Связь слов в предложении. Словосочетание. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, словосочетание


Класс: 4.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока: Знакомиться с подчинительной связью как основой словосочетания. Различать словосочетания и «не словосочетания».

Планируемые образовательные результаты:

  • Личностные УУД:
    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
    • умение проводить самооценку учебной деятельности.
  • Регулятивные УУД:
    • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
    • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану.
  • Познавательные УУД:
    • осознавать познавательную задачу;
    • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов;
    • читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника.
  • Коммуникативные УУД:
    • умение с достаточной плотностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывает свою точку зрения, аргументируя её; работать в парах, группах.
  • Предметные результаты:
    • устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;
    • находить словосочетания в предложении;
    • выделять главное и зависимое слово в словосочетании.

Методическое обеспечение: учебник «Русский язык» 4 класс, автор С.В.Иванов.

Техническое обеспечение:

  • интерактивная доска;
  • конверт с заданием, алгоритм.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап. Мотивация

Цель этапа:
- мотивировать к изучению темы;
- актуализировать знания;
- работать с пословицей

- Сейчас урок русского языка.
- Прочтите запись.

«Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется»

- Что скажете?

Личностные:
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- постановка и формулирование проблемы.
Регулятивные:
- обеспечивают организацию своей учебной деятельности;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

- Какой смысл скрыт в этой пословице? Эта пословица, народная мудрость.
- Так пусть народная мудрость научит нас ничего не бояться, на уроке идти вперёд к знаниям и самое главное - желать получать эти знания. Учащиеся высказывают свои мнения.

2 этап. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель этапа: научить:
- работать с учебником;
- ставить цели и задачи урока;
- пользоваться знаниями, которые получены ранее
- Вы готовы получать новые знания?
Откройте тетради.
Запишите, число, классная работа.
1. Запись предложения на доске.
- Прочитайте.
Неторопливая река отражает ясное небо.
Личностные:
- установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, в общей беседе;
- распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться
- понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.
Познавательные:
- искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу
- фиксировать информацию разными способами
Регулятивные:
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
- Как называется такая запись?
- Докажите?

Предложение.
Имеет законченную мысль.

Выполните устно синтаксический разбор. Повествовательное,
невосклицательное,
грамматическая основа (река отражает)
распространенное.

- Прочитайте выписанные пары слов. Во всех ли парах слова связаны по смыслу и грамматическими формами.

Нет.

- Над какой проблемой будете работать?

- Какую цель поставите?

Как найти связанные
слова по смыслу.

1. Вспомним изученное.
2. Поставим вопрос?
3. Определим грамматические признаки

- Подумайте и прочитайте эти пары слов. Неторопливая река.
Ясное небо.
Отражает небо.
- А что скажите о других парах? Слова не связаны по смыслу и нет грамматической формы

Прочитаем пары слов, где слова связаны по смыслу?

- Знаете ли вы, как называются такие пары?

- Вам уже знаком термин «словосочетание», он употребляется в учебнике и мы часто на уроках с ним встречаемся.
- А вот что такое словосочетание и что есть у словосочетания вы можете сказать?

Неторопливая река.
Ясное небо.
Отражает небо.

Сочетание слов или словосочетание.

Нет. Высказываются.

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель поставим перед собой?

Словосочетание.

Определить, что такое словосочетание?

- Что нам в этом поможет? Учебник.

Работа по учебнику
- Откройте учебник.
- Найдите урок № 109
- Что обозначает плашка?
- В каком блоке будет работа?

- Какова его цель?

Обязательная тема.

Как устроен наш язык.

Раскрывать тайны языка.

- Прочтите тему урока? Связь слов в предложении. Словосочетание.
- В каком разделе науки изучать будем словосочетание? Синтаксис.
- Какова цель этого раздела? Открывать новые открытия
о предложении.
Давайте же сейчас и прочитаем тайну о словосочетании на странице нашего учебника. Читают правило.
- Что же такое словосочетание? Подчинительная связь.
- С каким новым понятием, мы встретились? Подчинение.
- От какого существительного образовано это прилагательное?
- Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем, что значит подчинение? (работа в группах)
- Как вы поняли, что такое подчинительная связь?
То есть в паре слов одно слово подчиняется другому, т.е. одно является главным, другое зависимым.

- Какова цель урока?

1. Знать что такое словосочетание.
2. Учиться выделять словосочетания в предложениях.
3. Различать словосочетания и не словосочетание.

3 этап. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: научить пользоваться алгоритмом

Работа по учебнику

- Найдите упражнение № 1.

Прочитайте задание.

- Прочитайте 1-е предложение и обсудите в парах, какие вы видите словосочетания.
- Есть трудности?
- Выполните.
- Один учащийся у доски с вопросами
Или одна пара у доски

Личностные:
- умение выделить нравственный аспект поведения, ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.
Познавательные:
- читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
- фиксировать информацию разными способами.
Регулятивные:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану и планировать свои учебные действия;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Проверка. 1. Дарит нам, пышные снега, дарит снега, прозрачный лёд, сильные морозы, дарит морозы.
Зима дарит.
- Верно ли ребята справились? Нет есть ошибка. Это грамматическая основа.

Возникает проблема. Кто же прав? ВЫ или они.
- А теперь давайте обратимся к правилу и ещё раз убедимся, кто же прав. Стр.108.
- Да, ребята,
- Главные члены предложения как король и королева - никому не подчиняются, они равноправны.

Мы.

- Решили проблему?
- Составим алгоритм действий при определении словосочетания.
- Дети высказывают свои предположения.

Да.

1.Определить грамматическую основу.
2.Найти слова связанные по смыслу подчинительной связью.
3. Обозначить главное слово.

4 этап. Этап включения изученного в систему знаний

Цель этапа:
научить:
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- использовать приобретённые знания и умения при выполнении задания;
- выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием;
- представлять результат своей деятельности;
- использовать в своей работе таблицу и алгоритм действий.

- Достаньте АЛГОРИТМ из конверта и второе предложение выполните самостоятельно.
Проверка. Дети читают словосочетания. (Обмен в тетрадями)
Ребята удалось ли вам справиться с заданием? У кого были трудности?
Работа в группах (конверты)
- Следующее задание мы будем выполнять в группах

- Возьмите конверт, прочитайте задание. Карточка №1

Личностные:
- умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор
- ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях
Коммуникативные:
- умение работать, взаимодействовать в коллективе, соблюдая правила толерантности
Познавательные:
- фиксировать информацию разными способами;
- понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;
Регулятивные:
- действовать по плану и планировать свои учебные действия;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Упр.2. Читают задание вслух.
Какова цель задания?
Проверка. (Каждая группа читает ответы) лидер.

- Ребята, сразу ли вы пришли к единому мнению или были разногласия)
- В чем была трудность?

- А сейчас, поработаем в парах с упр. №3. Прочитайте задание.

Работать будете только с первым предложением.
- Какую цель поставите?

Звонкими капелями, радует капелями, ярким солнцем, радует солнцем.

Проверка.

(сразу ли вы пришли к единому мнению или были разногласия)
Были ли у вас трудности?

- А сейчас запишите своё предложение и выпишите словосочетание. ОБМЕН ТЕТРАДЯМИ ПРОВЕРЬ РАБОТУ ТОВАРИЩА
Проверка.

Пользуясь алгоритмом действий определить словосочетания и найти ошибки ученика.
Росли фиалки гр.основа
Росли душистые - нет подчинительной связи.

5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: научить:
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности;
- соотносить полученный результат с поставленной целью

- Вспомните, какие цели мы определили в начале нашего урока.
- Как вы считаете мы достигли цели урока?

Я хочу в конце урока рассказать вам притчу.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:
- Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает:
- Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая - выпущу.
Мудрец, подумав, ответил:
- Всё в твоих руках.
В наших руках быть грамотными и успешными, не бояться идти к цели и её добиваться. Вы порадовали меня, спасибо!

Личностные:
- оценивать результат своей деятельности
Коммуникативные:
- использовать речевые средства для представления результата деятельности
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу
Регулятивные:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности