Участники проекта: дети старшей логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели.
Сроки реализации: с 14.03. по 25.03.
Тип проекта: коллективный, короткосрочный, практико-ориентированный.
Направление деятельности: нравственно-социальное, патриотическое.
Цель проекта: формирование у детей основ социально-правового сознания, воспитание нравственно-патриотических чувств.
Задачи
Создать условия для:
- Ознакомления детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка, с правами и обязанностями человека.
- Формирования эмоционально-положительного отношения к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умения проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми, уважения к правам другого человека, доброжелательности и чуткости к окружающим, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
- Воспитания нравственно - патриотических чувств к своей семье, стране, городу.
Ожидаемые результаты проекта:
- Повышение уровня правового воспитания детей.
- Формирование навыков нравственно-патриотического поведения.
- Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение.
- Повышение социальной компетентности дошкольников.
- Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
- Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
- Привить любовь и уважение к родной стране, городу, улице, природе, которая нас окружает.
Актуальность проекта
Человеческое достоинство - это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок - личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу.
Существует такая сторона (если можно так сказать) воспитания - пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти - любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав - это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим - вот, на наш взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И мы убеждены, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
Ресурсное обеспечение:
- мультимедийное оборудование;
- иски с музыкальными произведениями;
- костюмы и атрибуты для театральной деятельности;
- материалы для изобразительной деятельности.
Информационное обеспечение проекта:
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»
- Детская и методическая литература
Основные формы реализации проекта:
Участие в выставке «Моя Россия». Совместно с воспитателями рисование природы своей родины, изготовление макета «Мой дом». Совместная работа детей и родителей по составление рассказов о своём имени, создание плаката «Мы против жестокости». Досуг «Дети имеют право», развлечение по мотивам сказки «Дюймовочка».
План реализации проекта:
- Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
- Обсуждение проблемы, принятие задачи.
- Выполнение проекта.
- Подведение итогов. Итоговое мероприятие. Презентация рассказов о своём имени.
Планирование деятельности с детьми:
Беседы:
- «Что такое право?»
- «Мой первый документ»
- «Что может быть важнее жизни?»
- «Поговорим о здоровье»
- «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
- «Мне нравится играть в…»
- «Все люди на большой планете, должны всегда дружить»
- «Что означает твое имя?»
- «О вежливом отношении к членам семьи»
- «О заботе взрослых членов семьи о детях»
- «Обязанности детей в семье»
- «Я живу по адресу…».
Дидактические игры:
- «Назови друга ласково»,
- «Назови свое взрослое имя»,
- «Цепочка имен»,
- «Назови имена, отчества своих родных»,
- «Мой первый документ - свидетельство о рождении».
Чтение художественной литературы:
- стихотворения об именах детей группы.
- сказка «Похищенное имя», «Добрый волшебник», «Зарядка и Простуда», «Как кот Федот Иру развеселил».
- Г.Остер: «Котенок по имени Гав», «Шарик».
- А.Барто «Как Вовка бабушек выручал».
- В.Осеева «Печенье», «Сестры».
- чтение и обсуждение пословиц, заучивание стихотворений о родине;
- загадки о вредных и полезных привычках.
- чтение стихотворений: «Зачем соблюдать режим?», «Я хочу быть здоровым».
- Шалаева Г.П. «Правила для воспитанных детей», «Как Антон полюбил ходить в детский сад».
Художественное творчество:
- изготовление книжки «Мое имя».
- изготовление макета дома.
- изготовление ромашки с моими правами.
- рисование «Природа России», «Моя любимая площадка».
Драматизации:
- сказка «Дюймовочка» (нарушение прав).
- этюды: «Конкурс лентяев», «Капризуля», «Задавака» (нормы поведения).
Решение проблемных ситуаций:
- «Кто виноват?», «Странная девочка» (обсуждение поступков героев произведений и составленных ситуаций).
Сюжетно-ролевые игры:
- «Семья»
- «Больница»
- «В гостях»,
- «Мы помощники»,
- «Детский сад»;
Наблюдения:
- «За строительством дома»,
- «За самолетами»,
- «За жизнью в п. Развилка»,
- «За окружающей природой».
С родителями:
- рассматривание с детьми «Свидетельства о рождении»;
- консультация «Права ребенка»,
- «Как открыть ребенку свою любовь»,
- «Четыре заповеди мудрого родителя»,
- «Конвенция о правах ребенка».
Беседы:
- «Обязанности ребенка дома»,
- «Чего у ребенка больше: прав или обязанностей?»,
- «Какие права вам труднее всего выполнять?»
Итоговые мероприятия:
- Изготовление книги «Конвенция прав ребенка»,
- макет «Наш Дом»,
- «Книга моего имени»,
- «Ромашка-равашка»,
- развлечение по мотивам сказки «Дюймовочка».