Управление конфликтами в педагогическом коллективе - это непростой процесс, который требует от руководителя знания многих аспектов, касающихся как педагогических работников, так и трудовых отношений.
Разрешение конфликта - это естественная реакция человека на его возникновение. Все участники конфликта всегда настроены разрешить противоречия и несогласия - то, с чего конфликт начался. Конфликт практически всегда оставляет негативные эмоции, поскольку появляется дисгармония с другими, а главное с самим собой. Участники конфликта не всегда могут самостоятельно разрешить конфликт, поскольку не обладают нужными теоретическими знаниями и практическими навыками, поэтому в таких ситуациях можно прибегнуть к помощи руководителя образовательного учреждения. Однако, руководитель должен в полной мере обладать знаниями и умениями в управлении конфликтов, чтобы своевременно обнаружить и эффективно и без больших потерь разрешить конфликтную ситуацию.
Возникновение конфликтов в педагогическом коллективе хоть и естественный человеческий процесс, однако он пагубно влияет на качество образования в образовательном учреждении.
Прежде всего отметим, что самым эффективным способом управления коллективом и избегания разногласий является перечень трудовых обязанностей, а также официально утвержденные правила внутреннего трудового распорядка, которые будут регламентировать должностные обязанности каждого работника. Однако этого недостаточно.
Трудовые отношения в педагогическом коллективе нужно рассматривать по всем линиям: отношения между педагогами, между педагогом и администрацией, между педагогом и учащимся, между педагогом и родителями, между родителями и администрацией. На трудовые отношения влияют социальные факторы, а также функциональное взаимодействие людей. Регуляторами трудовых отношений являются правовые нормы и трудовые традиции, сложившиеся на протяжении столетий. И именно трудовые отношения помогают разрешить конфликты, возникшие в процессе трудовой педагогической деятельности.
Благодаря трудовым отношениям по разным линиями, которые были упомянуты выше, можно прогнозировать и вырабатывать технологии и механизмы разрешения конфликтов, разрабатывать наиболее эффективные способы разрешения конфликтов в подобных ситуациях. В таком случае управлять конфликтами не означает отдавать распоряжения и командовать. Управлять конфликтами - значит вырабатывать стратегию поведения сторон конфликта, прогнозировать возможные конфликтные ситуации в будущем, применять оптимальное решение в разрешении конфликта.
Руководитель является главой образовательного учреждения, и в его интересах создать благоприятную атмосферу в педагогическом коллективе, именно поэтому он должен не только сам обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в разрешении конфликтов, но он должен обеспечить информативность своих работников, чтобы они также в полной мере владели этими знаниями и навыками.
Для обеспечения информативности педагогических работников по разрешению конфликтов в образовательной среде мы разработали методические рекомендации, которые помогут сократить риски появления конфликтных ситуаций, не допустить снижения качества образования из-за конфликтов в педагогическом коллективе, а также эффективно разрешать конфликты в образовательной среде.
10 заповедей для эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе:
- Провести серию ликбезов для педагогических работников на темы «Конфликт. Виды конфликтов.», «Стили поведения в конфликтных ситуациях», «Особенности управления конфликтами». Данные темы являются теоретической основой, которую должны усвоить все работники образовательного учреждения, чтобы все имели представление о видах конфликтах и поведения в них, а также понимали разницу между ними.
- Провести серию ликбезов для родителей и учащихся на темы «Конфликт. Виды конфликтов.», «Стили поведения в конфликтных ситуациях», «Особенности управления конфликтами». Данная теоретическая основа является обязательной и для родителей и учащихся в связи с тем, что они также иногда являются сторонами конфликтов.
- Всегда разрешать конфликт в присутствии обеих сторон. Не допускается разрешение конфликта в присутствии лишь одной стороны. Данный фактор исключает возможность эффективно и справедливо разрешить конфликт, что подразумевает не разрешение, а его развитие в худшую сторону. В таком случае может дойти до более серьезного конфликта, последствия которого заденут не только его участников, но и самого руководителя. Например, работник изъявит желание уволить его по собственному желанию, поскольку его мнение не было учтено при разрешении конфликта.
- Проводить профилактические беседы по прогнозированию и разрешению конфликтов с работниками образовательного учреждения не реже одного раза в год.
- Проводить профилактические беседы по прогнозированию и разрешению конфликтов с родителями и учащимися не реже одного раза в год. Чтобы родители и учащиеся были проинформированы и обладали теми же знаниями, что и педагогические работники.
- Проводить авторские методики по определению поведения в конфликтах педагогических работников. Для вновь прибывших педагогов в обязательном порядке при приеме на работу. Для работников со стажем от 3 лет - один раз в 5 лет.
- Проводить для педагогических работников психологические тренинги для эмоциональной разгрузки не реже одного раза в полгода. Педагоги со временем выгорают, устают морально и на фоне этого тоже могут возникать все чаще конфликтные ситуации. Чтобы снизить риск появления конфликтов и уменьшить стресс, педагогу необходима эмоциональная и психологическая разгрузка. Проводить данные тренинги могут социальный педагог и(или) психолог, а также приглашенный специалист.
- Создать внутри школы постоянный центр поддержки по разрешению конфликтов, чтобы педагоги могли обратиться за помощью на протяжении всего учебного года. Данную функцию может осуществлять школьный психолог и(или) социальный педагог. Для внедрения такого функционала, необходимо это прописать в трудовых обязанностях психолога и социального педагога, чтобы они понимали фронт своей работы в этой области. В данный центр могут обращаться не только работники образовательного учреждения, но и родители учащихся, поскольку они тоже могут являться одной из сторон конфликта.
- Организовать еженедельные или ежемесячные практические занятия отдельно для нескольких групп:
- педагогические работники;
- учащиеся;
- родители.
В рамках этих занятий будут на практике разбираться конкретные примеры конфликтов, и способы их разрешения. Занятия должны проводиться в рамках постоянного центра поддержки по разрешению конфликтов. - Организовать проведение классных часов, родительских собраний и педагогических советов на тему «Особенности управления конфликтами» не реже одного раза в год.
В заключение отметим, что управление конфликтами в педагогическом коллективе является важной частью образовательной среды. Информативность в этом вопросе всех участников образовательного процесса, позволит сохранить качество образования, снизить риски появления конфликтов в педагогическом коллективе, а также эффективно разрешать педагогические конфликты. Разработанные нами методические рекомендации могут быть использованы образовательными учреждениями в профилактических и управленческих целях.