Конспект НОД в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений «Задания робота» (Образовательная область «Познавательное развитие»)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Цель: Закрепление пройденного материала.

Задачи:

  • Закрепить количество и счёт предметов, знание числового ряда, ориентировку во времени, знание геометрических фигур, состав чисел в пределах 20, умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание пределах 10, умение сравнивать числа, умение читать математические выражения. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику, усидчивость, сообразительность, речь, познавательную активность.
  • Воспитывать интерес к математике, самостоятельность.

Оснащения занятия:

  • Демонстрационный материал: игрушечные часы, мяч, листок с загадкой, игрушечный робот с пультом управления, плакат «Задания робота», плакат «Части задачи», карточки со знаками <, >, =, обручи красного и синего цвета, блоки Дьенеша (2 набора), корзина.
  • Раздаточный материал: (По количеству детей) карточки с цифрами и знаками, подносы, карточки «Составь задачу», схемы игры-головоломки «Танграм», конверты с фигурками танграм, карандаши, листы в клетку для графического диктанта, карточки с зашифрованными свойствами блоков Дьенеша.
  • Предварительная работа: беседа о роботах, разучивание физкультминутки.

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная

Опрос, художественное слово (загадка, пословица), ответы на вопросы.

Игровая

Д/игры «Передай мяч, считай дальше», «Покажи число», «Построй мост», игровая ситуация «Оживим робота».

Двигательная

Физкультминутка «Робот».

Конструирование

Игра «Танграм».

Познавательно-исследовательская

Упражнение «Угадай фигуру - узнай задание», «Составь и реши задачу», «Найди блок», «Графический диктант».

Ход занятия

I. Организационный момент

(Дети и воспитатель стоят в кругу на паласе)

- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро, ребята!

Разминка «Ориентировка во времени»

1. Ребята, посмотрите на часы. Который час? А теперь

(Воспитатель показывает макет часов.)

2. Сейчас какая часть суток? Сколько всего частей в сутках?

3. А какой день недели сегодня? Четверг, какой по счету день недели? Скольких всего дней в неделе? Назови по порядку. Сколько рабочих дней? Сколько выходных дней? Молодцы!
Назовите три дня подряд, не используя названия дней недели. (Сегодня, завтра, послезавтра) Хорошо.

4. Ребята, а сейчас какое время года? Назовите времена года по порядку. Назовите соседей весны.

5. А сколько месяцев в году? Кто назовёт весенние месяцы. Молодцы!

«Устный счёт»

  • Давайте вместе посчитаем двойками до 20.
  • А теперь нам посчитает …. от 7 до 12. (С мячом индивидуально)
  • Посчитай от 15 до 9.
  • Назови соседей числа 7.
  • Какое число находится между 5 и 7?(6)
  • Сколько ушей у 3 мышей?
  • Передаем мяч, считаем от 20 до 1.

Мотивация

- Ребята, я нашла одну загадку. Я вот всё думаю, правильно ли я отгадала. Вот сомневаюсь. А как вы думаете? Загадка такая:

Я похож на человека,
Мне немного больше века,
Я - создание науки,
Мастер - золотые руки.
Не боюсь любой работы,
И трудиться мне охота,
А сломаюсь-нет несчастья,
На замену есть запчасти.

Ответы детей (Это робот.)

Вот такой?

(Воспитатель достаёт игрушечного робота.)

- Ребята, нам нужно его «оживить». И если мы выполним все задания робота, я думаю, мы его сможем «оживить».

II. Основная часть

- Сейчас я предлагаю пройти за столы.

(Воспитатель напоминает, что спинки нужно выпрямить, ножки поставить правильно.)

- Ребята, посмотрите на доску. Все задания зашифрованы. Посчитайте, сколько заданий мы должны выполнить. (7). Правильно.

- Название первого задания находится под фигурой, у которой 4 стороны и все они равны. Что же эта за фигура? (Квадрат)

(Ребёнок открывает квадрат и читает задание)

1. Дидактическая игра «Покажи число» (Состав числа, знание чисел)

- Итак, поиграем в игру «Покажи число». Расположите числовые карточки по порядку. Молодцы! (Воспитатель проверяет.)

- А теперь показывайте карточку с правильным ответом.

(Воспитатель показывает карточки с математическими выражениями)

- Сколько?

  • 9-1
  • 5-3
  • 8+2
  • 10-6
  • 12-2
  • 7-6
  • 5+1
  • 10+ *= 13
  • Какой знак нужно поставить, чтобы пример был правильным.
    5*3=2, 5*2=7.
  • Какое число я загадала, если оно меньше 8 и больше 6? (7).
  • Покажите предыдущее число числа 6? (5)
  • Какое число следует за числом 8? (9) (последующее)

Молодцы!

2. Игра «Построй мост» (Сравнение чисел)

- Ребята, у какой фигуры 5 углов. (У пятиугольника) Под пятиугольником название следующего задания.

(Ребёнок открывает пятиугольник и читает задание.)

- Ребята, посмотрите на доску. Робот просит построить мост для жителей страны Математики, чтобы они могли перебраться на другой берег. Для этого нужно между числами поставить карточки со знаками <, >,= правильно.

(Дети выходят по одному, ставят карточки со знаками между числами, читают равенства и неравенства.)

3< 5 < 8 > 7 = 7 > 4 < 6 >2.

Вот такой мост получился. Это задание тоже выполнили.

3. Упражнение «Составь и реши задачу» (на сложение и вычитание)

- Чтобы узнать следующее задание, нужно открыть фигуру, которая находится в нижнем левом углу. Какая это фигура? (Прямоугольник) Что вы знаете про эту фигуру?

- Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит задача? ( Задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа.)

(Воспитатель обращает внимание на плакат «Части задачи») Правильно.

- На ваших столах тоже лежат карточки с картинками. Нужно составить задачу по картинке и с помощью карточек показать решение.

(Дети самостоятельно составляют и решают задачи. Воспитатель проверяет, оценивает.)

- Молодцы! С этим заданием тоже справились.

4. Физкультминутка «Робот»

Название следующего задания написано под фигурой, у которой нет угла. (Круг)

- Я предлагаю отдохнуть на паласе. (Дети выполняют движения)

Робот думал и задал,
Почему он так устал?
Покрутился, потянулся,
Всем вокруг он улыбнулся.

Молодцы!

А теперь подойдите ко мне.

- Название следующего задания находится под фигурой, у которой 3 угла и 3 стороны. (Треугольник) Савелий, узнай, какое задание нужно выполнить.

5. Игра с блоками Дьенеша «Найди блок»

- Чтобы выполнить это задание я попрошу мальчиков встать вокруг стола, где блоки лежать в синем обруче, а девочек встать вокруг стола, где блоки лежат внутри красного обруча. Сейчас вам нужно выбрать карточку, где признаки блока зашифрованы знаками-символами, и найти нужный блок.

(Дети, используя карточки с символами, находят соответствующий объёмный блок. Воспитатель проверяет.) Какой у тебя блок, Ирина?...

(Ребёнок называет.)

- С заданием справились. Молодцы! Садитесь за столы.

6. Игра «Танграм»

Под ромбом спрятано название следующего задания.

(Ребёнок находит ромб.)

- Ребята, робот хочет узнать, умеете ли вы играть в игру танграм? Поиграем? ( Ответы детей)

-У вас на столе лежит схема транспорта, на котором робот любит путешествовать. Нужно по образцу сложить фигуру.

(Воспитатель проверяет.) Молодцы! И с этим заданием справились.

7. Графический диктант

- Какая фигура осталась? (Трапеция) Интересно, какое задание под трапецией?

- Будем писать графический диктант. Возьмите лист бумаги в клетку и положите наклонно.

Правильно держим карандаш.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

Посмотрите вверх, вниз, направо, налево. Найдите точку. Внимательно слушайте и не перебивайте. (Робот)

- Ну что ж, вы прекрасно справились со всеми заданиями робота.

(Робот «оживает».)

III. Итоги (Рефлексия)

- Ребята, что же нам помогло «оживить» робота. (Ответы детей).

- Математика очень важная и нужная наука.

- Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.