеполагание Какие цели и задачи стоят перед нами на уроке?
сформулировать правила личной безопасности;
научиться правильным действиям в опасных ситуациях.
Учащиеся формулируют цели и задачи;
Предлагают свои варианты выполнения заданий.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование и регуляция своей деятельности

5. Открытие новых знаний. Первичная проверка понимания

Возьмите пакеты под №2.
Рассмотрите изображенные на них иллюстрации. Какие из них можно отнести к опасным зонам, а какие к безопасным? Почему?
Чем они опасны?

Мы уже говорили о том, что люди бывают разные. Есть люди с добрыми намерениями, а есть и те, которые стремятся добиться своих целей преступным путем.
Возьмите пакеты №3.
Ваша задача: определить, что это за преступник;
какая опасность существует от этого человека;
Физкультминутка
Встреча с такими людьми может нести для вас две опасности:
Стать пособником преступника;
Стать жертвой преступника.
Что нужно сделать, чтобы обеспечить личную безопасность от негативного влияния действий преступника?
(Работа с карточками, на которых предложены разные варианты ответов: верные и неверные)

Учащиеся рассматривают иллюстрации;
Определяют опасные и безопасные зоны;
Вывешивают на доску;
Объясняют, почему выбрали и чем они опасны.

Учащиеся по карточкам и учебнику (стр. 91-92) определяют:
тип преступника (1 гр. - вор. хулиган; 2 гр. - грабитель, насильник; 3 гр. - мошенник, пьяный человек)
определяют вид опасности
оформляют на листе бумаги
вывешивают на доску, объясняют.
Учащиеся формулируют из предложенных вариантов общие правила личной безопасности;
Сверяют с предложенным образцом правил, расположенным на доске;
Исправляют в устной речи неверные суждения.

Познавательные: работа с иллюстрациями; формулирование и аргументирование результатов; структурирование информации.
Коммуникативные: умение работать индивидуально, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, находить общие решения.

6. Первичное закрепление новых знаний

Чтобы закрепить полученные знания - решите ситуационные задачи - пакет №4.
1 гр. - На улице к вам обращается незнакомый человек с просьбой помочь найти нужный ему дом.
2 гр. - Идёте к подъезду своего дома и видите, что за вами наблюдает незнакомец.
3 гр. - По телефону позвонил мужчина, представился другом вашего отца, стал задавать вопросы.

Учащиеся решают ситуационные задачи, используя приобретенные на уроке знания;
Представляют свои решения классу.

Познавательные: умение применять полученную информацию на практике

7.Поведение итогов урока. Рефлексия

Организует действия по систематизации полученной на уроке информации (синквейн);
Просит учащихся высказать своё мнение по результатам работы на уроке (приём незаконченного предложения).

Формулируют конечный результат своей работы на уроке;
Называют, как усвоили основные позиции нового материала на уроке;
Заканчивают предложение.

Познавательные:
рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные:
соотношение своих действий с планируемыми результатами.
Личностные:
- самооценка
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные:
умение полно и четко выражать свои мысли

8. Информация о домашнем задании

Сообщает домашнее задание: параграф - 5.1;
Разноуровневые задания:
1-й уровень: стр. 95 ответить на вопрос 2.
2-й уровень: найти сказки, в которых герои попадают в криминогенные ситуации;
3-й уровень: составить памятку по какой - либо криминогенной ситуации.
Мотивирует учащихся на творческий подход к выполнению задания.

Осознание принципа выполнения домашнего задания. Запись в дневниках

Личностные: создание ситуации успеха