План-конспект мероприятия на тему «Проектирование развивающего занятия с использованием современных технологий арт-педагогики»

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, МХК и ИЗО, Дополнительное образование


Тема занятия: "Мастер-класс правополушарного рисования «Мышонок с цветами»"

Класс/ возраст участников: 2-3 класс (8-9 лет).

Время: 2 часа (2 урока).

Характеристика использованных техник:

  • приемы техники правополушарного рисования используется для создания рисунка: пошаговая инструкция техники рисования, имитационные движения в воздухе для отработки приема рисования шерсти и ромашки, рисование в виде геометрических фигур туловища животного, индивидуальная работа (проработка отдельных техник рисования);
  • приемы техники сказкотерапии: притча про дружбу (на этапе сонастроя), рисование сказочного персонажа, придумывание собственного рассказа/сказки (прием «Сказка по кругу») на этапе рисования и обмена рисунками;
  • приемы техники медиативного рисунка: «Мандала» (для рефлексии своего настроения в конце занятия);
  • приемы техники сплочения коллектива: «Задание на карточках» (для деления на группы на этапе обмена рисунками).

Цель: развитие навыков рисования животных из геометрических фигур, психологическое изменение ребенка, чтобы он стал открытым, активным, учился экспериментировать, мыслил нешаблонно.

Основные задачи:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру и желание изображать предметы окружающего мира в своих творческих работах.
  • Развивать воображение: желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески.
  • Учить смешивать краски для получения нужного цвета, рисовать шерсть животных, рисовать простые формы для создания образа животного.

Лексические темы, которые реализуются на занятии:

  • смешивание цветов;
  • навык рисования шерсти животных;
  • навык рисование простых форм.

Планируемые результаты:

  • смешивать цвета для получения заданного;
  • рисовать шерсть животных в предложенной технике или иным способом;
  • рисовать животное с использованием геометрических фигур;
  • уметь подходить к деятельности творчески (изменять форму, цвет, сюжет, придумывать небольшие произведения малых жанров по образцу или самостоятельно);
  • проявлять интерес к изображению предметов окружающего мира.

Музыкальный фон: песня «Серенький мышонок»: https://yandex.ru/video/preview/9774019907303407220

Описание основных этапов занятия

1. Вводное слово ведущего

Сонастрой: звучит негромкая музыка из песни «Серенький мышонок».

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам хочу рассказать притчу. Вот послушайте:

«У мудреца спросили:

- Сколько видов дружбы существует?

- Четыре, - ответил он. - Есть друзья, как еда - каждый день ты нуждаешься в них. Есть друзья, как лекарство, ищешь их, когда тебе плохо. Есть друзья, как болезнь, они сами ищут тебя. Но есть такие друзья, как воздух - их не видно, но они всегда с тобой».

- Что вы об этом думаете? Кто ваши друзья?

- Кого бы вам хотелось сегодня нарисовать?

- Послушайте загадку и отгадайте, кто станет героем нашего урока?

Учитель читает загадку:

В домах, полях я проживаю,
В полах я дырку прогрызаю,
Запасы впрок я создаю.
Вот только кошек не люблю.
(Мышь)

- Правильно, это мышь. Как же это связано с притчей? Об этом вы узнаете немного позже.

2. Разминка

- Как мы можем изобразить мышку?

- Давайте попищим, походим как мышка, покажем мышку в «театре теней».

- А как показать мышку пантомимой?

- А еще можно поиграть в кошку и мышку.

Пальчиковая игра со сменой рук «Кошка, мышка»: https://yandex.ru/video/preview/11865576557242453378

3. Введение в тему сессии

Учитель показывает работу, которую будут делать дети на уроке.

- Сегодня мы выполним работу в технике правополушарного рисования, которая называется «Мышонок с цветами».

- Опишем мышь с помощью загадки: я начинаю, а вы заканчивайте:

Маленький (рост),
Длинный (хвост),
Серая (шубка),
Черные (глазки),
Острые (зубки),
Собирает крошки,
Прячется от (кошки).

- Молодцы! Вы очень наблюдательные!

- Что вы знаете о мышах? (Дети высказываются.)

Игра «Правда или нет?»

Учитель читает утверждения, ученики высказывают свое мнение, может это быть правдой или нет. После этого учитель дает комментарии к ответам детей.

1. Мыши обитают практически везде. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда. Есть мышь песчанка - она живет в пустынях Азии и Африки. А есть и горные мыши. Они, как вы догадались, роют норы в скалистой местности.

2. Слово «мышь» в переводе с древнего языка санскрита означает «вор». Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда.

3. Скелеты мышей были найдены в пещерах первобытных людей. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда.

4. Мыши любят сыр. Правда или нет? Комментарий учителя: Это неправда. Если вы предложите мыши кусочек свежего хлеба и уже зачерствевшего, она выберет второй, потому что это для нее настоящий деликатес. А вот сыр эти грызуны, напротив не любят. На вкус продукт им нравится, а вот сырный запах вызывает у них отвращение. На самом деле любимые лакомства мышей - зёрна злаков и фрукты.

5. Мышь может пролезть через отверстие диаметром с шариковую ручку. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда. Мягкие кости черепа, крошечное тело и отличные зубы позволяют мыши пролезть через невероятно маленькие отверстия. Любая щель чуть больше 6 мм в диаметре грозит вашему дому катастрофой - обязательно найдется мышь, которая, перегрызая все на своем пути и ловко протискиваясь сквозь любые преграды, поселится у вас со своим многочисленным семейством.

6. Длина мышиного хвоста равна длине их тела. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда.

7. За год приносят потомство до 14 раз. Каждый раз на свет появляется от 3 до 12 мышат. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда.

8. Мыши ведут ночной образ жизни. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда.

9. Они не видят красный цвет. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда.

10. Мыши - грязные, нечистоплотные животные. Правда или нет? Комментарий учителя: Это не так - мышь очень чистоплотна. Если ее нора слегка промокла или в ней испортилась подстилка из растений, грызун покинет жилье. В этом случае мышь отправиться рыть новое убежище.

11. Во время бега мыши могут развивать скорость до 13 км/ч. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда. Они также хорошо карабкаются по разным поверхностям, прыгают и плавают.

12. Мыши умеют только пищать. Правда или нет? Комментарий учителя: Это не так. Человек не слышит всего многообразия звуков, издаваемых мышами. Они разговаривают, и даже поют на очень высокой частоте.

13. Мышки - глупые. Правда или нет? Комментарий учителя: Это неправда. Безусловно, интеллект мышей уступает крысиному, но, заручившись ее доверием можно обучить мышку несложным трюкам: подбегать на зов, ходить по маленькой дощечке. Еще Дуровы начали дрессировать мышек, создав интересные номера, самым знаменитым из которых стала известная на весь мир Мышиная железная дорога.

14. Мыши помогают ученым делать открытия, которые спасают жизнь людей. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда. Совсем недавно удалось раскрыть геном грызуна. Он совпадает с человеческим на 80 процентов. И не только этим млекопитающее похоже на человека. У животных и у людей суставы имеют одинаковое количество частей и устроены похожим образом.

15. Сегодня мыши являются популярным домашним животным. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда. Они ласковые, спокойные и не требуют особого ухода. Некоторые хозяева отмечают тот факт, что их питомцы откликаются на собственную кличку. Но мало кто знает, что малыш был приручен еще в древнем Египте. В Китае тоже разводили этих зверьков. И до сих пор жители этой страны уверены, что факт отсутствия грызунов в жилище - плохой знак.

16. Самая маленькая из мышей, живущих в России - мышь-малютка. Длина тела взрослой мыши не более 7 см, а масса - 5-7 граммов. Длина хвоста около 5 см. Правда или нет? Комментарий учителя: Это правда. Поместится ли мышь на твоей ладони?

А что еще вы знаете о мышах?

Рассматривание рисунка:

- Что вы видите на картине?

- Где живёт мышонок? Опишите его домик. Почему можно решить, что он устроил себе норку в доме, а не в поле? Почему можно решить, что это частный дом? Почему можно решить, что дом деревянный?

- Какой мышонок? Опишите его.

- Это настоящий мышонок или сказочный? Почему так думаете?

Игра «Мышки в сказках»

Мышки - популярные герои народных и литературных сказок. Вспомним некоторые из них.

Учитель читает отрывок из сказки, а дети называют ее.

1.

Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут-потянут - и вытянули… (репку). (Репка, РНС)

2. Девочка вдруг догадалась, как спасти мышонка.

- Стой! - закричала она брату. - Знаешь что? Посадим его в наш самый большой кораблик, и пускай он будет за пассажира!

На это брат согласился: всё равно мышонок потонет в реке. А с живым пассажиром кораблик пустить интересно.

Наладили парус, посадили мышонка в долблёное судёнышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился.

Ребята махали ему руками с берега. (Мышонок Пик. В.Бианки)

3. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. (Гуси-лебеди, РНС)

4.

Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
(Сказка о глупом мышонке. С.Маршак)

5. Жил-был на столе у Вовы Карандаш.

Однажды, когда Вова спал, на стол забрался Мышонок. Увидел Карандаш, схватил и потащил к себе в норку.

- Отпусти меня, пожалуйста! - взмолился Карандаш. - Ну зачем я тебе нужен? Я деревянный, и меня нельзя есть.

- Я тебя буду грызть! - сказал Мышонок. - У меня чешутся зубы, и я всё время должен что-нибудь грызть. Вот так! - И Мышонок больно укусил Карандаш.

- Ой, - сказал Карандаш. - Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь. (Мышонок и Карандаш. В. Сутеев)

6. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. (Курочка Ряба, РНС)

А какие сказки, в которых встречаются мыши, знаете вы? (Мышь встречается в следующих сказках: Курочка Ряба; Репка; Щелкунчик; Дюймовочка; Теремок; Рукавичка; Золушка; Глупый мышонок; Микки-Маус; Том и Джерри; Путешествие Нильса с дикими гусями; Кто сказал "мяу"; Грибок).

- Как вы думаете, что собрался делать мышонок? Почему вы решили, что собрался в гости? А что еще можно сделать с цветами, если это не так? Отличные идеи! Очень неожиданно!

- Какое у него настроение? Как вы думаете, почему? (Он грустный, например, потому что опоздал на день рождения. Он боится, например, потому что его поджидает наверху кот. Голодный, например, ничего не ел с утра. Другие идеи.)

Учитель может прочитать одно из стихотворений

Страх.

Трусишка всегда от испугу дрожала,
Но раз, когда утром с крылечка сбежала,
Ей встретился ёжик - колючий бочок,
Которого звали друзья Смелячок.

Чувство голода.

Мышка в гости торопилась,
На дорожку подкрепилась -
Съела наскоро она
Пуд отборного пшена,
Хлебных корок
Штучек сорок,
Сырных крошек
Восемь плошек
И фисташек
Пару чашек…
Съела бы и дюжину,
Да спешила к ужину!
(А.Василой)

Грусть.

Мышка к подружке
Спешила на чай:
- Ровно в двенадцать
Приеду. Встречай!
С огромным букетом
На машине поеду,
Без опоздания
Буду к обеду.
Мышка-малышка
Очень старалась:
Семь с половиной
Часов собиралась.
Ночь на дворе
Незаметно настала.
Мышка к подружке
На чай - опоздала.

- Как можно помочь мышонку справиться с грустью (со страхом, др.)? Как это делаете вы? Помогите мышке не бояться! Как вы это делаете, когда вам страшно?

Физминутка

Вышли мыши как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час. (повороты влево, вправо)
Раз-два-три-четыре. (хлопки над головой)
Мыши дёрнули за гири. (руки вниз, приседание)
Вдруг раздался страшный звон - (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон. (ходьба на месте)
(Самуил Маршак)

4. Рисование

Пошаговый инструктаж учителя по выполнению работы

Подготовка к выполнению работы

Учитель называет материалы и инструменты, которые понадобятся для работы.

- Мы будем выполнять работу на формате А4. Для работы нам понадобятся гуашь, кисть широкая, средняя и узкая.

- Гуашь какого цвета есть в нашем наборе? (называют)

- Какие цвета необходимы будут для того, чтобы выполнить нашу работу? Как можно получить серый? оранжевый? голубой цвет? Чем мы пользуемся для смешивания цветов?

- Какие еще можно использовать цвета для картины?

- Из каких геометрических фигур состоит фигура мышонка? (круг и овал) Что находится выше? Ниже?

Пальчиковая гимнастика

Мышка в норку пробралась, (делаем двумя руками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (слегка покачиваем скрещенными в замок пальцами)
В дырочку она глядит (делаем пальцами колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем к голове руки как ушки и шевелим пальцами).

Выполнение работы

Лист бумаги располагаем вертикально.

Грунтуем лист белой краской.

Фон растираем широкой кистью синюю и голубую краску сверху - вниз для создания фактуры дерева.

Рисуем мышонка геометрическими фигурами: голова - круг, туловище - овал. Цвет красок может быть любой: коричневый, черный, белый, охра, серый. Серый получаем смешиванием белой и черной красок. Рисуем круг, рисуем под кругом овал. Закрашиваем, кладем краску мазками, чтобы создать эффект шерсти. Делаем пушистость шерсти: берем кисть щетину, в разные стороны по контуру кладем небольшие мазочки (от контура наружу) по голове и туловищу. Силуэт мышонка готов. Дальше мы берем кисточку средних размеров и рисуем ушки, лапки и хвост краской оранжевого цвета. Уши - треугольники, закрашиваем мазками. Внизу лапки - половинка овала, закрашиваем оранжевой краской. Верхние лапки - капельки. Этим же цветом рисуем справа внизу хвостик. Носик рисуем так: в центре головы делаем короткую палочку, под ней точку, соединяем концы палочки с этой точкой и закрашиваем получившийся треугольник. Рисуем глазки средней кистью черной краской. Глазки имеют форму круга. Мы рисуем слева один достаточно большой глазик и справа. От носика вниз дугой тонкой кистью черной краской влево и вправо рисуем рот. Рисуем коготки на лапках тонкой кистью черной краской по форме как запятые.

Чтобы нарисовать ромашки, сначала потренируемся на отдельной заготовке. (Учитель берет заготовку и показывает).

Сначала рисуем серединку - овал, средней кистью желтой краской. Будем рисовать лепестки ромашки: вправо и влево белой краской рисуем изогнутую линию влево и вправо, вверх и вниз идут короткие полоски. Рисуем лепестки от маленького к большому постепенно увеличивая их длину, а затем от большого к следующему маленькому - уменьшая.

Теперь нарисуем ромашки на нашей картине. Берем тонкую кисть и рисуем желтой краской серединки ромашек так, чтобы они оказались на разной высоте, затем белой краской рисуем лепестки. Теперь мы это можем и умеем делать. Заканчиваем работу прорисовывая тонкой кистью зеленой краской стебли ромашек: от цветка ведем линию вниз.

Тонкой кистью белой краской прорисовываем блики на ушках, по хвостику, внутри глаз.

Возвращаемся к фону. Берем среднюю кисть и синей краской прорисовываем доски: сначала проведем линию посередине горизонтально, затем от нее вверх несколько линий по ширине досок и вниз влево и вправо показывая доски в перспективе. Затем линиями голубого и белого цвета рисуем короткие линии, показывая фактуру дерева.

Картина готова. Ставим подпись, число. Можно поставить в рамку.

5. Обмен рисунками

Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение.

- Что мы нарисовали?

- Что мышонок говорит, как вы думаете?

- Расскажите историю, связанную с этой картиной: что было раньше? Что мы видим сейчас? Что будет происходить после этого?

- Работать будем в группе. Разделимся на группы. Метод деления «Задание на карточках»: на бумажном квадрате записываются цифры: («13», «01», «666», «911»). Надо как можно быстрее объединиться а группы с одним названием. Для этого, получив бумажный квадратик и прочитав число, записанное на нем, необходимо найти ребят, у которых такие же бумажки, выкрикивая это слово, и собрать свою команду.

- Переворачиваем рисунок, один начинает и передает соседу справа, сосед справа читает и дописывает свое продолжение истории и передает соседу справа. Сказку нужно прочитать и закончить. Затем, автор рисунка читает сказку и придумывает к ней заголовок. Затем каждая группа представит свою сказку: можно прочитать или разыграть или показать другим способом.

- Придумайте свою небылицу, потешку или загадку про мышонка так, как вы это делали раньше, на уроке литературного чтения.

6. Подведение итогов

Профилактика ошибок:

- Что получилось?

- Что можно было бы исправить?

- Что можно было бы изменить, нарисовать по-другому?

Обратная связь

- Чему сегодня научились?

- Что вас удивило? обрадовало? восхитило?

- Что было делать сложно? Как преодолевали трудности?

- Изобразите в круге, понравилось занятие или нет. Изобразите свое настроение на мандале. Посмотрите, как изменилось настроение. (С чем это могло быть связано?)

Коллективное фото.

Обратная связь для родителей.

7. Оценка эффективности занятия

На данном занятии удалось научиться рисовать шерсть животных, правильно смешивать цвета для получения серого и оранжевого цветов, изобразить животное с помощью геометрических фигур. Образец, который предложил преподаватель, был использован творчески с изменением цвета и фактуры фона. Занятие прошло интересно, без особых затруднений. Поэтому можно говорить о хорошей эффективности проведенного занятия.

Приложение 1

Приложение 2