Цели:
- Закреплять знания, полученные на уроках;
- Обучать учащихся деятельности моделирования и формирования на этой основе геометрических понятий и пространственного мышления;
- Вести работу по расширению геометрических знаний учащихся, развитого пространственного воображения и логического мышления, формированию графической грамотности, элементов конструкторского мышления и конструкторских умений.
Оборудование:
- Ножницы, линейки, пластилин, счётные палочки, карандаши, папка с набором материалов для конструирования
- Презентация
Данное занятие разработано по программе «Школа России» для 3 класса и составлено в соответствии с ФГОС. При организации занятия использована фронтальная форма обучения, работа в парах, что способствовало развитию коммуникативных УУД и компетенций обучающихся. Использованы следующие методы стимулирования учебной деятельности и непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся - практический метод, аналитико-синтетический, что способствовало формированию познавательных компетенций учащихся и развитию общеучебных навыков и умений. Деятельность на занятии ориентирована на образовательный результат. Теоретическая деятельность связана с практической, с обращением к жизненному опыту учащихся.
1
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 1 слайд)
Давайте улыбнёмся друг другу. Человеческая улыбка - одно из самых удивительных явлений в мире. С помощью улыбки человек может знакомиться и прощаться. Улыбка позволяет поделиться друг с другом чувствами.
Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я надеюсь, что сегодняшняя встреча принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Работа в группе: повторение - выполнение заданий по кругу (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 2 слайд)
1. Я многоугольник, у меня четыре стороны, но углы непрямые. Узнай меня. (Ромб)
2. Раздели все фигуры на 2 группы. Докажи свой выбор.
3. Кто я? Я многоугольник, у меня четыре стороны, но равны только противоположные, углы прямые. (Прямоугольник)
4. А вот я вообще не многоугольник. Зато меня можно найти в часах, в машине, в тарелке, на меня даже солнышко издали похоже. Кто же я? (Круг)
5. Выложи из счётных палочек тупой угол. Вспомни и скажи, какой угол называется тупым?
Знания, которые мы вспомнили на данном этапе, помогут нам сориентироваться на занятии сегодня и позволят продолжить приобщать себя к учебной дисциплине «Геометрия».
2
Чтобы понять, что мы сегодня узнаем и чему научимся, отгадаем загадки: зелёные - вот ваша загадка, красных загадка ждёт здесь (работа в двух группах, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 3 слайд)
Три вершины,
|
Египтяне их сложили
Догадайтесь, дети, сами -
|
Ваши отгадки?
Вспомните, какие вам известны виды треугольников? Что уже знаете о пирамиде?
Обсудите, какова сегодня на уроке наша цель? (Многоугольники на плоскости и в объёме. Треугольник и пирамида.)
3
а)
- Дайте определение треугольникам. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 4 слайд - геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки.)
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 5 слайд)
- Какого треугольника нет на чертеже? В чём его особенность?
- С помощью счётных палочек выложите равносторонний треугольник. Поработайте с напарником (по плечу). Как действовали? Чему равна сторона треугольника? Чему равен периметр равностороннего треугольника?
- На бумаге постройте равносторонний треугольник со стороной 12см. Что нам поможет при построении? (Вертикальная ось симметрии - ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 6 слайд). Каким инструментом будем пользоваться, делая разметку? Каким инструментом будем вырезать? Повторим правила работы с ножницами и правила резания. Вырежьте треугольник. Какую фигуру получили? Как определили, что она - плоская?
б)
- Как можно разделить пополам сторону этого треугольника? Разделите. Пометьте точкой середину. Аналогично поработайте с остальными сторонами.
- Путём перегибания соедините друг с другом отмеченные середины. Поработайте в группе, проявите смекалку.
- Сколько равных треугольников получилось? (4)
- Какая фигура получилась?Чем пирамида отличается от треугольника? (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 7 слайд)
- Что значит объём фигуры? (Фигура имеет не только длину, ширину, но и высоту)
в)
- Треугольники, ограничивающие пирамиду, называются гранями пирамиды (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 8 слайд).
- Заштрихуйте ¼ часть пирамиды. Как называется эта часть пирамиды? (Грань)
- Что лежит в основании данной пирамиды? Такие пирамиды называют треугольными. Форму треугольной пирамиды имеют известные всему миру усыпальницы фараонов в Египте (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 9,10 слайы).
- Подумаем, посовещаемся, обсудим - пирамиды существуют только с треугольным основанием? (В основании пирамиды может быть многоугольник с любым числом сторон - ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 11 слайд).
- Значит, и количество граней у пирамиды может быть различно, согласны? Почему? От чего это зависит? А форма граней пирамиды различна?
- Возьмите счётные палочки, пластилин, сделайте каркас треугольной пирамиды.
- Счётные палочки образуют рёбра пирамиды, пластилин - вершины (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 12 слайд).
- Что нового узнали?
Оцените себя и одноклассников на данном этапе работы.
- Мы познакомились с ещё одной объёмной фигурой, имеющей рёбра, вершины, основание, много граней. Как можно назвать такую фигуру? (Многогранник)
- Кого заинтересовали многогранники? Куда можно заглянуть, чтобы найти интересующую вас информацию и познакомиться с многогранниками поближе?
4
- Теоретический материал, полученный сегодня, предлагаю применить в практической работе и на основе объёмной фигуры пирамиды сконструировать пособия, которые помогут обучению малышам в нашей школе раннего развития (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 13 слайд).
- Работы будете представлять по группам: зелёные - ваши пирамидки познакомят малышей с цифрами; красные - вы подготовите для них цветовой спектр.
5
- Довольны ли вы своей работой на занятии?
- В чём различие треугольника и пирамиды?
- Что имеет каждая?
- Каких заданий вам сегодня не хватило? Спрогнозируйте их на ближайшее будущее.
- Мы с улыбкой начали наше занятие и на таком же позитиве заканчиваем его. У себя в группах для каждого из вас вы найдёте круг. Изобразите в нём своё настроение (ПРЕЗЕНТАЦИЯ, 13 слайд).