Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках математики

Разделы: Математика, Патриотическое воспитание

Класс: 5

Ключевые слова: дроби, Решение задач с практическим содержанием


Дети, привыкшие к КРИТИКЕ,
Учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные,
Знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие,
Впитывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ -
С виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ,
Постигают науку терпения.
Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ,
Умеют верить в себя.
Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ,
Умеют видеть хорошее.
А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ,
Учит детей доверию.
Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ,
Живут с собою в ладу.
Одаренные ДРУЖБОЙ, ДУШЕВНЫМ ТЕПЛОМ -
Находят в мире любовь.

В условиях модернизации системы образования воспитание становится одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения. Стабильное развитие современного общества возможно только при активном, созидательном включении молодежи во все сферы социальной жизни. Воспитание представителей подрастающего поколения как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстроизменяющегося мира - эта установка приобретает особое звучание в ситуации реализации Концепции модернизации общего и профессионального образования. Оно должно быть направлено на достижение важнейшей цели: духовно-нравственного становления личности обучающихся.

Выделяю три аспекта актуальности:

  • подготовка широко образованных, высоконравственных людей
  • множество источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера
  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно- нравственной воспитанности

Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

  • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

При обучении математике основными направлениями, способствующими патриотическому воспитанию, являются:

  • использование историко-математического материала
  • проведение нестандартных уроков;
  • решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;
  • внеклассная работа.

В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса к предмету. Тогда урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет.

Задачи патриотического содержания служат эффективным средством развития личностных УУД учащихся, способствуют воспитанию чувства гордости за свою Родину, за героизм людей, приближавших победу. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае. Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Вот примеры некоторых заданий.

5 класс. Тема: «Действия с дробями»

Задачи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.

Задача: От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200 гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 20 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова Высота Мамаева кургана?

Задача: Построить столбчатую диаграмму по соотношению сил СССР и Германии на начало Великой Отечественной войны.

Боевые силы

Красная Армия

Германские войска

Личный состав

1200000

1800000

Количество танков

990

1700

Количество орудий

7600

14000

Количество самолётов

667

1390

Задача о блокадной восьмушке хлеба.

  • Подсчитать, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг.
  • Какую часть буханки составляет 1/3 от восьмушки?
  • Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки?
  • На сколько граммов хлеба в 1/16 части содержится больше, чем в 1/24 части хлебного пайка?

После решения задачи можно каждому учащемуся предложить попробовать 1/24 часть буханки хлеба и попросить сделать выводы.

Необходимо знакомить обучающихся с биографиями великих отечественных математиков.

Можно выделить время в декаду математики или при выполнении проектов по математике. Так, учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью Ломоносова М.В., С.В.Ковалевской, Колмогорова А.Н., Чебышева П.Л., и др.

Знакомство с фактами из их биографии, сопоставление их трудов с работами европейских ученых позволяют развивать у молодежи чувство национальной гордости и интернационализма, так как во время данного исторического экскурса освещается и роль работ их предшественников в формировании нового научного направления в математике. Можно сделать вывод о том, что наука математика интернациональна по своей сущности и является феноменом мировой, общечеловеческой культуры. Изучение жизни и творчества русских ученых помогают молодежи выбрать достойный пример для подражания. Ведь именно эти люди прославили Россию.

Еще одним из направлений воспитательной деятельности учителя может стать использование эпиграфов к уроку. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.

1. «Человек есть дробь. Числитель это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя - свои достоинства - не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н.Толстой

2. "...мы проиграли русским за школьной партой". Дж.Кеннеди

3. «Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон

Эпиграф можно записать на доске и прочитать его в начале урока. Записывать высказывания в тетради учащимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

За одиннадцать лет обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных знаний и умений, но одной из главных задач остается задача воспитания Человека, Личности, а учитель математики может и должен помочь формированию душ учащихся.

На современных уроках, прежде чем воспитывать патриота, нужно для начала заинтересовать самим предметом.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Воспитывать патриотов нужно на каждом уроке.

Математика - это лишь малая доля в океане патриотизма.