Классный час на тему "Что значит быть патриотом сегодня?"

Разделы: Классное руководство, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: патриотическое воспитание, специальная военная операция


Пояснительная записка

Гражданско-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач, стоящих перед современной образовательной организацией, так как именно детство и юность являются самой благодатной порой для привития священного чувства любви к Родине, формирования духовно-нравственных качеств личности, воспитания чувства достоинства, ответственности, совести и чести. Экономическая реформа, переход к рыночным отношениям, широкая наступательная пропаганда в средствах массовой информации «западного» образца жизни и культуры в значительной мере обострили социальные и национальные проблемы, заметно ослабили позиции российского патриотизма. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы.

Основным направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооружённых сил. Поэтому воспитанникам необходимо рассказывать, во имя чего совершались подвиги и почему жертвовали и сегодня жертвуют самой жизнью во имя интересов Отечества. И тогда воспитанники смогут почувствовать гордость за свою Родину.

Цель классного часа: Воспитание у воспитанников чувства патриотизма, осознание роли патриотизма в современном обществе.

Задачи классного часа:

  • Образовательные: Углубить знания воспитанников о понятии «патриотизм», работать над определением основных черт патриота и его личности, осознать роль патриотизма в будущем страны. Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
  • Развивающие: Формировать у воспитанников понятия и представления, связанные с патриотизмом. Развивать волевые качества воспитанников, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.
  • Воспитательные: Воспитывать уважение к историческому прошлому своей родине, культуру общения.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, видео.

Форма проведения: Классный час.

На доске:

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом»
В.Г.Белинский

Ход классного часа

I. Мотивация

1. Основное содержание

II. Информационный блок

1. Уважение к прошлому своей страны

«История русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.

Уважение к прошлому - это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являются для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжёлой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны.

- Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? (ответы детей).

- Ребята, во имя чего совершались подвиги, почему наши далёкие предки и недавние предшественники жертвовали своей жизнью? (во имя интересов Отечества).

- А для начала давайте, подробно разберём, что означает понятие патриотизм и кто такой патриот?

«Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» словарь С.И. Ожегова. (ответы детей).

Ученик - Считаю, что поддерживать свою Родину в сложные, трудные времена - это проявление патриотизма. Например, есть такие люди у нас в стране, кто осуждает проведение спецоперации на Украине. Проводить акции в поддержку наших солдат - это патриотизм.

Учитель: Вокруг России базы с оружием массового поражения, направленными на нас. Они построены и множатся для уничтожения нашего государства и наших народов, наших семей! Время подлёта ракет из Польши, Венгрии и других стран НАТО - минуты! Украину хотят принять в НАТО! Накачали оружием и 30 лет воспитывают в ненависти к нам.

Появилась опасность появления там ядерного оружия, которое при нацистах и неадекватном правительстве, управляемом из-за границы, может быть применено против нас.

Наш президент обещал, что не даст повторить ситуацию перед началом Великой Отечественной войны - когда фашисты напали внезапно, вопреки соглашениям и сразу получили стратегическое преимущество.

Добрыми отношениями и законами, даже официально прописанными на бумаге врага не остановить.

Конечно, спецоперация - это крайний случай, но другого выхода нет!

Надо понимать, что сегодня именно Россия взяла на себя ответственность и малым сражением предотвратила большую войну в мире.

Сегодня нам ввели самые убийственные санкции и нам надо быть сильными и сплочёнными. Тогда выживем.

Так было в России с далёких времён,
чем выше давление - тем крепче бетон!

Российская армия с 24 февраля 2022 года проводит на Украине специальную военную операцию. Её главной целью является помощь Донецкой и Луганской народным республикам, на территории которых последние восемь лет не прекращались обстрелы. Перед нашими военными поставлена задача минимизировать потери личного состава и мирного населения при выполнении боевых заданий.

Кадры с полей сражений похожи на картинки из фильмов. А ведь за каждой уничтоженной боевой машиной противника, за сбитым самолётом или вертолётом - конкретный человек с фамилией, именем и судьбой. За каждым уничтоженным танком - героический поступок, а то и подвиг.

Россия должна знать своих героев!

Кто же они - настоящие герои нашего времени?

Вот лишь несколько примеров.

Звание Героя России присвоено командиру танковой роты 126-й отдельной бригады старшему лейтенанту Антону Старостину. В ходе захвата переправы через Днепр его экипаж в числе первых ворвался на мост, обеспечил прорыв основных сил захвата и удержания района дамбы. В бою с превосходящими силами экипаж Старостина уничтожил восемь БТР и до 30 солдат противника.

Арслан Мункуев

Командир взвода Арслан Мункуев, награждённый медалью «За отвагу», совершил марш-бросок для эвакуации подбитых танков на ремонт. Получил ранение, но машину не бросил и задачу выполнил.

Штурман истребительного авиационного полка Виктор Дудин с первого захода в дуэльном бою уничтожил вражеский истребитель Су-27, предотвратив нанесение удара по нашим войскам. Спустя 2 дня на предельно малой высоте 400метров он мгновенно поразил ЗРК «Бук-М» ВС Украины ракетой. Указом президента присвоено звание Героя России.

Командир зенитного ракетного дивизиона, капитан. В результате грамотных действий метким огнём сбил один Су-25 и три ударных беспилотника «Байрактар» украинских ВС. На следующий день под его руководством было уничтожено ещё два вражеских «Байрактара». Указом президента присвоено звание Героя России.

Старший лейтенант во время боя находился на самом опасном участке. Попал в окружение, но при этом проявил мужество и подорвал себя и окруживших его врагов, последней гранатой. Указом президента присвоено звание Героя России (посмертно).

Младший сержант действовал в составе группы российских десантников, перед которой стояла задача взять под контроль мост через водоём для последующей переброски войск вглубь обороны противника. На подступах к переправе он обнаружил вражеский грузовик с двумя установленными комплексами ПЗРК «Игла» в кузове. Скрытно подобравшись к автомобиля, точным огнём из подствольного гранатомёта Чингиз уничтожил вражескую единицу и организовал засаду на группу приближающихся националистов и огнём из своего штатного оружия уничтожил боевиков. Благодаря смелости и решительности младшего сержанта задача группы была выполнена. При этом противник, потеряв в бою два танка и более 10 человек живой силы, отступили.

В составе боевых порядков наших войск самоотверженно действуют не только мужчины. Медалью «За отвагу» удостоены и девушки.

Например, военнослужащие медицинской службы - прапорщик Екатерина Иванова и лейтенант Мария Мирошниченко.

Екатерина Иванова проявила отвагу и не щадя своей жизни накрыла собой тяжелораненого солдата, который не смог самостоятельно укрыться от открытого по санитарному транспорту огня украинских националистов. Сама получила осколочное ранение. За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, прапорщик Екатерина Иванова награждена медалью «За отвагу».

Мария Мирошниченко, рискуя собственной жизнью, под ураганным перекрестным огнем, сохраняя верность клятве Гиппократа, оказывала помощь раненным солдатам и офицерам. Лично вынесла из-под обстрела и спасла жизнь четырем военнослужащим. При оказании медицинской помощи очередному бойцу сама получила осколочное ранение, но раненого не оставила, продолжила оказывать помощь. За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, лейтенант медицинской службы Мирошниченко Мария Николаевна награждена медалью «За отвагу».

Откуда берётся патриотизм? Опасность не делит военных по чинам и званиям. К сожалению, погибают и генералы. Причём один уже находился в запасе, но вернулся в строй и теперь останется в памяти навечно.

Канамат Боташев в марте подал рапорт и в апреле уже летел над Донбассом. Опыт и талант генерала принёс ощутимую пользу. За месяц Баташев сделал 35 боевых вылетов, уничтожив два десятка единиц техники и ликвидировав сотни нацистов. 22 мая, находясь в воздухе, лётчик получил задание: рядом с Попасной наши попали в засаду, надо выручать. Боевики обложили со всех сторон, парни оказались в «котле». «Сушка» Боташева, вихрем налетевшая из ниоткуда, привела в ужас нацистов. Ракеты и бомбы каждый раз ложились точно в цель. Кольцо было разорвано, наши продвинулись дальше. Но улетать на базу генерал не стал, решил сопроводить группу до конца. У противника была выстроена усиленная база группы ПВО. Генерала поразил очередной расчёт нацистов, но «подставил бок» противовоздушной ракете. В этот раз катапультироваться из падающего самолёта лётчик не успел. И погиб. А спасённая им пехота выбралась из «котла» без потерь. Президент присвоил звание Героя России Канамату Боташеву посмертно. В одном из последних интервью его спросили: что для него значит малая Родина? «Это место, куда надо вернуться», - ответил Боташев.

Это говорит о том, что в боевых действиях никто не отсиживается - ни генералы, ни рядовые. Вот какие они - настоящие герои нашего времени, достойные сыны и дочери Отчизны.

Уже по фамилиям можно заметить, что сражаются за Родину воины самых разных национальностей. Помогают друг другу в бою, делятся в бою последним.

А ведь сражается с украинскими националистами далеко не вся армия РФ. Украинские националисты взрывают и расстреливают из танков и пушек мирные дома и мосты, убивают мирное население, пытают раненых. Много есть стихотворений и произведений, посвящённых любви к Родине, патриотизму, верности и преданности. Я предлагаю Вам послушать одно из стихотворений.

Подготовленный ученик читает стихотворение Павла Рыкова.

«Только так»

Нет, это не забава и не прихоть!
Нет, не игра в войну - сама война.
И снова в сводках Сумы, Харьков, Припять,
И снова кровью сводок речь полна,
Как в те года, когда с сибирской силой
По Украине гнали вражью рать
Фашистскую, что с Запада катила
И норовила Русь в полон забрать,-
Так и сейчас! Лишь так и не иначе
Поганое нацистское кубло
Бить надо, ясно обозначив,
Что по-иному не избудем зло.
Пусть верещат артисточки - кокетки,
И заметалось в ужасе ворьё…
На нас с небес глядят с надеждой предки
И шлют благословление своё.

Посмотрите клип и послушайте песню, (Юта написала композицию «Струна» об отважном командире российских морпехов, который сражается на передовой. В клипе использованы кадры RT и Telegram-канала «Военная хроника»).

И вновь натянута струна,
Идём без передышки,
Одна любовь, одна страна
У нас, братишка.
Горит земля, и едкий дым
Повсюду, бога ради,
Своей земли не отдадим ни пяди.

Припев:

И вновь ударная волна,
Кромешный ад в эфире,
И позывной «Струна»
Летит над миром.
Под ритм стали и свинца
Гудит струна, как ветер,
За шагом шаг, за шагом шаг,
За шагом шаг к победе.

Распаханная «градом» твердь,
И звон в ушах, как вата,
И неизбежен час расплаты.
За тех, кто не вернётся в дом
К своим родным в объятья,
Работайте во славу, братья.

Припев:

И вновь ударная волна,
Кромешный ад в эфире,
И позывной «Струна»
Работает над миром.
Под ритм стали и свинца
Гудит струна, как ветер.
За шагом шаг до самого конца.

И вновь ударная волна,
Кромешный ад в эфире,
И позывной «Струна»
Летит над миром.
Под ритм стали и свинца
Гудит струна, как ветер,
За шагом шаг, за шагом шаг,
За шагом шаг к победе.

- Да. Настоящий патриот не выпячивает себя, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого не видит.

Вот мы с вами, попробовали ответить на вопрос: «Что значит быть патриотом сегодня?» А сейчас подумайте, что каждый из вас может сделать для России, чтобы наша страна стала ещё лучше, а вы проявили себя как настоящие патриоты. (ответы детей)

III. Рефлексия

Составление портрета «Патриот России сегодня».

Патриот России сегодня - это человек, который любит свою Родину, уважает её историю, знает её традиции, гордится своим Отечеством, охраняет природу планеты Земля, помогает ближнему, готов отдать жизнь за Отечество.

Потому что только активные действия гражданина сделают Родину процветающей.

IV. Подведение итогов классного часа

- Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что сегодня среди вас не было равнодушных, что мне удалось вдохнуть в вас искорку того тёплого чувства, которое называется патриотизмом - любовью к своей Родине? Мне бы хотелось, чтобы вы, мальчишки и девчонки, были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и отцы, защищавшие Родину от фашизма, как сегодняшние воины освобождающие Украину от нацизма. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Чтобы с гордостью сказать: «Я - гражданин своей страны! Я патриот своей Родины!»