Конспект занятия по рисованию для разновозрастной группы детей от 4 до 7 лет. Тема: «Азбука живописи. Цвет Зеленый!»

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО

Класс: д/с

Ключевые слова: рисование


Описание: Конспект занятия будет полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста в разновозрастных группах. Дети закрепят правила работы с красками и кистью, познакомятся опытным путем с получением зеленого цвета из желтого и синего цвета и нарисуют весенний пейзаж гуашевыми красками в необычной технике (с элементами техники рисования масляными красками), что позволит ребятам почувствовать себя настоящими художниками.

Задачи: вызвать интерес к опытному освоению цвета. Развивать чувство цвета. Воспитывать самостоятельность, инициативность. Закреплять навыки работы с кистью, тряпочкой, красками.

Материалы: краски акварельные и гуашевые (белого, синего и желтого цвета, консистенции как сметана), палитры, кисти щетинка №3-4 и №7-8, кисть мягкая (синтетика, пони, белка), стакан с водой, тряпочка, ½ альбомного листа разделенный на 6 прямоугольников, ½ плотного листа или размера А4 (бумага для акварели, 180 г/м) уголки закреплены малярным скотчем.

Содержание занятия

Воспитатель читает детям эпизод из книжки «Цветные ладошки» про Мальчика, который хотел стать художником.

- «На следующий день - в четверг - солнышко сияло по-прежнему и сверкала в дождевых каплях Радуга. Мальчик подошёл поближе и удивился: «Почему твои дуги-дороги так тесно прижались друг к другу, им же неудобно?» - Но благодаря этому у меня не три цвета, а целых семь. Где две дуги накладываются друг на друга, там между ними появляется третья - два цвета смешиваются между собой и получается новый - смешанный. Если бы не было такого цветового секрета, ты бы видел только красную, жёлтую и синюю дуги - мои главные (основные) цвета.» (показ рисунка: «Радуга»)

- Вот так секрет! Разгадаем его? Посмотрите ребята, какое волшебство сейчас произойдет! (в зависимости от умений детей и времени отведенного на занятие, этот этап возможно провести педагогу самому, тогда за работой педагога с акварельными красками дети только наблюдают или провести этот этап как самостоятельное предварительное занятие)

- Мы берем акварельные краски. Вспомним правила работы с акварелью. Сначала капнем чистой воды в краску, сегодня нам понадобится желтая и синяя краска. Разбудим наши краски. Теперь, внимательно смотрите, что я буду делать, и повторяйте у себя на палитре. Берем мягкой кистью желтую краску. В первое углубление я капну 1 капельку (ворс кисти должен скользить о край углубления и остаться в виде капли на краю, не стекая на дно) по второе 2 капельки (капля должно лежать рядом, чтобы дети видели их количество и что они примерно одинаковые по размеру), в третье - сколько?, правильно -3 капельки, в 4-е - 4 капельки и в 5-е - 5 капелек. Смотрите, чтобы в «домике» у желтой краски не было слишком много воды, а было влажно, добирайте на кисть краску. Спокойно опускайте кисть в баночку с водой, чтобы кисть попила, не надо смывать пигмент с кисти, «в гости» к другой краске мы пока не идем, работаем пока только желтым цветом. Если воды много на кисти, то уберите лишнюю о край баночки или промокните о салфетку, вот так (показ).

- Теперь промываем кисть, ведь мы идем в гости к другому цвету! Набираем синий цвет, и капаем 1 капельку синего туда, где было 5 капель желтой, 2 капельки, где было 4 капли синей, в третье окошко- сколько?, правильно - 3 капельки, 4 капельки, там где было 2 капли желтой и сколько капаем синей, где бала 1 капля желтой? - правильно - 5 капелек. (важно: капли должны лежать рядом, чтобы дети видели их количество и что они примерно одинаковые по размеру)

- Молодцы! Справились! Промываем кисть! Промакиваем о салфетку. И теперь чистой кистью перемешиваем капли в 1 углублении и помажем получившимся цветом в первом окошечке на малом листе! Какой получился цвет? Промываем кисть, промакиваем о салфетку, перемешиваем капли во втором углублении и помажем во втором окошке. Какой получился цвет? Он такой же как в первом окошке? (далее по такому же алгоритму педагог делает «выкрасы» из остальных углублений)

- Мы смешивали 2 цвета, количество синего и желтого было разное, поэтому оттенок зеленого получился разный.

(В шестое окошко можно оставить чистым и переходить к другому этапу работы. Можно продолжить опытное освоение цвета так: мы смешаем по несколько капель зеленой с желтой и зеленой с синей краской в разных углублениях палитры и сделаем «выкрасы» в шестом окошке. Пусть ребенок сравнит цветовые пятна.

-О чём или о ком может рассказать этот цвет (о кузнечиках, лягушках, нежных травинках). А этот сине-зелёный цвет (с густым дремучим лесом). А этот ярко-зелёный цвет (весенняя трава, солнечная полянка).

Что еще может быть зеленого цвета (лягушка, жук-бронзовка, платье, мяч и т.п.)

Физкультминутка

Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
- Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
(Г.Виеру)

- А теперь, предлагаю вам создать весеннюю картину гуашевыми красками используя белый, синий и желтый цвет!

Расположим лист бумаги как нравится, я расположу лист горизонтально. Положите ладонь на нижнюю часть листа - здесь у нас будет полянка, в вверху будет место для неба. Берем белую гуашь и покрываем широкой щетинкой все место где будет небо, гуашь не жалеем, работаем смело, широкими движениями закрываем всё без просветов. Работаем быстро, чтобы гуашь не успела высохнуть. Другой, малой щетинной кистью набираем синий цвет и ставим несколько (5-6 шт) пятен - точек на небо, кисть держим вертикально. Берем опять большую кисть, набираем белую краску и один раз по одному месту проводим линии сначала вдоль горизонта, а затем поднимаясь все выше и выше, можно брать еще белую краску. Краска смешивается и получается нежный голубой цвет. Кисть вытираем о тряпочку. Смачивая пальчик водой, и такими же горизонтальными движениями растираем краску на бумаге. Получаются мягкие переходы. Мы работаем как настоящие художники. У вас отлично получается! У каждого сове небо: у кого-то более голубое, у кого- то видны перистые облака. Можно добавить пушистое облако! На пальчик берем белую краску и формируем пристукивающими движениями облако, нижнюю часть облака можно немного растереть пальчиком. Какие пушистые облака, у каждого они получились разные!

Теперь поиграем с двумя красками - желтой и синей. Берем малую щетинку и ставим много точек синей краской, там где у нас будет полянка. Вытираем кисть о тряпочку. Теперь берем большую широкую кисть, окунаем в желтый цвет и ставим также много точек рядом с синими. Теперь разделите глазками нашу полянку на 2 узкие полянки. Та полянка что рядом с небом - она в дали от нас, называется дальний план, а та что внизу листа - передний план. Работаем дальней полянкой. Широкой кистью делает вертикальные мазки - травку, заходим на небо. Движение снизу-вверх, снизу вверх, 1 раз по одному месту (важно, чтобы дети не терли на одном месте, и не делали возвранто-поступательные движения, а проводили кистью 1 раз по одному месту). Теперь смешиваем пятна на нижней полянке. Движения такие же, травка наша растет снизу вверх, заходим на травку на дальней полянке.

- Вот и получился у нас настоящий пейзаж. Можно желтой краской тычком добавить одуванчиков. Вот так. Набираем желтую краску и ставим несколько точек.

- «Скользнув вниз по дуге-лиане, мальчик очутился на лесной поляне. Как здесь было спокойно и легко! Свежая зелень и прохладная тень приглашали остановиться и отдохнуть.

- Назовите королевство, в которое попал мальчик. Кто там живёт? (Лягушка, крокодил, кузнечик, змея, ящерица, жук-бронзовка...) Как живётся его обитателям? Мальчику не давал покоя цветовой секрет. - А что получится, если смешать краски по-разному: сначала много жёлтой и мало синей, а потом наоборот - много синей и мало жёлтой?»

- Получатся разные оттенки! - отвечают дети.

Воспитатель, показывает всем детям рисунки, обсуждая, что у всех рисунки получились по-разному и все они очень красивые: здесь получилась солнечная полянка, а у этого художника рядом с полянкой лес, который не нарисован, но от которого падает тень на полянку.

После занятия можно прочитать стихотворение С.Капутикян «Май».

Зелёный, красный,
Яркий май,
С ребят пальтишки
Поснимай,
Деревья
В листики одень,
Звени ручьями
Целый день!
Куда я в мае
Ни пойду,
Везде я солнышко
Найду!

Литература

1. Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру)