С 1 сентября 2022 года начнется прием учащихся в первый и пятый классы по Стандарту третьего поколения. Школам предстоит серьезная работа по разработке новых образовательных программ для начального и основного общего образования. Существенные изменения коснулись и программы воспитания.
В соответствии с государственным заданием Минпросвета Российской Федерации на 2021-2022 гг. в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования проведено обновление примерной рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций, подготовленной в 2020 г.
Значительные изменения внесены в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей в ОО с учётом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное, а также в связи с существенным обновлением нормативно-правовой базы воспитания в Российской Федерации:
- принятие значимых для воспитания изменений в Конституцию Российской Федерации в 2020 г.;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020-2021 гг.;
- Новые ФГОС начального общего и основного общего образования в 2021 г.
В 2021 году завершится переход на новейшие стандарты третьего поколения. Разработка и совершенствование ФГОС третьего поколения продолжается, результатом и главным отличием от ФГОС второго поколения станет конкретизация и четкость требований.
Как изменилась структура программы
ФГОС третьего поколения содержит новые требования как к структуре программы воспитания, так и к ее содержанию. Изменения коснулись непосредственно самой структуры программы, поэтому просто поправить названия разделов не получится.
Сравнениеразделов рабочей программы воспитания по старому и новому ФГОС
Изначальный вариант
|
Изменения |
Раздел 1: «Описание особенностей воспитательного процесса» |
Раздел 1: «Анализ воспитательного процесса в организации» |
Раздел 2: «Цели и задачи воспитания обучающихся» |
Раздел 2: «Цели и задачи воспитания обучающихся» |
Раздел 3: «Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность» |
Раздел 3: «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей» |
Раздел 4: «Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность» |
Раздел 4: «Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учащихся» |
Как изменилось содержание программы
В ФГОС третьего поколения произошли изменения в требованиях к содержанию рабочей программы воспитания. Так, новый стандарт определяет рабочую программу воспитания как методический документ, который содержит комплекс основных характеристик воспитательной работы в школе.
Согласно изменениям программа воспитания должна создать целостную образовательную среду, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность. Таким образом, в программе остается актуальным реализация личностно развивающего потенциала школьных уроков.
Изменения
1. «Личностные результаты».
По ФГОС третьего поколения личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. При этом они разделены по основным направлениям:
- Гражданское;
- Патриотическое;
- Духовно-нравственное;
- Эстетическое;
- Физическое;
- Трудовое;
- Экологическое воспитание;
- Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- Ценности научного познания.
Все воспитательные мероприятия программы должны соответствовать данным направлениям и должны быть нацелены на достижение личностных результатов.
2.Учет специфики региона и единство воспитательной деятельности.
По новым требованиям программа воспитания должна обеспечивать целостность и единство воспитательных воздействий на учащихся, реализацию возможности социальных проб, самореализацию и самоорганизацию учащихся, практическую подготовку.
Помимо этого, при разработке программы обязательно учитываются социальные потребности семей, а также историко-культурная и этническая специфика региона.
3. Нормативные документы для разработки программы воспитания
Основой для разработки новой рабочей программы воспитания должен быть ФГОС для НОО и ООО (от 31.05.2021 № 286 и 287).
В соответствии с новым ФГОС наличие модульной структуры программы теперь является необязательным. Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для начального образования может, но не обязана включать модули, и описали (п. 31.3 ФГОС НОО).
Для общего образования модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания: она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей (п. 32.3 ФГОС ООО)
Вариативные модули
Было
|
Стало |
Детские общественные объединения |
Детские общественные объединения |
Ключевые общешкольные дела |
Добровольческая деятельность |
Школьные медиа |
Школьные медиа |
Экскурсии, экспедиции, походы |
Школьный музей |
Организация предметно-эстетической среды |
Школьный театр |
|
Школьный спортивный клуб |
Инвариантные модули
Было
|
Стало |
Работа с родителями |
Работа с родителями |
Классное руководство |
Классное руководство |
Курсы внеурочной деятельности |
Внеурочная деятельность |
Школьный урок |
Школьный урок |
Профориентация |
Профориентация |
Самоуправление |
Самоуправление |
|
Предметно-пространственная среда |
|
Внешкольные мероприятия |
|
Социальное партнерство |
|
Профилактическая безопасность |
4. Содержание календарного плана воспитательной работы
В соответствии со Стандартом нового поколения в план воспитательной работы школы необходимо включать не только мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых школа просто участвует (п. 32 ФГОС НОО, п.33 ФГОС ООО).
5. Нестыковки новых ФГОС НОО и ООО
Законодательные нестыковки в ФГОС третьего поколения касаются программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Но это не означает, что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Также в Стандартах не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план - это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства.
5. Что поправить в разделах программы
Изменения касаются четырех разделов программы воспитания. Правки затрагивают личностные результаты учащихся, цели и задачи воспитания, формы и содержание воспитательной деятельности и систему поощрений.
Раздел 1. «Анализ воспитательного процесса в организации».
В этот раздел включаются результаты ежегодного анализа воспитательной работы школы. Направления анализа определяются в соответствии с календарным планом школы . В конце раздела делаются выводы, а также описываются проблемы, над решением которых школе предстоит работать.
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания обучающихся».
Формулируются цели и задачи воспитания в соответствии с новыми личностными результатами, которые прописаны в ФГОС третьего поколения.
Раздел 3. «Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей».
В данном разделе можно оставить модули или вернуться к традиционному описанию содержания по направлениям воспитания, утвержденным в ФГОС нового поколения.
Однако если выбирается модульная структура, то содержание предыдущей версии программы воспитания оставить не получится, поскольку в Стандарте нового поколения заложены качественно новые результаты воспитания. Кроме того, предыдущий ФГОС не предусматривал обязательный учет специфики школы, а также интересов субъектов воспитания и тематики учебных модулей.
Работа по описанию раздела может начинаться с анкетирования, чтобы выявить интересы учащихся и родителей, а также социальные потребности семей. При определении видов, форм и содержания воспитания необходимо учитывать результаты анкетирования, а также специфику школы, историко-культурную и этническую специфику региона. При описании формы и содержания воспитания в урочной деятельности нужно ориентироваться на тематику учебного предмета.
Раздел 4. «Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции учащихся».
При разработке и описании системы поощрения учащихся должны учитываться различные особенности, а порядок поощрения должен быть объективным, понятным.
Процедура награждения должна соответствовать школьному укладу и символике, само награждение должно быть открытым и публичным. Частота награждений и количество поощряемых должны быть оптимальны, необходимо соблюдение сочетания индивидуального и коллективного поощрения.
К системе поощрений, дифференцированных по уровню и типу наград, должны привлекаться учащиеся, представители ученического самоуправления, родители, статусные представители сторонних организаций.
Формы поощрения должны быть конкретизированы: это могут быть как традиционные (портфолио, рейтинги, награждение благодарственными письмами, подарки и ценные призы, благотворительная поддержка), так и нетрадиционные формы (мастер-классы активных учащихся, назначение учащихся на ведущие исполнительские роли, публикация в СМИ о достижениях учащихся и пр.)
Также при разработке рабочей программы воспитания не необходимо учесть, что в соответствии со Стандартом воспитательная деятельность реализуется совместно с семьей и иными институтами воспитания. Для этого в программе нужно указать механизмы взаимодействия с семьями учащихся и сторонними организациями.
6. Разработка календарного плана воспитательной работы
ФГОС нового поколения предъявляет требования и к календарному плану воспитательной работы:
- во-первых, по новому ФГОС календарный план воспитательной работы становится частью ООП и входит в состав организационного раздела программы;
- во-вторых, календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся школой, а также в которых школа принимает участие.
Поэтому, прежде чем включить какое-либо мероприятие в план, следует тщательно оценить возможности школы по его реализации. Это связано с тем, что теперь все мероприятия плана становятся обязательными для исполнения, а любые изменения в плане нужно будет утверждать на педагогическом совете как изменения, вносимые в ООП.
7. Основные направления воспитательной работы.
Во избежание перегрузки календарно-тематического плана школы, в него нужно включать только обязательные мероприятия, которые школа проводит в соответствии со Стандартом нового поколения.
В ФГОС НОО обозначены лишь основные направления воспитательной деятельности, поэтому ориентироваться можно на ФГОС ООО, в котором указаны требования к содержанию воспитательных мероприятий.
Для этого необходимо предусмотреть мероприятия на совместную деятельность учащихся и родителей, а также на развитие педагогической компетентности родителей в целях осуществления социализации учащихся в семье. Эти мероприятия являются обязательными, так как это требование ФГОС третьего поколения.
7. Обязательные образовательные события.
Министерство просвещения Российской Федерации рекомендует включать в программу воспитания образовательные события, приуроченные к государственным и национальным праздниками РФ, к памятным датам и событиям российской истории и культуры, местным и региональным памятным датам и событиям согласно примерному календарному плану воспитательной работы на учебный год.
8. Перечень олимпиад.
В календарный план воспитательной работы можно включить мероприятия из перечня олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие способностей в научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской, творческой и физкультурно-спортивной сферах, а также муниципальные и региональные мероприятия, в которых учащиеся ежегодно принимают участие.
В заключение нужно отметить, что у программы воспитания в соответствии с требованиями Стандарта нового поколения есть важная цель:
- она должна помочь педагогам увидеть воспитательный потенциал совместной деятельности с детьми и способы реализации этого воспитательного потенциала;
- создать собственные действенные программы воспитания, которые позволили бы учесть специфику каждой образовательной организации.
- решить проблемы личностного развития школьников, чтобы они могли гармонично входить в тот мир, который их окружает;
- развить креативную компетентность личности как средства формирования прочных знаний, повышения интереса к познанию, подготовки учащихся к жизни в социуме.
Усиление воспитательной работы - одно из направлений государственной политики в сфере образования и требование Закона об образовании.