Урок по геометрии "Построение биссектрисы, медианы и высоты треугольника". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7

Ключевые слова: медиана, высота треугольника, биссектрисса


Класс разбивается на несколько групп.

Этап 1. Актуализация знаний. Создание «ситуации успеха» (5 мин)

Состоит из 3-х заданий.

Задание 1.

Учитель просит выполнить задание, вписав слова-помощники так, чтобы определения стали верными. Командам предлагается открыть конверт №1, в котором находятся лист с тремя определениями и тремя словами-помощниками.

Биссектриса - это….

Медиана - это.….

Высота - это…..

  • отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны
  • луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла
  • перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону

На выполнение задания отводится 1 минута

Верный ответ: - бисс-са - это луч … , медиана- это отрезок,… высота - перпендикуляр …

По истечению 1 минуты результаты фиксируются на доске представителем от каждой команды.

Дается 10 сек. на обсуждение.

Учитель задает вопрос о том, есть ли похожие ответы и у каких команд.

- 1 команда объясните.

Учителем выслушивается доказательство выбранных ответов.

Голосуем-кто согласен за данный ответ.

Оценки (1 балл) заносятся в таблицу результатов

С доски снимаются варианты ответов. Одна из верных предложенных версий прикрепляется на боковую доску.

Задание 2

Далее учителем предлагается командам на готовых чертежах схематически провести медиану, биссектрису и высоту в треугольниках. Достаются из конвертов под №2 листы с чертежами.

По истечению времени (2 мин) работы вывешиваются на доску

Верный ответ:

Провести медиану

Провести биссектрису

Провести высоту

Далее дается10 секунд на обсуждение. Какая команда не справилась с заданием?

Показ учителем верного ответа

Результаты в таблицу (каждый верный рисунок 1 балл)

Задание 3. 3 мин

Конверт №3

Учитель предлагает, используя определения на доске, построить биссектрису угла при помощи циркуля и линейки.

По команде учителя представители групп вывешивают на доску выполненное задание.

Учитель просит представителя группы №2 проговорить свое решение.

Далее дается 10 секунд на обсуждение. Какая команда не справилась с заданием?

Голосование

Показ учителем верного ответа

Результаты в таблицу

Представители от групп снимают свои решения и садятся на место.

Этап 2. Интеллектуальное затруднение - 15 мин

Задание состоит из 2-х заданий

Задание № 4. Задание-ловушка (5 мин)

Постройте биссектрису угла А треугольника АВС (на овладение для учащихся способом построения биссектрисы угла треугольника)

(учащиеся могут допустить ошибку в том, что изобразят луч, а не отрезок)

По команде учителя представители групп вывешивают свое решение на доске. Учитель просит сравнить результаты.

Учитель задает вопрос той группе(группам), которая не смогла выполнить задание.

Далее свои варианты решения предлагает группа, которая смогла выполнить задание. Главное отличие - бисс-са тр-ка - это отрезок!

Проходит оценка групп за правильно выполненное задание в таблицу «Результаты».

После разбора задания, учитель задает вопрос группам:

- Каким способом построения мы должны овладеть на уроке и что мы будем строить? Сформулируйте ответ в виде одного предложения в течении 30 секунд.

(способом построения медианы и высоты при помощи циркуля и линейки). Тема нашего урока такая же «Построение биссектрисы, медианы и высоты треугольника»

Учитель задает вопросы группам:

- Что делает медиана? (10 секунд на обсуждение)

Отвечает группа №3:

- Медиана делит противоположную сторону пополам.

- Каким способом можно поделить отрезок пополам? (15 секунд на обсуждение)

Отвечает группа №4:

- При помощи циркуля и линейки

Задание №5. Задание интеллектуального затруднения (5 мин)

Постройте медиану ВМ в треугольнике АВС.

По команде учителя представители групп вывешивают свое решение на доске. Учитель просит сравнить результаты.

Учитель задает вопрос той группе(группам), которая не смогла выполнить задание.

Далее свои варианты решения предлагает группа, которая смогла выполнить задание

Проходит оценка групп за правильно выполненное задание в таблицу «Результаты»

Задание №6 (1 мин)

Возьмите конверт №4 и при помощи клея-карандаша и четырех предложенных фраз составьте схему решения задачи на построение

  • вспомнить определение того отрезка, который вы хотите построить
  • выбрать из четырех элементарных задач на построение нужную
  • вспомнить решение элементарной задачи на построение
  • применить построение к данной задаче

Этап 3 Точка рефлексии (7 мин)

Направлена на освоение способа построения высоты в треугольнике

Задание №7

В треугольнике АВС постройте высоту ВК.

По команде учителя листы вывешиваются на доску и сравниваются результаты. Группы оценивают свою работу, получая за полный и правильный ответ 2 балла

Какой вывод можно сделать из решения всех этих задач? (Мы овладели способом построения медианы, биссектрисы и высоты треугольника при помощи циркуля и линейки)

Подведение итогов (в таблице результатов подсчитываются баллы)

Этап 4. Итоговая рефлексия (13 мин)

Самостоятельная работа по карточкам (на 2 варианта)

  1. постройте бисс-су СК (ВК) треугольника АВС
  2. постройте медиану АМ (СМ) треугольника АВС
  3. разделите угол АВС (отрезок АВ) на 4 равных угла (части)

Домашнее задание: п.23 № 148,154 (учебник по геометрии 7-9 классы, Атанасян Л.С. и др.)