Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, что неизбежно приводит к цифровизации современного школьного образования.
Кто такой современный школьник? Человек, который большую часть своего времени проводит в мире цифровой техники и различных гаджетов. Вовлечь в процесс обучения такого человека возможно лишь в случае создания привычной для него среды. Поэтому создание современной цифровой образовательной среды стало весьма актуальным на сегодняшний день ввиду ее уникальных возможностей для повышения качества обучения.
Современный урок в рамках требований ФГОС очень динамичен, насыщен различным содержанием, но тем не менее главной целью является достижение повышения мотивации к изучению предмета, в частности английского языка. Какую бы форму урока мы не выбрали, результат должен быть один - необходимо поддерживать интерес учеников с самой первой минуты урока и до его окончания, избегая переутомления и усталости. Здесь на помощь учителю приходят игровые технологии, которые, с одной стороны, помогают активизировать обучающихся, а с другой стороны - позволяют снять напряжение, создать благоприятную обстановку.
Вместе с тем в качестве инструмента на уроках все большую популярность приобретают цифровые устройства, таким образом, появляется возможность использовать всеобщую глубокую привязанность к гаджетам и компьютерным играм во благо в процессе обучения. Так, одним из актуальных направлений становится геймификация учебного процесса.
Цифровизация и геймификация - современные тренды образования
Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют возможности для формирования и развития языковой, информационной и цифровой компетенций обучающегося.
Можно выделить несколько аспектов использования различных цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе:
- мотивационный аспект (использование интерактивных упражнений, тестов, игровых заданий, квестов способствует повышению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся)
- содержательный аспект (за счет ЦОР можно сделать содержание уроков необычайно насыщенным и разнообразным: картинки, таблицы, диаграммы, графики, аудио и видеоконтент, игры, тесты и т.д.)
- учебно-методический аспект (электронные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения всего образовательного процесса: при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала, творческих работ, проектной деятельности и т.д.)
- организационный аспект (цифровые технологии могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: индивидуальной (в том числе персонализированной), фронтальной, групповой работе)
- контрольно-оценочный аспект (для контроля можно использовать готовые онлайн-сервисы, интерактивные тетради, викторины по разным темам с моментальной автоматической проверкой или создавать их самим).
Игровые технологии с давних пор применяются в педагогике. «Игровую технологию, применяемую в образовательном процессе, всецело признают крайне эффективной, универсальной, легко воспроизводимой, подходящей для любой учебной дисциплины и решения практически всех воспитательно-развивающих задач» [2]. Появление детей поколения Z, детей, выросших в эпоху Интернета, заставляет по-новому взглянуть на роль игр, в том числе компьютерных, в образовательной деятельности. Вот почему геймификация становится столь актуальной в современной школе.
В педагогике существует множество определений понятия «геймификация», но все они сводятся к одному - применению игровых технологий в неигровом контексте. Термин «геймификация» был введен в 2002 году программистом Ником Пеллингом. Сегодня вопросы геймификации обсуждаются как в области педагогики, так и в сфере бизнеса, маркетинга, менеджмента. Можно говорить о геймификации не только в рамках «новой концепции в образовании», но о существовании нового тренда в образовательном процессе, а возможно, и развитии общества в целом. Несмотря на то, что геймификация предполагает применение в учебном процессе только элементов игры, это не значит, что занятие превращается в развлечение. Образовательная функция при этом играет основную роль. Но главное преимущество состоит в том, что обучающиеся учатся быстрее и лучше, а главное, без страха, активизируются их когнитивные и творческие способности. Это одинаково справедливо для участия в играх, проводимых как в традиционной форме, так и с применением цифровых устройств. Однако, когда на уроках используются компьютеры, планшеты и даже мобильные телефоны, мотивация все же выше, поскольку для современного школьника это привычная среда деятельности.
Главное отличие и своеобразие геймификации состоит в ее неимитационном характере, в сохранении неизменным содержания деятельности (например, заучивание иностранных слов) при изменении именно способа организации этой деятельности. При геймификации реальность остается реальностью. Геймификация заимствует у игры то, что делает игру привлекательной: понятная, достижимая и желанная цель, правила достижения этой цели и пошаговая структура прохождения пути к поставленной цели. И самое главное, что в процессе геймификации обучающийся остается собой, не принимая на себя никаких ролей, и двигается, исходя только из своей мотивации и внутренней цели, например, выучить английский язык. Восприятие и запоминание информации при подаче материала с элементами геймификации приравнивается к усвоению информации, примененной на практике или даже путем использования в реальной жизни, и дает от 75 до 90% эффективности усвоения учебного материала. Помимо этого, использование таких элементов геймификации, как уровни, награды, табло победителей, усиливает вовлеченность путем задействования эмоций студентов.
Выделяется два вида геймификации: структурная и содержательная [1]. Структурная геймификация - использование различных игровых элементов в учебном процессе. Содержательная геймификация подразумевает отход от традиционных методов обучения, когда весь процесс обучения построен на выбранном игровом сюжете и следует определенным правилам. За счет таких элементов, как сюжет и сценарий игры, эффект присутствия, дизайн интерфейса и интерактивность обратной связи, достигается развитие внутренней мотивации студентов. Яркими примерами содержательной геймификации являются обучающие компьютерные игры.
В настоящий момент многие педагоги прибегают к использованию именно структурной геймификации, которая предполагает использование элементов соревновательности: очков, медалей, досок почета, уровневой подачи учебного материала, квестов. Данные элементы мотивируют обучающихся за счет создания духа соревновательности, они представляют собой основу любой геймификации. В структурной геймификации используются игровые элементы в рамках обучающей системы, но сама система не превращается в игру, и учебное содержание не претерпевает изменений.
Говоря о применении геймификации при обучении иностранному языку, следует отметить, что неимитационный характер активности, свойственный геймификации, позволяет развивать не только иноязычные коммуникативные умения, но и развивать критическое мышление, умение совместной работы, готовность к сотрудничеству, толерантности. Это делает геймификацию уникальным способом организации учебной деятельности на уроках иностранного языка, во время которых происходит отход от пассивных методов обучения, где знания даются в готовом виде и становится возможной реализация проблемных методов обучения, поисковой деятельности и исследовательских проектов, организация самооценивания и группового оценивания, симуляция процесса обучения путем создания виртуального языкового пространства, активизируется творческий потенциал личности участников образовательного процесса.
В традиционной, дистанционной и смешанной формах обучения иностранному языку используются различные формы реализации геймификации: компьютерные игры, обучающие мобильные приложения, программы и приложения с элементами дополненной реальности.
Обзор некоторых образовательных платформ
Для преподавателей иностранных языков, в частности английского, а также и других учителей, существуют невероятно широкие возможности использования цифровых образовательных ресурсов в преподавании. Они позволяют не только разнообразить содержание образовательного материала, но и сделать занятия увлекательными, а изучение иностранного языка эффективным. Ниже представлены некоторые приложения и онлайн-платформы, которые являются незаменимыми помощниками в организации образовательного процесса. Это те приложения, которые будут полезны каждому педагогу.
«Quizizz» https://quizizz.com/ Это сервис для со здания тестов и викторин. Учитель создает тест или викторину на своём компьютере, а ученики могут отвечать на вопросы с персонального компьютера или со своих мобильных устройств. Формат вопросов разнообразен: множественный выбор (один или несколько правильных ответов), открытый ответ, заполнение пропусков, рисование. В продвинутой (платной) версии есть возможность аудио- и видеоответа. Очки начисляются за правильные ответы и скорость выполнения. Ученики могут присоединиться к викторине, перейдя по ссылке и введя специальный код, присвоенный игре. Викторины, созданные с помощью Quizizz, можно предлагать в качестве домашнего задания. Все ученики получают одинаковые задания, но каждый из них на своём мобильном устройстве увидит случайную последовательность вопросов и будет работать с тестом в свойственном для себя темпе. На дисплее ученика появляется весь вопрос с изображением, которое при желании можно увеличить, так же как и символы ответов. Учитель может отслеживать работу каждого ученика и получать полную картину работы класса, а также экспортировать полученные данные в таблицу Excel. При желании учитель может воспользоваться не только своими тестами, но и использовать готовые из библиотеки Quizizz. Учитель может организовать совместную работу с викториной на уроке в классе. С помощью сервиса можно создавать тесты и викторины по различным темам школьной программы, организовывать интеллектуальные игры и экспресс-опросы обучающихся на уроке и в качестве домашнего задания.
Также в сервисе есть конструктор интерактивного урока, в котором обучающие слайды сочетаются с учебными заданиями. Данная функция находится в бета-версии. При создании нового обучающего контента достаточно выбрать вкладку «урок». Вы можете создавать информационные слайды как с текстом, так и с изображением. Слайды с маркированным текстом анимированы. В платной версии можно вставить аудиофайлы и видео.
«Prezi» https://prezi.com/ Это онлайн-платформа для создания презентаций. Эта программа позволяет упорядочивать изображения, графику, текст, аудио, видео и анимацию, а также представлять их классу лично или дистанционно. Но если слайды буквально и метафорически загоняют вас в рамки, то Prezi даёт безграничный холст и возможность влиять на ход презентации. Главное отличие данных презентаций - это интерактивность. Аккаунт с бесплатным тарифным планом даёт возможность делать презентации, записывать видео в онлайн- редакторе Prezi Video, создавать динамические визуализации с помощью Prezi Design. Но он имеет ограничения по объёму хранимых данных, к тому же вашу страницу и презентации может увидеть любой пользователь, в том числе через поисковые системы. В презентацию легко вставлять видео с YouTube. Еще одной полезной функцией является встроенный редактор графиков и диаграмм.
«PowToon» https://www.powtoon.com/ Это программное обеспечение для облачной анимации для создания анимированных презентаций и анимированных видеороликов. Название «PowToon» - это комбинация слов «PowerPoint» и «Cartoon». При выборе формата доступны: инфографика, комиксы, рисованная черно-белая графика или презентация в деловом стиле. В последнем случае вместо мультяшных иллюстраций, которые превалируют в PowToon, будут предложены более строгие форматы слайдов. Готовую презентацию можно сохранить в виде PDF файла, презентации PowerPoint. Доступна также возможность размещения материалов в социальных сетях или других сервисах. Возможностей для творчества в PowToon достаточно много: помимо банальных, вроде вставки в слайд графиков и диаграмм, есть и более интересные, например, добавление голосового комментария, который можно записать через микрофон или загрузить в виде аудиофайла.
«Quizlet» https://quizlet.com/ru Это сервис, кото рый позволяет легко запоминать любую информацию, которую можно представить в виде учебных карточек. Все что требуется - это найти в базе или создать интерактивный материал, собственные карточки, добавляя к ним картинки и аудиофайлы и затем выполнять упражнения и играть в игры, чтобы запомнить данный материал. В Quizlet существует семь разных способов работы: пять учебных режимов и две игры. В режиме тестирования автоматически создаются разные вари анты тестов. Этот сервис является отличным подспорьем для учителя иностранных языков.
Например, мы хотим создать упражнения для тренировки английских слов. Для этого мы добавляем в Quizlet слова, которые хотим потренировать, и картинки к ним для лучшего запоминания. Картинки можно взять из базы (в бесплатной версии) или загрузить свои (в версии QuizletPlus). На выходе получаем 7 упражнений, которые сформировались автоматически:
- Заучивание. Даётся английское слово и 4 варианта, из которых нужно выбрать верный вариант.
- Карточки. Здесь есть все добавленные слова в виде карточек, где на одной стороне - английское слово, на другой - его перевод. Хорошо подходит для знакомства со словами.
- Письмо. Выводится русский вариант слова и нужно вручную ввести перевод на английском.
- Правописание. В данном упражнении система произносит английское слово, а выполняющему задание нужно ввести услышанное. Также, выводится русский перевод слова и его картинка.
- Тест. Системой автоматически генерируется 4 вида тестов с пятью вариантами ответа:
- "5 вопросов для письменного ответа" - в разных вариациях даётся слово и нужно вручную ввести его перевод.
- "5 вопросов для подбора" - нужно сопоставить слово и перевод в формате 1-А, 2-B и так далее.
- "5 вопросов с выбором ответа" - классический тип теста с одним правильным вариантом ответа.
- "5 вопросов "верно-неверно"" - определяем, верен ли перевод, предложенный системой.
Игровые задания:
- Подбор. В этом упражнении нужно совместить слово и перевод, но здесь также добавляется элемент соревновательной игры - сделать это нужно на время и результат сопоставляется с другими пользователями, которые играли в эту игру.
- Гравитация. В этой игре мы защищаем планету от астероидов с английскими словами путём ввода их перевода. Присутствует также соревновательный элемент путём составления доски лидеров.
«NearPod» https://www.nearpod.com Одним из самых современных и востребованных во всем мире образовательных сервисов является эта онлайн-платформа для создания интерактивных уроков. Здесь учитель может создать свой урок по слайдам, наполняя каждый слайд необходимой информацией, которая может быть абсолютно разной. Преимуществами данного сервиса являются следующие: понятный интерфейс, всегда можно отредактировать свои уроки, бесплатность. Кроме того, в разделе «Отчеты» предоставляется статистика участия, выполнения заданий, ответов учащихся. Отчеты по каждому ученику можно сохранить в формате PDF, отправить кому-либо или распечатать. Можно пользоваться сервисом синхронно (в классе или в видео конференции в Zoom) или асинхронно (отправив ссылку или разместив ссылку или код доступа на своем сайте или блоге). Еще одним из главных плюсов является разнообразие контента. Можно загружать свои файлы различных форматов (JPG, PDF, PPT, video и др.), а также использовать богатую библиотеку NearPod.
Для создания и прохождения урока необходима регистрация на сайте, но возможна авторизация через google-аккаунт. С помощью Nearpod учитель может создать урок с абсолютно разными целями и формами работы. Возможности платформы настолько обширны, что любая фантазия учителя с ней может воплотиться в жизнь.
Каким же содержанием можно наполнить интерактивный урок на платформе Nearpod? Во-первых, можно загрузить уже имеющиеся у учителя материалы (презентации, картинки, документы), а также сделать ссылку на любой сторонний сайт (например, с интерактивным кроссвордом, тестом, квестом, информацией и т.д.). Во-вторых, можно вставить аудиозапись или видеоролик c видеохостинга YouTube или загрузить со своего компьютера, а также с помощью инструментов платформы сделать интерактивное видео. Такое видео содержит в себе вопросы, выплывающие в ходе просмотра. Вопросы придумывает сам учитель и устанавливает их в том месте, которое сам и определяет.
В-третьих, в этом сервисе есть возможность использования 3D моделей и VR-картинки. Конечно, их выбор ограничен, но дает возможность увидеть строение клетки или планеты в объемном изображении, а также побывать в известных местах нашей планеты и даже на Марсе.
Кроме того, на платформе существует богатая библиотека обучающих видео на английском языке на разные темы, что позволит выстроить урок в CLIL-технологии. А кто-то, возможно, найдет и готовый урок для себя на интересную тему (чаще всего страноведческого характера). Уроки из коллекции NearPod можно дублировать в свой личный кабинет и редактировать на свое усмотрение.
Конечно же, ни один урок не обходится без различных упражнений. Выбор видов заданий и форм деятельности в NearPod достаточно широк. Для закрепления и контроля усвоения материала можно использовать следующие возможности:
- Викторина с множественным выбором
- Вопрос с открытым ответом
- Задание с возможностью рисования, подчеркивания и т.п.
- Нахождение соответствий
- Доска для совместной работы
- Опрос
- Заполнение пропусков
- Игра «Парочки»
- Игра «Мемори»
- Тест с множественным выбором ответа в виде игры «Time to climb». Привычный тест можно превратить в увлекательную игру, где участники выбирают персонажа и идут к своей цели - вершине горы - отвечая на вопросы викторины. Тот, кто быстрее и правильнее всех ответит на все вопросы, первым достигает вершины горы.
Есть, конечно, и некоторые недостатки, о которых следует сказать: интерфейс на английском языке (но современные браузеры с легкостью переводят иностранные сайты), хотя для учителей английского языка это не должно быть проблемой; материалы библиотеки NearPod на английском языке (но использовать 3D модели или VR-картинки можно на любом предмете, а также платформа поддерживает русский язык для создания слайдов и контента); доступ к уроку по ссылке для учащихся возможен в течение 29 дней со дня создания ссылки (хотя в любой момент его можно продлить еще на 29 дней).
Таким образом, NearPod имеет гораздо больше преимуществ, чем недостатков. Эта платформа является качественным инструментом для создания интересных интерактивных уроков не только английского языка, но и математики, истории, биологии и других.
Для учителей английского языка - это просто бесценная находка, которая объединяет в себе широкие возможности организации разных форм работы над речевыми умениями в чтении и аудировании с использованием различного аутентичного контента, а также письменной речи, лексико-грамматическим, орфографическим и фонетическим аспектами.
«Learnis» или «Joyteka» https://www.learnis.ru/%20%D0%B8%D0%BB%D0%B8%20https:/joyteka.com/ru https://www.learnis.ru/ или https://joyteka.com/ru Это платформа для создания различных образовательных игр. На сайте представлены следующие возможности:
- образовательные веб-квесты
- интерактивное видео
- инструмент контроля знаний «Тест»
- интеллектуальная игра «Викторина»
- игра с терминами
Эта платформа поможет провести учебное занятие или внеклассное мероприятие нестандартно. Не нужно устанавливать на компьютер программы или владеть навыками программирования. Просто нужно выбрать уже готовые квесты из каталога и адаптировать задания для своего предмета. Также на этой платформе есть возможность создания интерактивного видео, содержащее вопросы, выплывающие в ходе просмотра. Вопросы придумывает сам учитель и устанавливает их в том месте, которое сам и определяет. Ученик не может ни перемотать видео, ни пропустить вопрос. Все упражнения, созданные в сервисе можно использовать на групповых или индивидуальных учебных занятиях, а также в качестве домашнего задания. Можно собрать данные по классу, проследить качество выполнения заданий каждым отдельным учеником.
«Взнания» https://https://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fvznaniya.ru&post=-146801675_80246&cc_key=" target="_blank">vznaniya.ru - бесплатная платформа для учителей и их учеников, которая позволяет в игровой форме изучать слова иностранного языка по созданным учителем интерактивным урокам. Причем учитель только вводит необходимую лексику, а упражнения различного формата с нужным материалом формируются автоматически.
Ученик осваивает слова, выполняя игровые задания. Чтобы пройти весь урок, нужно показать 90% результативности по каждому заданию и пройти тест. Тест не откроется, пока ученик не выполнит все базовые задания именно столько раз, сколько установил учитель при создании урока. Есть статистика по группе и каждому ученику. Для работы на платформе всем ученикам необходимо зарегистрироваться.
Также на платформе есть раздел «Assessment» (оценка) с такими упражнениями как:
- Multiple Choice (множественный выбор)
- True / False (верные/неверные утверждения)
- Make up the sentences (составьте предложения)
- Fill in the gaps (заполнение пропусков)
- Choose the correct option (выбрать правильный вариант)
А еще сюда переехали из офлайна некоторые классные настольные игры, которые доступны в платной версии.
Спектр программных сервисов и платформ, обладающих дидактическим потенциалом для геймификации обучения, весьма широк и многообразен. Представленный набор средств не конечен, а содержит только те из них, которые наиболее популярны у педагогов и обучающихся.
Одна из основных проблем педагогического процесса - это отсутствие мотивации у обучающихся. Применение в основном традиционных форм работы нередко ведет к снижению интереса к предмету, а способность воспринимать информацию сводится к минимуму. Достоинством геймифицированного подхода является то, что для педагога отсутствует необходимость формирования мотивации внешними факторами. Положительные эмоции, сопровождающие процесс любой игры, способствуют повышению интереса обучающегося, концентрации его внимания на задании, а также обеспечивают более легкое запоминание нового материала. В связи с глобальной цифровизацией возможности игровых образовательных технологий только расширяются. Преподавателям иностранных языков применение геймифицированного подхода позволяет не только разнообразить формы учебной деятельности, но и повысить эффективность усвоения изучаемого материала.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что геймификация - это важная составляющая современного этапа развития системы образования, которая будет только развиваться и приносить свои положительные результаты.
Список литературы
- Быкадорова, Е.С. Геймификация в образовании /Е.С.Быкадорова. -
- Текст: непосредственный //Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 12 (29). - С. 178-180.
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом раз витии ребенка/ Л.С.Выготский. - Текст: непосредственный //Альманах института коррекционной педагогики РАО. - 2017. - № 28. - С. 1-33.
- Рябус И.М. От игры до геймификации в условиях цифровизации образования. - Текст: методические рекомендации. - Азовский район, 2021. - 36 с.
- Дидактор. Педагогическая практика. - Электронный ресурс. Режим доступа (свободный): http://didaktor.ru/