Введение
Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность)
Данная тема актуальна тем, что любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, играя, участвуя в творческой или коллективной деятельности.
Данная методическая разработка предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре, знакомящей младших школьников с правилами и знаками дорожного движения для пешеходов и водителей.
Целевая аудитория: Обучающиеся начальных классов, но может быть использована и для более старших детей.
Роль и место мероприятия в системе работы педагогического работника (связь с другими мероприятиями, субъектами образовательного процесса и дисциплинами)
Разработанный материал поможет учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительною образования в организации и проведении мероприятий и уроков по безопасности дорожного движения среди младших школьников. Также может использоваться в муниципальных конкурсах: Марафоне Творческих программ по ПДД, его части могут быть использованы в конкурсах поделок, стихотворений и танцев.
Цель, задачи, планируемые результаты мероприятия
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, профилактика детского дорожного травматизма среди школьников, а также обобщение и систематизация знаний учащихся. Способствовать творческому развитию детей, развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки.
Задачи занятия:
- Образовательные:
- активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
- формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
- формирование умений выбирать рациональные способы выполнения задания;
- закрепление правил дорожного движения;
- формирование умений коллективного творчества.
- Воспитательные:
- воспитать систему взглядов на окружающий мир;
- воспитать способность следовать нормам поведения;
- воспитать нормы социального поведения детей;
- воспитать уважительное отношение к предмету.
- Развивающие:
- развитие речи, мышления, памяти;
- развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности;
- развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;
- развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Планируемые результаты мероприятия
Обучающиеся получат возможность формирования:
- ответственного отношения к собственной безопасности и безопасности других участников движения;
- выполнения основных правил дорожного движения;
- убеждённости в необходимости изучения курса ПДД.
Могут быть сформированы:
- интерес к деятельности общественных объединений и государственных служб по безопасности дорожного движения;
- навыки оценивания результаты собственной деятельности;
- навыки адекватного восприятия аргументированной критики;
- навыки планирования собственной деятельности, связанной с жизненными ситуациями.
Форма проведения мероприятия и обоснование её выбора
Мероприятие проводится в форме игры - телепередачи «МИНУТА СЛАВЫ», где участники демонстрируют свои таланты и достижения. В данном случае с тематикой изучения правил дорожного движения школьниками.
Выбор данной формы обоснован её доступностью, современностью и новизной.
Педагогические технологии, методы и приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
- Игровые технологии в воспитательной работе
- Практико-ориентированный проект
- Здоровьесберегающие технологии
- Технологии сотрудничества
- Приёмы педагогической поддержки
Ресурсы, необходимые для проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные)
- Кадровые: педагог-руководитель, при наличии педагог по танцам и пению, родительская общественность
- Методические: методическая литература или сайты
- по предмету.
- Материально-технические: компьютер, колонки для музыкального сопровождения, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
- Информационные: доступ к сети Интернет, аккаунты в соцсетях.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего ПДД
Методическая разработка может быть использована в работе классного руководителя, руководителя отряда ЮИД в школе, педагога внеурочной деятельности или педагога дополнительного образования.
Оборудование: плакаты по правилам дорожного движения, поделка-модель светофора (по количеству детей), памятки пешехода, грамоты победителям, кап-кейки со знаками дорожного движения, колонки с музыкальными оформлением.
Ход мероприятия
Вед. Здравствуйте, уважаемые зрители! Мы начинаем нашу программу «МИНУТА СЛАВЫ». Наши участники подготовили нам необычные номера, а с одной, очень благородной целью. Не только показать свои таланты, но и напомнить нам о правилах дорожного движения!
Давайте же скорее знакомиться с нашими участниками!
Фоновая музыка.
Первый эпизод
Вед. Это наш первый участник - Новиков Степан. Он уже настоящая звезда, так как является победителем муниципального этапа Всероссийского конкурса «Звезда ЮИД».
Степан, что же ты приготовил на этот раз?
Степан: Здравствуйте. Я приготовил поделку, которая называется «Светофор» (см. Приложение 1) и стихотворение собственного сочинения про мою поделку!
Стихотворение Степана
В светофоре мы видим помощника, друга
Он всегда нам протянет помощи руку.Он укажет нам путь, остановит движенье,
Чтобы шли пешеходы без промедленья!Светофор уважайте, пожалуйста, все!
Он наш верный помощник в ходьбе и езде!
Вед. Спасибо! Очень здорово! Ты показываешь нам всем пример!
Второй эпизод
Вед. А сейчас мы познакомимся со следующим участником нашей программы, несомненно, талантливым и интересным человеком - Зверевым Никитой.
(подходит к Никите)
Вед. Никита, привет! Чем будешь удивлять? Что это у тебя?
Ник. Здравствуйте! Это у меня капкейки, которые я сделал вместе с мамой. У нас такое семейное увлечение.
Вед. Любите печь печенье?
Ник. Да. Торты, пирожные, печенья. А это капкейки на тему дорожных знаков! (см. Приложение 2)
Вед. Расскажи, для чего вы испекли эти капкейки?
Ник. Знаешь, я думаю, если угостить друзей такими пирожными, то они наверняка запомнят, какие знаки на них увидели!
Вед.: А ты запомнил?
Ник. Конечно! Это знак главная дорога, это осторожно дети, это пешеходный переход, круговое движение…
Вед. А теперь пусть ребята попробуют твои капкейки и скажут какой знак на них изображен! А тебе огромное спасибо за участие в нашей программе.
Это был Зверев Никита и его знаковые капкейки!
(Дети берут по очереди пирожные, показывают в камеру, говорят названия знаков)
Третий эпизод
Вед. А эти участницы приготовили для нас просто удивительное представление. Не все могут сделать то, что показывают наши юные танцоры!
(Девочки показывают свой танец)
Вед. Привет, девчонки! Давайте знакомиться!
Девочки называют свои имена.
Вед. А как называется ваш коллектив?
Дев. «Сувенир»
Вед. А танец, который вы репетируете?
Дев. «На перекрестке»
Вед. Что же вы хотели им показать?
Дев. То, что на перекрестке все быстро движется и меняется.
Дев. Что на дороге нужно быть внимательным и точным. Всем - и водителям, и пешеходам.
Дев. Что детям на перекрестке нужно быть яркими и заметными..
Вед. Здорово! Я надеюсь, что ребята и взрослые так и поступают - ответственно ведут себя на проезжей части!
Заключительный четвертый эпизод
Вед. И, наконец, последние участники нашей сегодняшней программы - это вокальная группа нашего ЮИД. Они просто не могли пропустить школьное шоу «МИНУТА СЛАВЫ»
Давайте послушаем их очередной хит! (См. Приложение 3)
(Девочки поют песню)
Вед. Девочки, представьтесь, пожалуйста.
(Девочки называют свои имена)
Вед. В своей песне вы пели о том, что давно уже выступаете на сцене с отрядом ЮИД. Это действительно так?
Дев. Да, мы уже несколько лет представляем нашу школу на Марафоне творческих программ!
Вед. Вот это да! Вы настоящие профессионалы! Мы желаем вам и дальше радовать нас своим искусством!
А что вы хотите пожелать нашим юным зрителям?
Дев. Хотим пожелать, чтобы все были здоровы, соблюдали все правила безопасности, в том числе и ПДД и были ответственными участниками дорожного движения!
Вед. А мы желаем вам всяческих успехов и до новых встреч!
Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия
Сценарий мероприятия - это педагогическая программа воздействия на участников. Существуют несколько факторов, которые влияют на yспешность мероприятия.
Во-первых, нужно определить на какую возрастную группу оно будет рассчитано.
Во-вторых, прогнозирование специфики аудитории:
- свои дети (из творческого объединения, класса и т.п., с которыми при необходимости можно провести предварительную подготовку к мероприятию);
- незнакомая аудитория, состоящая только из приглашенных зрителей;
- смешанная аудитория, то есть и приглашенные, и свои дети (в этом случае свои дети могут оказывать помощь в проведении мероприятия.
В-третьих, мероприятие должно обладать следующими характеристиками:
- информативность - мы должны нести аудитории позитивную информацию;
- формирование ценностей - показ положительных и отрицательных сторон события;
- использование известных сюжетных ходов, включение известных (литературных) героев - данный прием позволит участникам быстрее включиться в происходящее действие;
- «проживаемость» сюжета - участники должны сопереживать героям, пропускать происходящее через себя и свои эмоции.
И, наконец, одним из основных требований к мероприятию является умелое сочетание подвижных и статичных форм деятельности.
Таким образом, для того чтобы удержать внимание любой аудитории и особенно детской, необходимо сочетать статичное и подвижное, командное и личное соревнование.
Общее время мероприятия не должно превышать 40-60 минут.
1. Непосредственно перед мероприятием необходимо проверить уровень подготовленности всех участников и организаторов программы, внести последние коррективы.
2. Назначить ответственных: за встречу гостей, за организацию гардероба (если нужно) и размещением участников. Пусть гости с первых шагов почувствуют, что их ждали.
3. Необходимо четко соблюдать время проведения мероприятия.
4. Четкая, слаженная работа всех участников организации мероприятия позволит провести его на высоком уровне.
5. Необходимо по ходу действия следить за реакцией аудитории и, по возможности вносить коррективы в сценарий.
6. Проводить гостей также важно, как и встретить.
7. После проведения мероприятия необходимо его проанализировать. Лучше, если это произойдет сразу после его окончания, и в обсуждении примут участие несколько человек.
В процессе анализа необходимо дать оценку эффективности работы всех организаторов, оценить само событие: успешное, среднее и провальное.
Отследив все этапы подготовки и проведения мероприятия, выявить все сильные и слабые места, выработать рекомендации для предотвращения повторения подобных ошибок и использования положительного опыта в дальнейшем.
Список использованной литературы
- Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. - 272 с.
- Громаковский А.А. Правила дорожного движения с изменениями на 2017 с примерами и комментариями. Новая таблица штрафов. М.: Эксмо, 2017. - 208 с.
- Громова Н.М., Ким Л.В. Инновационная форма взаимодействия образовательных учреждений и работодателей: сетевой ресурсный центр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2012/6/344.pdf.
- Добрая дорога детства: интернет портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dddgazeta.ru/
- Забуслаева О.Н., Малкова М.Н., Смолянинова М.О. Использование проектной деятельности в процессе формирования основ культуры безопасности ПДД у детей среднего дошкольного возраста // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2016. № 1 (5). С. 64-69.
- Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2017. № 1. С. 25-28.