Материалы для промежуточной аттестации по физике. 7–9-е классы

Разделы: Физика


Контрольная работа проводится с целью установления соответствия качества подготовки обучающихся 7-9 классов требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету физика.

На выполнение работы отводится 40 минут.

Для выполнения работы обучающиеся имеют возможность использовать непрограммируемый калькулятор.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры контрольной работы: наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД:

  • Регулятивные действия: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
  • Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
  • Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинноследственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
  • Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Контрольные измерительные материалы направлены на проверку сформированности у обучающихся следующих результатов освоения естественнонаучных учебных предметов:

  • формирование целостной научной картины мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями: формулировать гипотезы; конструировать; проводить наблюдения, описание, измерение, эксперименты; оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять эмпирические и теоретические знания с объективными реалиями окружающего мира;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.

Таблица перевода тестовых баллов в школьные оценки для учащихся общеобразовательных классов.

Тестовый балл

0-40%

41-60%

61-80%

81-100%

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Промежуточная аттестация по физике за курс 7 класса

Вариант 1

1. Установите соответствие между физическими понятиями и иллюстрирующими их примерами. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

ПРИМЕРЫ

А) физическая величина

1) плавление льда

Б) физическое явление

2) атом

В) физический закон

3) температура

4) мензурка

1. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Ответ:

А

Б

В

2. Температура тела здорового человека равна +36,6 °С - такую температуру называют нормальной. На рисунке изображены три термометра. Чему равна цена деления того термометра, который подойдет для измерения температуры тела с необходимой точностью?

Ответ :__________________°С

3. Ответь на вопросы по графику движения всадника.

Какова продолжительность первой остановки?

Ответ :__________________мин

4. Петя посмотрел на этикетку, наклеенную на бутылку с подсолнечным маслом, и ему стало интересно, каково значение плотности этого масла. Найдите плотность масла, пользуясь данными с этикетки.

Ответ: ___________________кг/м3

5. Для постройки гаража дачнику не хватило песчано-цементной смеси. Для её изготовления было дополнительно заказано 300 кг песка. Но тележка, в которой можно его перевозить, вмещает только 0,02 м3. Какое минимальное число раз дачнику придётся загружать эту тележку для того, чтобы перевезти весь песок? Плотность песка при его насыпании в тележку (так называемая насыпная плотность) 1600 кг/м3.

Ответ: ____________________

6. Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в варёное яйцо, то в яйце образуется отверстие. Если выстрелить в сырое яйцо, то оно разлетится. Действие, какого закона иллюстрирует второй пример? Сформулируйте этот закон.

Ответ: ____________________

7. Три одинаковых сосуда до краёв наполнены водой (см. рисунок). В одном плавает кусок дерева, а в другом лежит металлический брусок такого же объёма. В каком сосуде наибольшее количество воды, а в каком - наименьшее.

Ответ: _____________________

8. В справочнике физических свойств различных материалов представлена следующая таблица плотностей:

Вещество

Плотность, кг/м3

Алюминий

2700

Вода

1000

Железо

7800

Кирпич

1600

Мёд

1350

Пробка

250

9. На уроке физкультуры ребята перетягивали канат. В первой команде Вася тянул с силой 100 Н, Вера - 80 Н, Костя - 90 Н. Во второй команде Витя тянул с силой 120 Н, Маша - 60 Н и Ваня - 70 Н. Какая команда победила? Ответ обоснуйте.

Ответ: _______________________

10. В воздухоплавании употребляются особые резервуары для газов - переносные газгольдеры. Оболочка газгольдеров состоит из прорезиненной материи и не должна пропускать газ. Однако некоторая утечка газа всегда происходит. Чем объясняется эта утечка газа? Какое физическое явление иллюстрирует этот пример?

Ответ: ________________________

Вариант 2

Промежуточная аттестация по физике за курс 8 класса

Вариант 1

1. Установите соответствие между физическими понятиями и иллюстрирующими их примерами. Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

ПРИМЕРЫ

А) физическая величина

1) электризация

Б) физическое явление

2) атом

В) физический закон

3) температура

4) мензурка

5) полная механическая энергия остается постоянной, если действуют только силы упругости и тяготения и отсутствуют силы трения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

2. Температура тела здорового человека равна +36,6 °С - такую температуру называют нормальной. На рисунке изображены три термометра. Чему равна цена деления того термометра, который подойдет для измерения температуры тела с необходимой точностью?

Ответ:_______________________________°С

3. Если потереть пластмассовую ручку, которой вы пишете, о некоторые предметы одежды, то ручка начнёт притягивать маленькие кусочки бумаги. Каким физическим явлением это объясняется? В чём состоит это явление?

Ответ: ________________________________

4. Какое количество теплоты необходимо передать воде массой 500г, чтобы ее нагреть от 0°С до 20°С? (Удельная теплоемкость воды 4200Дж/кг·°С)

Ответ: _________________Дж

5. Некая компания начала выпускать елочные гирлянды с разветвляющимися участками. Схема такого участка показана на рисунке, на ней указаны сопротивления лампочек. Напряжение на этом участке равно 4,5 В. Чему равна сила тока, текущего через ту лампу, сопротивление которой меньше?

Ответ: _____________________________ А.

6. Вася подогревал остывший чай в чашке с помощью электрокипятильника, на котором было написано «500 Вт». Через 4 минуты после начала нагревания чай закипел. Масса чая 0,4 кг, температура в комнате +25 °С. Определите по этим данным значение удельной теплоёмкости чая, считая, что потерями теплоты можно пренебречь.

Ответ: _____________________________ Дж/(кг·°С).

7. Для отопления дома в течение суток требуется 400 МДж энергии. Сколько кубометров дров расходуется в день, если удельная теплота сгорания сухих дров q = 10·МДж/кг, а их плотность - 400 кг/м3?

Ответ: _____________________________ м3.

8. В справочнике физических свойств различных материалов представлена следующая таблица плотностей и удельных теплоёмкостей.

Вещество

Плотность в твёрдом
состоянии, кг/м3

Удельная теплоёмкость,
Дж/(кг·°С)

Алюминий

2700

920

Железо

7800

460

Кирпич

1600

880

Медь

8900

380

Никель

8900

460

Олово

7300

230

Алюминиевый и железный бруски массой 1 кг каждый нагревают на одно и то же число градусов. Во сколько раз большее количество теплоты нужно затратить для того, чтобы нагреть алюминиевый брусок по сравнению с железным?

Ответ: в _______________________ раз(а).

9. В стакан с водой через тонкую трубочку у самого дна выдувается маленький пузырек с воздухом. Пузырек всплывает на поверхность воды. Выберите все утверждения, которые верно характеризуют процесс, происходящий с воздухом в пузырьке во время всплытия на поверхность, и запиши номера выбранных утверждений.

  1. Объём воздуха уменьшается
  2. Объём воздуха увеличивается
  3. Давление воздуха в пузырьке понижается
  4. Давление воздуха в пузырьке повышается

Ответ: ________________________

10. На рисунке показаны магнитные линии магнитного поля двух магнитов, расположенных рядом. Выберите для каждого рисунка и отметьте все возможные пары полюсов от двух магнитов, которые могут создавать магнитное поле с подобной картиной магнитных линий.

Вариант 2

Промежуточная аттестация по физике за курс 9 класса

Вариант 1

1. Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики: микрометр, инерция, радуга, грамм, молния, минута.

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий

2. На рисунке представлен график зависимости скорости велосипедиста от времени. Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номер.

  1. Первые 2 с велосипедист движется равноускорено; а следующие 2 с равномерно.
  2. Первые 2 с велосипедист стоит на месте, а следующие 2 с движется равномерно.
  3. Первые 2 с велосипедист движется равномерно, а следующие 2 с равноускорено.
  4. Максимальная скорость велосипедиста за весь период наблюдения составляет 8 км/ч.
  5. Максимальный модуль ускорения велосипедиста за весь период наблюдения равен 2 м/с2.

Ответ: ________________

3. Земля обращается вокруг Солнца по круговой орбите. Изобразите стрелками силы, которые возникают в результате гравитационного взаимодействия. Сравните модули этих сил.

Ответ: ______________________

4. Маятник совершает свободные незатухающие колебания между положениями 1 и 3 (см. рис.). Как изменяются физические величины, характеризующие движение грузика из точки 1 в точку 2? Выберите все верные утверждения и запишите их номера.

  1. Скорость грузика увеличивается.
  2. Импульс грузика не изменяется.
  3. Потенциальная энергия грузика уменьшается.
  4. Потенциальная энергия грузика увеличивается.
  5. Кинетическая энергия грузика не изменяется.
  6. Полная механическая энергия грузика не изменяется.

Ответ:____________________.

5. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: синий, красный, северный, южный. Слова в ответе могут повторяться.

Магнитная стрелка является основной частью компаса. Её__________________ конец показывает на географический___________________полюс, так как там находится__________________магнитный полюс Земли.

6. Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке возрастания их частоты.

Запишите в ответ соответствующую последовательность цифр.

  1. ультрафиолетовое излучение
  2. инфракрасное излучение
  3. рентгеновское излучение

Ответ:________->________->__________

7. Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите количество нейтронов в ядре бора с массовым числом 11.

8. Установите соответствие между примерами и физическими явлениями, которые этими примерами иллюстрируются. Для каждого примера проявления физического явления из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

А) Движение маятника в часах

1) Равномерное движение

Б) Если громко крикнуть под сводами арки, то можно услышать отражённый звук

2) Колебательное движение

3) Эхо

4) Гром

Ответ:

А

Б

9. Прочитай текст и ответь на вопросы:

Притяжение молекул, или тайна геккона

В странах Средиземноморья и на Среднем Востоке обитают небольшие ящерицы - гекконы. Они обладают удивительной способностью перемещаться по гладким вертикальным поверхностям и даже по потолку. Учёные думали, что на пальцах ящерицы есть специальные присоски или железы, выделяющие клейкое вещество. Ни одно из этих предположений не подтвердилось.

Разгадать тайну геккона удалось только в 2000 году в Калифорнийском университете. С помощью электронного микроскопа провели исследование лапок геккона и обнаружили, что поверхность пальцев покрыта миллионами микроскопических волосков. Каждый волосок на конце разделяется на тончайшие щетинки, которые легко изгибаются и приходят в плотный контакт с любой поверхностью твёрдого тела. Создаются условия для возникновения сил межмолекулярного притяжения. Если бы можно было использовать сразу все 6,5 млн щетинок геккона, то и человек смог бы удержаться на потолке.

Природа успешно решила задачу не только прилипания, но и отлипания. Щетинка легко отделяется от поверхности при наклоне на 30°. Для уменьшения усилий геккон отлепляет щетинки по очереди.

Какие силы позволяют геккону перемещаться по гладким отвесным поверхностям и по потолку?

Ответ: ________________________________

Какие практические применения могут быть у материалов, разработанных с использованием «секрета» геккона?

Ответ:__________________________________

Вариант 2

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ

Номер задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Баллы

2

2

2

1

1

1

1

2

2