Пояснительная записка
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта.
Согласно проекту нового базисного учебного плана внеурочная деятельность становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогами задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.
Данная рабочая программа «Занимательный английский» разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта и представляет собой программу организации внеурочной деятельности школьников. Предназначена для развития и поддержки интереса обучающихся к иностранному языку, повышению мотивации к его изучению, воспитанию учащихся, расширению их кругозора, повышению уровня практических навыков владения английским языком, а также развитию творческих способностей.
В основе федеральных государственных образовательных стандартов лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.
Программа внеурочной деятельности содержит основные требования ФГОС: воспитание нравственных чувств, этического сознания; воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание ценностного отношения к прекрасному.
Английский язык является самым распространенным языком мира, языком международного общения в таких областях как политика, наука, техника, бизнес, культура.
Основное назначение английского языка состоит в формировании коммуникативной компетенции - способности и готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях требуют повышения коммуникативной компетенции школьников.
Организация внеурочной деятельности по английскому языку - это отличный способ для реализации творческого потенциала учащихся, повышения мотивации к изучению иностранного языка, это форма общения с педагогом, где детям интересно работать, вступать в диалог со сверстниками и учителем.
В соответствии с государственной программой "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» одной из главных задач является обеспечение эффективной системы социализации и самореализации молодежи, развитие их потенциала. Общество нуждается в людях, способных добывать и анализировать информацию на иностранном языке, быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям социума. В современном мире практическое владение иностранным языком стало личностно-значимым. Многие обучающиеся приходят к выводу, что практическое владение английским языком способно повлиять на их жизнь, на выбор профессии. Данная программа учитывает стратегическую цель в области образования ХМАО-Югры - повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества.
Потенциал иностранного языка как общеобразовательного предмета позволяет в полной мере решать задачи формирования ключевых компетенций личности обучающегося, которые помогают овладевать социальным опытом, а также получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.
Программа внеурочной деятельности учитывает требования образовательной программы школы, направленные на формирование интеллектуального, духовно-нравственного, личностного и социального развития обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья. Для развития способностей ребенка и формирования универсальных учебных действий в программе предусмотрены активные формы работы, направленные на вовлечение детей в динамичную деятельность, понимание ими лингвистического материала, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Программа «Занимательный английский» составлена для обучающихся 5 класса на основе УМК «Английский в фокусе» Ваулиной Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. Данный программа рассчитана на 1 год (34 учебных часа по 40 минут), учитывает особенности ступени образования.
Необходимость организации внеурочной деятельности по английскому языку обусловлена затруднениями в усвоении учебных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые вызваны недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности или поведения. Однако зная, что учащиеся данного возраста характеризуются большей восприимчивостью к изучению языков, считаю, что данная программа поможет им овладеть основами общения на английском языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
Программа является личностно-ориентированной, позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Это возможно за счет наличия в УМК: избыточного количества заданий, что дает возможность обеспечить обучение учащихся с разными способностями; наличия разноуровневых упражнений, что позволяет подобрать подходящие по уровню сложности задания как для успешных, так и для испытывающих затруднения учеников.
Целью программы внеурочной деятельности является формирование коммуникативной компетенции в основных видах деятельности: чтение, аудирование, говорение и письмо.
Задачи программы:
Учебные:
- формирование лексических навыков аудирования, чтения, говорения и письма;
- решение коммуникативных задач: диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями;
- совершенствование монологической и диалогической форм речи;
- повторение грамматических структур, обогащение словарного запаса.
Развивающие:
- развитие мотивации к изучению английского языка;
- развитие творческого мышления, личностной активности;
- развитие речевых способностей;
- развитие навыков индивидуальной, парной и групповой форм работы.
Воспитательные:
- воспитание положительного, уважительного и толерантного отношения к культуре англоязычных стран;
- формирование уважительного отношения к мнению другого человека, способности к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в паре и группе;
- соблюдение этических норм поведения;
- обеспечение связи школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки к спектаклям.
Принципы данной программы:
- принцип индивидуализации;
- принцип доступности;
- принцип новизны;
- принцип речемыслительной активности;
- принцип ситуативности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный, исследовательский.
Формы проведения занятий: групповая, парная или индивидуальная работа; игровая деятельность; работа с интернет-сайтами; практикум; интеллектуальная игра.
Образовательные технологии, применяемые при реализации программы внеурочной деятельности: игровая технология, информационно-коммуникационная технология, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии, проектная технология, портфолио.
На занятиях используются современные учебные материалы: компьютерные программы, наглядные пособия, виртуальные тренажеры, банки тестовых заданий, презентации, электронные учебники и пособия.
Для осуществления контроля качества процесса обучения используются современные оценочные средства: тестирование, комплексный зачет, самоконтроль, взаимооценка, творческая работа, устный фронтальный опрос, диагностические работы.
В данной программе большое внимание уделяется раскрытию индивидуальных способностей каждого обучающегося, овладению навыками саморефлексии и самоконтроля, формированию уверенности в собственных возможностях, созданию ситуации успеха для каждого ребенка, развитию творческой и познавательной активности обучающихся. Можно сделать вывод, что программа является необходимым компонентом процесса получения образования и повышает мотивацию учащихся к самостоятельному получению новой информации и новых знаний.
Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» согласуется с программой учебного курса «Английский язык», результаты освоения программы соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты:
- осознание возможностей самореализации средствами английского языка;
- формирование мотивации изучения английского языка;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурном общении;
- стремление к осознанию культуры своего народа и готовность содействовать знакомству с ней представителей других стран.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- умение классифицировать, обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи;
- осваивать основы реализации исследовательской, проектной деятельности;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение планировать пути достижения поставленных задач;
- самостоятельно выполнять действия на основе ориентиров, намеченных учителем;
- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
- умение преодолевать трудности, возникающие в процессе коммуникации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих мыслей и чувств;
- умение взаимодействовать с собеседниками, выполняя разные социальные роли;
- умение организовать учебную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально, в паре и группе;
- умение формулировать и отстаивать свое мнение;
- умение использовать информационно-коммуникационные технологии.
Предметные результаты:
- знание и способность корректного выбора языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения;
- умение самостоятельного построения устного и письменного высказывания;
- расширение и систематизация языковых знаний, расширение лексического запаса;
- умение составлять план, тезисы, опорные слова для устного и письменного сообщения;
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение и систематизация знаний о языке;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций английского языка, знание признаков изученных грамматических явлений.
Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательный английский»
№
|
Тема |
Количество часов |
Раздел 1. Повторение звуков. Правила чтения |
2 |
|
1. |
Буквы и звуки английского алфавита. |
1 |
2. |
Разучивание стихотворений. |
1 |
Раздел 2. Я и мое окружение |
2 |
|
3. |
Моя семья. Генеалогическое древо. |
1 |
4. |
Описание внешности. Характер человека. |
1 |
Раздел 3. Животные |
2 |
|
5. |
Виды животных. Глагол "can", "can't". |
1 |
6. |
Present Simple. Вопросительные и отрицательные предложения. |
1 |
Раздел 4. Времена года. Погода |
3 |
|
7. |
Время года. Месяц. Погода. |
1 |
8. |
Одежда по сезону. |
1 |
9. |
Present Continuous. |
1 |
Раздел 5. Здоровый образ жизни |
3 |
|
10. |
Мой распорядок дня. |
1 |
11. |
Наречия частотности. Предлоги времени. |
1 |
12. |
Вызов врача. Болезни. |
1 |
Раздел 6. Свободное время |
3 |
|
13. |
Мои увлечения. Моя коллекция. |
1 |
14. |
Моя будущая профессия. |
1 |
15. |
Защита творческого проекта «Я в будущем». |
1 |
Раздел 7. Числительные и даты |
3 |
|
16. |
Числительные от 1 до 20. |
1 |
17. |
Числительные от 21 до 100. |
1 |
18. |
Даты. |
1 |
Раздел 8. Глагол "to be" |
2 |
|
19. |
Глагол "to be" в повествовательных предложениях. |
1 |
20. |
Глагол "to be" в вопросительных и отрицательных предложениях. |
1 |
Раздел 9. Местоимения |
2 |
|
21. |
Личные местоимения. |
1 |
22. |
Указательные местоимения. Притяжательный падеж. |
1 |
Раздел 10. Предлоги места |
2 |
|
23. |
Повторение предлогов места. |
1 |
24. |
Описание квартиры. |
1 |
Раздел 11. Покупки |
2 |
|
25. |
Еда. Покупка еды в супермаркете. |
1 |
26. |
Покупка одежды. Разговор с продавцом. |
1 |
Раздел 12. В гостинице |
2 |
|
27. |
Бронирование номера. |
1 |
28. |
Регистрация в отеле. |
1 |
Раздел 12. Праздники |
2 |
|
29. |
Места и виды развлечений. |
1 |
30. |
Организация досуга. |
1 |
Раздел 13. Страна изучаемого языка |
2 |
|
31. |
Выходные в Великобритании. |
1 |
32. |
Традиции и обычаи Великобритании. Популярные сувениры. |
1 |
Раздел 14. В мире сказок |
2 |
|
33. |
Разучивание сказки «Белоснежка и семь гномов». |
1 |
34. |
Инсценирование сказки «Белоснежка и семь гномов». |
1 |