Проект по правовому воспитанию дошкольников на тему «Маленьким детям – большие права» для детей старшей группы

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели.

Сроки реализации: с 14.03. по 25.03.

Тип проекта: коллективный, короткосрочный, практико-ориентированный.

Направление деятельности: нравственно-социальное, патриотическое.

Цель проекта: формирование у детей основ социально-правового сознания, воспитание нравственно-патриотических чувств.

Задачи

Создать условия для:

  • Ознакомления детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка, с правами и обязанностями человека.
  • Формирования эмоционально-положительного отношения к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умения проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми, уважения к правам другого человека, доброжелательности и чуткости к окружающим, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
  • Воспитания нравственно - патриотических чувств к своей семье, стране, городу.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Повышение уровня правового воспитания детей.
  • Формирование навыков нравственно-патриотического поведения.
  • Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение.
  • Повышение социальной компетентности дошкольников.
  • Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
  • Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
  • Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
  • Привить любовь и уважение к родной стране, городу, улице, природе, которая нас окружает.

Актуальность проекта

Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу.

Существует такая сторона (если можно так сказать) воспитания - пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти - любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Защита прав - это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.

Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим - вот, на наш взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И мы убеждены, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

Ресурсное обеспечение:

  • мультимедийное оборудование;
  • иски с музыкальными произведениями;
  • костюмы и атрибуты для театральной деятельности;
  • материалы для изобразительной деятельности.

Информационное обеспечение проекта:

  • Конвенция ООН «О правах ребенка»
  • Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  • Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»
  • Детская и методическая литература

Основные формы реализации проекта:

Участие в выставке «Моя Россия». Совместно с воспитателями рисование природы своей родины, изготовление макета «Мой дом». Совместная работа детей и родителей по составление рассказов о своём имени, создание плаката «Мы против жестокости». Досуг «Дети имеют право», развлечение по мотивам сказки «Дюймовочка».

План реализации проекта:

  1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
  2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.
  3. Выполнение проекта.
  4. Подведение итогов. Итоговое мероприятие. Презентация рассказов о своём имени.

Планирование деятельности с детьми:

Беседы:

  • «Что такое право?»
  • «Мой первый документ»
  • «Что может быть важнее жизни?»
  • «Поговорим о здоровье»
  • «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
  • «Мне нравится играть в…»
  • «Все люди на большой планете, должны всегда дружить»
  • «Что означает твое имя?»
  • «О вежливом отношении к членам семьи»
  • «О заботе взрослых членов семьи о детях»
  • «Обязанности детей в семье»
  • «Я живу по адресу…».

Дидактические игры:

  • «Назови друга ласково»,
  • «Назови свое взрослое имя»,
  • «Цепочка имен»,
  • «Назови имена, отчества своих родных»,
  • «Мой первый документ - свидетельство о рождении».

Чтение художественной литературы:

  • стихотворения об именах детей группы.
  • сказка «Похищенное имя», «Добрый волшебник», «Зарядка и Простуда», «Как кот Федот Иру развеселил».
  • Г.Остер: «Котенок по имени Гав», «Шарик».
  • А.Барто «Как Вовка бабушек выручал».
  • В.Осеева «Печенье», «Сестры».
  • чтение и обсуждение пословиц, заучивание стихотворений о родине;
  • загадки о вредных и полезных привычках.
  • чтение стихотворений: «Зачем соблюдать режим?», «Я хочу быть здоровым».
  • Шалаева Г.П. «Правила для воспитанных детей», «Как Антон полюбил ходить в детский сад».

Художественное творчество:

  • изготовление книжки «Мое имя».
  • изготовление макета дома.
  • изготовление ромашки с моими правами.
  • рисование «Природа России», «Моя любимая площадка».

Драматизации:

  • сказка «Дюймовочка» (нарушение прав).
  • этюды: «Конкурс лентяев», «Капризуля», «Задавака» (нормы поведения).

Решение проблемных ситуаций:

  • «Кто виноват?», «Странная девочка» (обсуждение поступков героев произведений и составленных ситуаций).

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Семья»
  • «Больница»
  • «В гостях»,
  • «Мы помощники»,
  • «Детский сад»;

Наблюдения:

  • «За строительством дома»,
  • «За самолетами»,
  • «За жизнью в п. Развилка»,
  • «За окружающей природой».

С родителями:

  • рассматривание с детьми «Свидетельства о рождении»;
  • консультация «Права ребенка»,
  • «Как открыть ребенку свою любовь»,
  • «Четыре заповеди мудрого родителя»,
  • «Конвенция о правах ребенка».

Беседы:

  • «Обязанности ребенка дома»,
  • «Чего у ребенка больше: прав или обязанностей?»,
  • «Какие права вам труднее всего выполнять?»

Итоговые мероприятия:

  • Изготовление книги «Конвенция прав ребенка»,
  • макет «Наш Дом»,
  • «Книга моего имени»,
  • «Ромашка-равашка»,
  • развлечение по мотивам сказки «Дюймовочка».